Приложение МААМ

Консультация для родителей ДОУ «Как улучшить детскую память»

Трунова Елена
Консультация для родителей ДОУ «Как улучшить детскую память»
▼ Скачать + Заказать документы

Родители часто недоумевают, почему их малыши с трудом разучивают стихи, которые задали к празднику, а полюбившиеся песенки или стихи запоминает легко и может повторять их бесконечно? От чего зависят способности к запоминанию? И самое главное, как можно развивать память ребёнка?

Развитие памяти заключается в качественных изменениях процессов памяти и в трансформации содержания фиксирующего материала. Это очень важно для детей в повседневной жизни, на занятиях, в учебе. Недаром при оценке интеллектуальной готовности ребенка к школе, одним из важнейших критериев является его развитая память. Ведь это предпосылка к успешному и разностороннему познанию мира, усвоению новой информации. Чем больше родители уделяют развитию различных видов памяти, внимания и воображения малыша, тем выше интеллектуальный потенциал их ребенка. Именно поэтому, для развития интеллекта очень важно включать игры и упражнения на развитие всех видов памяти.

Публикация «Консультация для родителей ДОУ „Как улучшить детскую память“» размещена в разделах

От чего зависят способности к запоминанию? Здесь существует несколько факторов. В первую очередь, возраст - чем старше ребёнок, тем лучше у него работает память. Такая прямая зависимость связана не столько с непосредственным развитием памяти, сколько с совершенствованием техники её применения. Малыш запоминает предлагаемый материал, не прилагая усилий, основываясь на своей естественной способности. Дети постарше для запоминания прибегают к определенным приёмам - связывают новую информацию с прежним опытом. Помимо возраста значение имеет накопленный багаж знаний - память развивается с учётом объёма знаний. На развитие памяти также влияет уровень умственных способностей - чем больше малыш умеет делать, чем активнее он размышляет над чем-либо, тем больше он в состоянии запомнить. По мере взросления у ребенка развиваются его умственные способности, и с ними вместе развивается память.

Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению. Память дошкольников носит в основном непроизвольный характер. Малыши еще не умеют ставить перед собой задачу запомнить и не воспринимают такое задание от взрослых. Непроизвольно запечатлевается тот материал, который включен в активную деятельность. Запоминание и припоминание происходят независимо от воли и сознания ребенка и зависят от характера его деятельности. Именно поэтому новые знания должны иметь для крохи какое-то значение - чем больше эта информация соприкасается с его интересами, тем легче он ее запомнит.

Приемы запоминания и припоминания ребенок не изобретает сам, их организует взрослый. Объем запоминаемого будет зависеть от состояния зрительного и слухового восприятия и внимания. Поэтому с раннего возраста необходимо развивать у детей эти способности и речь, чтобы способствовать развитию всех видов памяти. В дошкольный период память развивается очень интенсивно, поскольку дети начинают задавать множество вопросов и получают огромное количество информации. В этот период по скорости развития она опережает другие способности. Вот чем объясняется легкость, с которой 3-6 летние детишки запоминают стишки, сказки, считалки, загадки, а также все необычное и красочное.

Элементы произвольной памяти появляются у ребенка к концу дошкольного детства в тех ситуациях, когда малыш ставит перед собой задачу запомнить и вспомнить. Это желание надо всячески поощрять, учить кроху запоминанию с помощью игр и упражнений, контролировать правильность усвоения информации. Кроме реализации всех общих условий, способствующих развитию памяти, стимулировать этот процесс помогут специальные упражнения и игры. Как только малыш произнес первые слова, с ним можно обсуждать все, что происходит вокруг: что видели на прогулке, чем занимались утром, что кушали на завтрак, с какими игрушками возились в песочнице. Сначала, конечно, перечислять все это будут взрослые, но постепенно кроха присоединится к игре. Чтение книг, заучивание стихов, разгадывание загадок, головоломок, ребусов - все это помимо общего развития, прекрасно развивает память.

