Елена Дмитриева
Консультация для родителей «Дошкольникам о живописи»
▼ Скачать + Заказать документы
Прикоснувшись душой к прекрасному
Потребность в красоте и доброте у ребёнка отмечается с первых дней его жизни. Едва освоив элементарные движения, малыш тянет ручки к красивой игрушке и замирает, услышав звуки музыки. Немного повзрослев, рассматривает иллюстрации в книжке, приговаривая: «Красивая», и сам пытается на бумаге карандашом создавать только ему понятную красоту. В старшем дошкольном возрасте он уже избирателен в выборе красивого, имеет на этот счёт собственные суждения и сам, исходя из своих возможностей, «творит» красивое, чтобы удивить, восхитить, поразить нас, взрослых, умением видеть окружающий мир.
Публикация «Консультация для родителей „Дошкольникам о живописи“» размещена в разделах
Если спросить взрослого человека, что ему запомнилось из детства, он обязательно назовёт: красивый летний луг, цветущий весенний сад, молодую красивую маму и добрую бабушку… Такие воспоминания облагораживают чувства, в этот момент у человека преображаются даже голос и лицо. Как важно, чтобы детское восприятие красоты сохранилось на всю жизнь. Ребёнка надо учить видеть прекрасное вокруг себя - в природе, в жизни и деятельности человека, в отношениях между людьми, их поступках, взглядах, суждениях.
Незаменимым средством формирования духовного мира детей является искусство: литература, музыка, скульптура, народное творчество, живопись. Влияние искусства на становление личности человека, его развитие очень велико. Без воспитания эстетически грамотных людей, воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям, умения понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей творческих начал невозможно становление цельной, гармонически развитой и творчески активной личности.
Живопись и воспитание
Искусство пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-творческое начало. С помощью живописи дошкольники могут научиться понимать гармонию природы. Кроме того, ознакомление детей с жанровой живописью позволяет закладывать первоначальную основу формирования у них ценностных ориентаций в школьном возрасте, как, например, умения высказывать личностное отношение к понравившейся картине, к изображенным на ней людям, предметам, природе, давать сравнительную оценку явлению, отражённому на полотне или наблюдаемому детьми в реальной жизни.
При детальном рассматривании картины, анализе изображённого на ней, дети учатся устанавливать взаимосвязи в содержании произведения: не только отвечать, что видит ребёнок на полотне, но и уметь объяснить, почему художник посвятил картину данной теме, какие средства выразительности использовал, чтобы раскрыть содержание задуманного.
Любое произведение искусства строится по определённым, логичным представлениям художника об окружающем мире, о смысловых связях между явлениями и предметами, об их назначении. Так детей подводят к осознанию замысла художника (о чём написана картина, к пониманию связи между содержанием произведения и выразительными средствами.
Особое место живопись занимает и в развитии речи. Ведь речь ребёнка - показатель того, насколько он понял содержание произведения. Кроме того, при рассматривании произведений живописи просто невозможно не использовать поэтические строки, образные сравнения – всё это, несомненно, делает богаче словарный запас дошкольника.
С помощью живописи развивается и мыслительная деятельность старших дошкольников: умение делать обобщение на основе анализа, сравнивать и объяснять. Это как бы закладывает первоначальные основы творческого восприятия искусства.
Искусство способствует воспитанию различных чувств. Так, при ознакомлении с жанровой живописью у детей активизируется интерес к различным видам деятельности человека, отношениям его в процессе труда, результатам труда, художественному творчеству.
Учить дошкольников видеть в живописи красоту природы, окружающего мира, человеческих поступков - значит развивать их эстетические чувства, задевать тонкие душевные струны, воспитывать гармонически развитую и творчески активную личность.
Как смотреть произведение изобразительного искусства
Уважаемые мамы, папы, бабушки и дедушки!
Приобщайте ваших детей - сыновей и дочерей, внуков и внучек - к прекрасному. Учите их понимать гармонию цвета, линий, светотени.
Помните!
К восприятию искусства ребёнка надо готовить:
С помощью вопроса;
Своим рассказом о понравившейся репродукции;
Предложением отобрать для подарка красивую репродукцию;
Необходимо учить ребёнка внимательно всматриваться в произведение:
Сообщить название произведения и фамилию художника;
Рассмотреть всё, что изображено на картине;
Определить, какое настроение выражено в произведении, как его передал художник;
Обобщить, о чём картина;
Предложить посоревноваться, кто лучше, интереснее расскажет о своём отношении к этому произведению;
Надо учить ребёнка задавать вопросы о картине:
Что бы ты хотел узнать об этом произведении?
Кто (папа, мама, ребёнок) придумает самый интересный вопрос о картине?
Если бы ты показал это произведение товарищу, о чём бы ты его спросил?
Учить ребёнка говорить о произведениях искусства эмоционально, подбирая образные сравнения, эпитеты, метафоры, меняя интонацию голоса.
Обязательно рассказать, почему понравилась именно эта картина, что вспомнилось, о чём мечталось, когда смотрел на неё.
Создавать у ребёнка желание продолжать ознакомление с живописью!
Дорогие родители!
Успехов вам в приобщении вашего ребёнка к миру красоты и доброты!