Оксана Лаврова
Консультация для родителей дошкольников «Роль эмоций в «плохом» поведении ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Роль эмоций в плохом поведении ребенка
Многие из вас видели, как «невоспитанно» ведут себя дети в магазине, в кинотеатре или просто театре, на улице или в другом общественном месте. Обычно родители в такой ситуации испытывают стыд, а окружающие негативно относятся к подобной «невоспитанности». Действительно ребенок с некоторого возраста и в некоторых условиях проявляет характер и своеволие. Что же делать родителям в таких ситуациях? Простые советы: «скажи то – то» и «сделай так – то» - не сработают. Психика человека – сложное творение природы. И все хорошее в ребенке и в отношениях с ним не является следствием какого – то «правильного» действия или слова. Это процесс изменения стиля, условий, порядка жизни родителя. Давайте разберемся с этим вместе.
Публикация «Консультация для родителей дошкольников „Роль эмоций в „плохом“ поведении ребенка“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции. Консультации и рекомендации для родителей
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
Многим взрослым нужно, чтобы дети вели себя тихо, послушно, незаметно, но физиология малыша не такова. Природа наделила малыша необходимыми видимыми и слышимыми сигналами для выживания. Эмоция младенца в виде плача (крика) – сигнал родителям о том, что с их ребенком не все в порядке. Либо маленький человек хочет кушать, а может ему страшно, у него мокрые штанишки или захотелось к маме на руки. С ростом ребенка появляются новые эмоции : радость, гнев, обида, ревность и т. д. И у детей они еще сильнее, чем у взрослых, потому что не сдерживаются пониманием и сознанием. Все эмоции для детей очень естественные, поэтому детям присуще вести себя шумно и эмоционально. Что же такое эмоции вообще. Обратимся к словарю.
Эмоции - субъективные реакции человека и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей, проявляются в виде удовольствия или неудовольствия, радости, страха и т. д. Сопровождают эмоции любые проявления жизнедеятельности организма и отражают в форме переживания смысл явлений и ситуаций. Служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей (мотивации). Возникли эмоции в процессе эволюции как средство, с помощью которого живые существа определяют биологическую значимость состояний организма и внешних воздействий. В науке известны выразительные движения и физиологические сдвиги в организме, возникающие при эмоциях, (изменения в работе сердца, дыхания, пищеварения и т. д.). Эмоция (сущ., ж. р) образовано от древне - французского слова «motio» - «движение», от латинского «motio», что означает «движение, душевное движение» и «волнение, дрожь (от лихорадки, от нервного возбуждения»).
Движение это отражается в нашем теле. Когда ты зол и разгневан, непроизвольно сжимаются кулаки, хочется драться, пнуть что – либо ногой. Когда переполняют эмоции радости, хочется бежать, подпрыгивать, хлопать в ладоши, обниматься. А если пришла горе - беда, обнять колени руками, повесить голову на грудь и плакать. Двигательные импульсы при эмоциях свойственны и взрослым людям. Но взрослые люди могут сдержать свои переживания, а дети, особенно пятилетние малыши, ещё нет, уровень развития их мозга не позволяет этого. Выражение эмоций - процесс освобождения организма от внутреннего давления, вызванного какими – либо условиями. Похоже на процесс выделения в физиологии – избавление от конечных продуктов обмена, чужеродных веществ и избытка воды, солей и органических соединений, поступивших с пищей или образовавшихся в организме. Попытка резко остановить этот процесс негативно скажется на здоровье. Призывая вести свое чадо нормально, родитель совершает насилие над детским организмом. Взрослый должен быть на стороне своего ребёнка и поддерживать его, особенно когда он ведёт себя соответственно своему возраст. Вместо возмущения: «Как ты себя ведёшь!», грубого окрика: «Прекрати немедленно!», тихого шантажа «Успокойся, а то придем домой, я тебе покажу», шлепка по попе нужно спросить: «Что с тобой?».
А чтобы ребенок мог правильно на него ответить, взрослому каждый раз нужно называть малышу его эмоцию («тебе больно», «ты обижен», «ты сердит», «тебе грустно», «ты так веселишься») и давать переживать ее ему в своем присутствии. Взрослый должен помочь ребенку разобраться в собственных переживаниях. У детей нужно сформировать понятие того, с ними происходит, понятия того, что происходит с другими людьми, что люди переживают и чувствуют, тогда понятие перерастет в старшем дошкольном возрасте в умение регулировать свое поведение в обществе. Придет сознание и понимание своих чувств.
Прежде чем реагировать на непослушание ребенка нужно понять, что за ним стоит: усталость, обида, раздражение, перевозбуждение. К маленькому человеку надо прислушаться, понять его состояние и только после этого ««воспитывать» или отказаться от дальнейшей воспитательной работы.
Плохое поведение ребенка – это форма протеста против просьб или задач, которые исходят от родителей. Протест запускается слишком настойчивыми попытками заставить что – то сделать рано, не по возрасту маленького человека. Надо следить не за ребенком, а за тем, насколько ваше очередное распоряжение выполняется ребенком. Если не выполняется, не повторять тут же по несколько раз, не «заводиться», «не срываться на крик» и конечно не шлепать по попе. Вообще, приглашать что – либо сделать, важно доброжелательно.
Однако следует помнить, что есть такие действия, как строгий запрет, категорический запрет. Ребенок может попытаться «надавить» на родителей, добиваясь своего. Может «впасть» в истерику: падать на пол и кричать, бить руками и ногами родителей, биться головой о стену, ведь ему отказывают в чем – то. Если ребенок нарушает запрет и устраивает этот «концерт», его нужно удалить, изолировать, оставить в том месте, где он устроил истерику. Если продолжает буянить, применить физические меры – ограничить его движения («взять в замок», крепко прижать к себе). Делать это надо не колеблясь и не отступая. Только так родитель покажет, выполнение своего нет (нельзя).
«Концерты» устраивают дети, которых растили без правил. В младенческом возрасте не пресекались выходки типа кусания, щипания, дергания волос у взрослых. А взрослые вместо запрета умилялись, уговаривали и «сюсюкали».
Выдерживать силу детских эмоций не всегда легко, но надо стремиться уделить каждой достаточно внимания. «Плохое» поведение – это может быть и форма протеста. Нужно находить время посидеть и поговорить с детьми. Послушать, обсудить, что важно им. Не оставлять ребенка наедине с его переживаниями, эмоционально сопережить его состояние. Вспомнить себя в детстве, как бы вы выражали переживания ребенка. Только пережив это, мы можем поддержать в этом другого человека.
Конечно с послушным ребенком взрослому легче. Родители постоянно заняты, хотят, чтобы ребенок не мешал, выполнял их требования «сразу и сейчас», «сказал – сделал». Взрослые не хотят замечать проблемы ребенка, а реализуют свои требования и желания. А малыш не может быть таким, каким они хотят его видеть. Нужно и родителям над собой «работать», иначе на ситуацию повлиять не возможно. Постараться быть терпеливыми, снисходительными, доброжелательными. Излишняя строгость, требовательность, жестокое обращение, бесконечные замечания, отсутствие поблажек вырастят из ребенка робкого, тревожного или наоборот агрессивного и озлобленного человека. А никто не хочет, чтобы его ребенок был таким. Любите своих детей. Отдавайте им все самое лучшее, доброе и душевное, что есть в вас. Когда дети узнают (как писал поэт А. Блок, что есть «свет», они поймут, что есть «тьма».
Список использованной литературы^
Ю. Б. Гиппенрейтер «Что делать, чтобы дети…Вопросы и ответы» - Москва. Издательство Аст, 2015.