Читая с малышом книгу или заучивая стишок, мы тем самым развиваем его словесно-смысловую память. Особое внимание стоит обратить на то, что при чтении дети обычно следят за сюжетом, пропуская подробности и описание персонажей, явлений, поэтому читать им одну и ту же сказку, стишок, рассказ придется неоднократно. Затем можно задавать вопросы о прочитанном: Что происходило в сказке? Кто что делал? Как выглядел? Что плохо, что хорошо? и т. д. Важно, чтобы ребенок рассказывал об описываемых событиях последовательно и логично. С этим способом развития памяти слишком поторопиться просто невозможно - уже в 1,5-2 года дети с удовольствием перечисляют героев стишка или сказки. К 5 годам задачу можно усложнить, побуждая малыша пересказывать рассказы.

Игры для развития памяти :

1. Первая группа заданий. Выставьте на столе 7 любых предметов. Попросите ребенка внимательно посмотреть на них и закрыть глаза. В этот момент уберите один из предметов или добавьте новый, или просто переставьте их местами. Открывшему глаза ребенку нужно найти изменения.

2. Возможен более легкий вариант - в таблице нарисованы разноцветные цветочки (машинки, кораблики). Закройте лист и спросите, какого цвета, в какой клеточке был предмет. Можно предложить ребёнку картинку, на которой изображено много предметов различного цвета. Картинку закройте, а ребенок пусть вспомнит, какого цвета был домик, какого кошка. Возможен вариант наоборот - что было зелёного цвета, что розового.

3. Ещё одно упражнение такого же типа. Например, покажите ребенку изображение большого букета цветов. На листе бумаги напишите названия цветов, изображенных на картинке, и ещё двух - трёх растений, которых нет. Закройте рисунок и попросите ребенка показать, что в перечисленных названиях соответствует рисунку, а что нет. Кстати, для усложнения задачи можно «забыть» внести в список название одного - двух цветков с картинки.

4. Следующее упражнение влияет не только на развитие памяти, но и внимания. Один раз прочитайте текст вслух. Затем прочитайте его еще раз, допуская в каждом предложении неточности. Попросите ребенка вас исправить. Пусть он прочитает текст без допущенных вами ошибок.

5. Для расширения объема восприятия предложите ребёнку поиграть в игру. Напишите на листок в столбик слова, состоящие из четырёх букв, произнесите их 2 раза, а ребёнок пусть назовет все слова, какие вспомнит.

6. Читая сказки, нужно обязательно рассматривать иллюстрации. После этого можно задать ребёнку вопросы по ним. Попросите его назвать сказки, в которых встречаются поросята, волк, лиса, принцесса и т. д. Или другой вариант - перечислите героев какой-либо сказки, естественно известной ему (дровосек, волк, бабушка и т. д., и попросите угадать что это за сказка.

7. Напишите на листе бумаги ряд слов («утро», «солнце», «туча», «мальчик», «чашка», «мяч», покажите их ребёнку и предложите составить рассказ, в котором бы были эти слова. Время от времени, читая ребёнку известные ему четверостишья, «забывайте» последнее слово, а потом и целую строчку, предоставив ему возможность досказать стихотворение самому. Также, рассказывая известную сказку, что-нибудь «перепутайте», пусть ребёнок уличит вашу ошибку. После каждой прочитанной сказки просите ребёнка пересказать содержание, ответить на вопросы по сказке.

8. Еще одна группа упражнений связана с тактильными ощущениями. Например, лежа в постели, пальцем нарисуйте у ребёнка на спине цветочек, букву, цифру и попросите назвать его. Или закройте малышу глаза попросите на ощупь назвать предмет, который вы будете давать ему в руки.

