Смоловая Елена
Консультация для родителей «Двигательная активность дошкольников в течение дня»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей «Двигательная активность дошкольников в течение дня»
Двигательная активность – это естественная потребность в движении детей дошкольного возраста. Ее удовлетворение является важнейшим
условием всестороннего развития и воспитания ребенка.
Публикация «Консультация для родителей „Двигательная активность дошкольников в течение дня“» размещена в разделах
В дошкольном возрасте, в период интенсивного роста и развития детей, особенно важно обеспечить оптимальный режим двигательной активности,
способствующий своевременному развитию моторики, правильному формированию важнейших органов и систем.
Ежедневно в детском саду организовываются разные формы двигательной деятельности которые включают в себя:
- утреннюю гимнастику, способствующую укреплению костномышечного аппарата, развитию сердечно-сосудистой, дыхательной систем, в
тоже время создающая бодрое, жизнерадостное настроение;
- физкультурное занятие – основная форма систематического обучения
детей физическим упражнениям. Значение занятий: решение оздоровительных и воспитательных задач, что обеспечивает физическое, функциональное совершенствование организма, укрепляет здоровье ребенка;
- физкультминутки – кратковременные физические упражнения, которые проводятся в средней, старшей и подготовительной к школе группах
в перерыве между занятиями, а также в процессе занятий, требующих
интеллектуального напряжения (развитие речи, математика и др.).
Физкультминутки способствуют смене позы и характера деятельности
двигательной активности, которые снимают утомление и восстанавливают
эмоционально положительное состояние;
- подвижные игры – незаменимое средство всестороннего развития
детей;
- индивидуальная работа, направленная на закрепление двигательных
умений и навыков.
В группах в основном проводятся игры малой и средней подвижности.
Самым благоприятным временем для реализации потребности детей в
движениях является прогулка.
В процессе ежедневного проведения подвижных игр и физических
упражнений на прогулке расширяется двигательный опыт детей,
совершенствуются навыки в основных движениях, развиваются ловкость,
быстрота, выносливость; формируются самостоятельность, активность,
положительные взаимоотношения со сверстниками.
Содержание игр и упражнений на прогулке должно предусматривать:
1. Использование упражнений преимущественно динамического
характера и упражнений, требующих высокой координации движений.
2. Соответствие игр и упражнений сезону года, погодным условиям.
3. Применение разных способов организации детей.
4. Рациональное использование оборудования и инвентаря, предметов
окружающей среды.
5. Создание благоприятных условий для положительных эмоциональных и морально-волевых проявлений детей.
6. Активизация детской самодеятельности.
7. Стимулирование индивидуальных возможностей каждого ребенка.
Подвижные игры с разными видами движений планируются на
прогулке ежедневно.
Помимо организованных форм работы по развитию движений в
двигательном режиме детей 4 – 5 лет большое место занимает самостоятельная деятельность.
Учитывая индивидуальные особенности детей, и опираясь на их
интересы, воспитатель может показать разные варианты более активных
действий с пособиями, может обогатить игровой сюжет, наполнить его
разнообразными движениями
Советы родителям по организации двигательной активности дома.
Составляя режим дня ребенка в семье, взрослые могут опираться на организацию жизни дошкольника в детском саду. Ни один из тех видов деятельности, которыми ребенок занимается в детском саду,
не должен отсутствовать в его жизни дома.
Особое внимание взрослые должны уделять ежедневному пребыванию ребенка на воздухе, заботиться о благоприятном природном окружении, о наличии спортивных и детских площадок. Эти факторы способствуют укреплению здоровья, стимулируют рост, закаляют организм и обеспечивают необходимое восстановление сил.
Во время пребывания на свежем воздухе ребенку предоставляется возможность проявлять спонтанную двигательную активность, которая в этом возрасте естественна и доминирует. Движения ребенку не повредят — он сам неосознанно регулирует мышечную нагрузку.
Кроме предоставления возможности двигаться спонтанно во время пребывания на воздухе, следует специально совершенствовать навык прямохождения, упражнять в беге, прыжках, учить бросать и ловить мяч, играть в различные подвижные игры, организовывать небольшие спортивные состязания (кто лучше пройдет по скамейке, кто дольше не уронит мяч, кто длительнее прыгает через скакалку и т. п.). Так развивается общая двигательная культура ребенка.
В дошкольном возрасте встречаются и не очень ловкие, неумелые, неуклюжие дети, у которых нарушена мелкая или крупная моторика. Это дети с легкой дисфункцией мозга, или так называемые двигательно неодаренные дети. Они требуют особого внимания и своевременного индивидуального обследования у невролога или психолога. Для устранения отставания в двигательной сфере решающее значение имеют игры и занятия спортом.
Ежедневные физические упражнения предупреждают нарушения осанки и деформацию скелета (искривление позвоночника, уплощение грудной клетки, изменение форм ног, хорошо укрепляют весь организм и повышают сопротивляемость его различным заболеваниям. Ведь физически крепкие дети болеют сравнительно реже и переносят заболевания значительно легче. Маленькие дети очень подвижны. В бесчисленном количестве всевозможных движений проявляется их естественные стремления к развитию и совершенствованию своего организма. Различные физические упражнения и особенно игры, которыми так увлекаются дети, прежде всего, благоприятно влияют на их умственное развитие, на деятельность головного мозга и нервной системы, у детей создаётся бодрое, жизнерадостное настроение, и все жизненные процессы в организме протекают более активно. Физические упражнения содействуют развитию таких важных качеств, как внимательность, точность, дисциплинированность, настойчивость. Под влиянием различных игр у детей формируются положительные черты характера, и воспитывается сила воли.
При систематическом выполнении движений правильно развивается скелет детей и их мышечная система, повышается обмен веществ в организме, улучшается аппетит и усвоение пищи. Всё это обусловливает нормальный рост и развитие ребёнка.
Занятия гимнастикой и подвижными играми благоприятно влияют на деятельность всех внутренних органов, особенно на работу лёгких и сердца. Дыхание становится более глубоким, объём лёгких увеличивается, грудная клетка правильно развивается. Сердечная мышца укрепляется, улучшается кровообращение, а вместе с тем и питание всех тканей тела.
Родителям следует знать, что в результате регулярного выполнения разнообразных движений у ребёнка воспитывается ряд жизненно необходимых двигательных навыков в ходьбе, беге, прыжках, метаниях, лазании и т. п. Дети становятся более ловкими, выполняют движения согласованнее и точнее.
Для разнообразных физкультурных занятий и игр используется различного рода физкультурное оборудование: скамейки, бревна, лесенки, качели, канаты, кегли, мячи, скакалки и многие другие предметы. На прогулках на асфальтированной дорожке или спортивной площадке часто используются летом самокаты, трехколесные велосипеды, а зимой санки и лыжи. Тренировать и закаливать ребят надо в любые сезоны: ходить с ними на лыжах, кататься на катке, купаться, загорать, организовывать небольшие туристические походы. Воспитывать спортивные наклонности нужно с раннего детства. Важно обострить у ребенка чувство «мышечной радости», испытываемое здоровым человеком при мышечной работе. В детских садах в течение дня ребята регулярно занимаются физическими упражнениями. На утренней гимнастике и во время физкультурных пауз используются общеразвивающие упражнения, во время которых вовлекаются в работу различные группы мышц. Родителям же, в свою очередь, нужно работать над двигательной активностью ребят дом