9. Ещё один важный момент, на который следует обратить внимание. Многие родители сетуют, что большинство детей воспринимают только зрительную информацию - прочитанную в книге, увиденную на картинке. А вот то, что они слышат, в большинстве своем проходит «мимо ушей». Чтобы этого избежать, предлагайте ребенку игры - упражнения, тренирующие восприятие информации «на слух». Например, можно поиграть в игру. Пусть ребёнок ловит мяч «на слова», в которых встречается буква «А», или можно «ловить» только цвет или животных. Вариантов может быть множество. А если нет возможности поиграть с мячом, то пусть в нужные моменты он просто хлопает в ладоши. Очень полезно слушать аудиокассеты со сказками. Только опять же не забудьте через какое-то время поговорить с ребёнком на тему того, что он слушал, задать ему ряд вопросов.

Главным же условием работы является сохранение дружелюбной эмоциональной атмосферы. Все упражнения выполняются в игровой форме. Если ребёнок хочет, чтобы родители тоже выполняли эти задания, родители должны быть к этому готовы. Взрослым это тоже не помешает, а ребёнок будет чувствовать себя гораздо увереннее, если будет выполнять задания не один.

Нужно хвалить ребёнка за достигнутые результаты. Похвала послужит толчком к его дальнейшим занятиям.

Родителям надо помнить, что заниматься с ребёнком 2-3 раза в неделю не достаточно. Нужно набраться терпения и уделить этим занятиям столько времени, сколько потребуется ребёнку для улучшения его результатов. Лучше всего заниматься ежедневно по 15-20 минут. Главным достижением этих занятий будет формирование у ребёнка интереса к развитию самого себя.

Публикации по теме:

«Дорогие взрослые! Папы и мамы! Приходите в детскую библиотеку!». Памятки для родителей. Дорогие коллеги и гости моей странички. После очередного посещения нашей сельской библиотеки, мы вместе с работником библиотеки Крайнюк.

Консультация «Как развить память ребенка» Как улучшить память? Существует три «закона» памяти. Первый «закон» памяти – получить глубокое яркое впечатление о том, что хотите запомнить,.

«Развиваем детскую память». Рекомендации родителям«Развиваем детскую память». Рекомендации родителям Дети дошкольного возраста обладают удивительной памятью, намного превосходящей память взрослого человека. Но у детей лучше сформирован.

Консультация «Как включить взрослый персонаж в детскую театрализованную постановку» Мы с Вами знаем, что дети с большим удовольствием участвуют в театрализованных постановках сказок. Ведь это - и ряжение в костюмы, и перевоплощение.

Консультация для родителей «Как развить у ребенка память»Консультация для родителей «Как развить у ребенка память» Память у ребенка надо развивать постепенно,так как для каждого возраста имеют место различные игры и упражнения. С детьми от 1 года до.

Консультация для родителей «Как развивать память у детей?» Важнейшей особенностью любого человека является его память, благодаря которой каждый человек накапливает жизненный опыт. Память - это способность.

Консультация для родителей «Память бережно храним!»Консультация для родителей «Память бережно храним!» Консультация для родителей «Память бережно храним!» «МЫ ПОМНИМ, МЫ ГОРДИМСЯ! История нашей страны никогда не была безмятежной. В ней.

Консультация для родителей «Учим стихи — развиваем речь и память»Консультация для родителей «Учим стихи — развиваем речь и память» На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.

Консультация «Развиваем внимание и память через дидактические игры»Консультация «Развиваем внимание и память через дидактические игры» Консультация "Развиваем внимание и память через дидактические игры" «Игра имеет в жизни ребёнка такое же значение, как у взрослого - деятельность,.

Экскурсия в детскую библиотекуЭкскурсия в детскую библиотеку В городской библиотеке (филиал №3) города состоялся "Волшебный день дошкольника". В этот день посетили библиотеку несколько групп нашего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей ДОУ «Как улучшить детскую память»
Опубликовано: 17 сентября 2020 в 10:50
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей ДОУ «Как улучшить детскую память»» (включая файлы) размещена пользователем Трунова Елена в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД