Полина Айдиева
Консультация для родителей «Детское драчливость»
▼ Скачать + Заказать документы
«О детской драчливости»
С умения строить отношения со сверстниками начинается подготовка ребенка к жизни среди людей – сначала в обществе детей в детском саду и в школе, затем в студенческом и производственных коллективах.
Публикация «Консультация для родителей „Детское драчливость“» размещена в разделах
Очень важно, чтобы эти отношения были доброжелательными. Ведь сегодняшним Вовам и Валям предстоит жить в обществе, где их ценность будет определяться умением быть коммуникабельным. Учитываем ли мы это сейчас, пока ребенок совсем мал? К сожалению, не всегда. Наши реакции на жалобу ребенка порой заслоняют перспективы завтрашнего дня, и мы, разгневанные царапиной, синяком, детской информацией о том, что его обидели, советуем ребенку: «Не давай себя в обиду, отвечай тем же!». «Дай сдачи!», - немудреный совет, к которому прибегают родители. Конечно, их нельзя не понять: они движимы беспокойством за благополучие своего ребенка. Однако могут ли они быть уверенны в том, что дающий сдачи защищен от дальнейших нападок другого? Разве не может случиться, что после того, как ваш сын или дочь дал сдачи, не последует ответный и еще более ощутимый? Ясно, к чему это приводит: драки, взрыв самых отрицательных эмоций и вряд ли требуется комментарий, как это сказывается на его эмоциональном состоянии, нравственном развитии в целом. И еще не может ли случиться так, что «бойцовские качества» вашего ребенка обернется на самих родителей? Не из таких ли маленьких драчунов вырастают взрослые дети, неспособные уважать родительские седины? Не из таких ли берутся мужья и жены, которые выясняют семейные отношения, увы, не с помощью убеждений?
Только ли с помощью силы ребенок может утвердить себя в детском коллективе? Конечно, нет. Напротив, такая позиция кончается тем, что маленький драчун оказывается изолированным: с ним не хотят играть, общаться, его держат как бы на почтительном расстоянии. А кто повинен в этом? Конечно, не ребенок. Нельзя не учитывать, что эмоциональное сочувствие ребенка в группе во многом зависит от того, как родители подготовили его к жизни в обществе сверстников, насколько сумели привить ему общественные навыки- интерес к совместным играм и занятиям, элементарную культуру общения в повседневной жизни.
Чем же дети завоевывают расположение сверстников к себе? Каждый утверждает себя по-разному: один «начитан» и знает больше, чем другие; другой- великолепный затейник; третий- самый смелый; пятый- самый ловкий. Быть признанным в своей среде очень важно для ребенка. Это значит постоянно ощущать свою защищенность, эмоционально-психологический комфорт. А это ни что иное, как одно из необходимых условий для нормального психологического развития.
Родители должны понимать, что сам по себе приход ребенка в детский сад меняет весь образ его жизни. Из самого младшего члена семьи он становиться одним из равных членов коллектива своих сверстников. Если в семье на правах маленького он был предметом постоянного внимания, любви всех взрослых, то здесь он может претендовать на внимание к себе как к одному из многих; если в семье ему уступали, как младшему, то здесь, среди таких же, как он, приходиться уступать самому4 если в семье он был полновластным владельцем игрушек, то здесь он научиться делиться ими или пользоваться вместе с товарищами. Далеко не просто научиться ребенку всему этому.
Задача взрослого – как можно раньше помочь развивающемуся ребенку овладеть свойственному культурному человеку нормами поведения в обществе. И главное, чтобы строились они на основе доброжелательности: учить играть дружно, считаться с другими детьми, уступать игрушку, делиться тем, что у него есть, помогать, заступиться за меньшего, более слабого. Одним словом, познавать права сверстника.
Усвоив это, ребенок осознает, что он одним из многих, таких же, как он сам; его капризное притязание, собственническое «мое», «дай», «хочу» должно постепенно трансформироваться в коллективное «наше», «это надо», «можно», «нельзя», «нужно».
Формирование нужных черт личности – это длительный, непрерывный процесс, который не может быть ограничен ни местом, ни временем, и не дает результатов от прямолинейного разового воздействия. Много косвенных, незримых для воспитуемого воздействий потребуется со стороны воспитателей и родителей, чтобы, к примеру, у ребенка, проявляющего агрессивность, эгоцентризм, формировать общительность, доброжелательность, чувство локтя, сдержанность, волевые качества, которые помогут управлять своими действиями и поступками, считаясь с моральными нормами жизни в коллективе. Этому должна способствовать вся жизнь ребенка в семье и в детском саду, те правила, с которыми его необходимо знакомить: ты обязан считаться с общим замыслом игр, согласовывать свои действия с другими ребятами: все, с чем играешь, вместе со сверстниками, должно распределяться по справедливости; при необходимости умей уступать; ждать, помогать, выполнять не только ведущие роли, но и второстепенные – таков закон товарищества; отнимать игрушки или выбирать лучшие, жадничать, капризничать, командовать другими ребятами некрасиво, стыдно; ты не один, вместе с тобой другие, такие же как ты, ребята, и, чтобы игра протекала дружно, умей договариваться. Если большинство не согласны с тобой, значит ты не прав, придется уступить; хочешь, чтобы с тобой дружили, старайся не сориться, проявляй заботу о своем товарище, не оставляй его в беде; если к тебе в дом пришел товарищ, будь гостеприимным, учтивым, не спорь, не жадничай, умей предложить игрушки, увлечь интересными игрушками, играми и занятиями; если ты пришел в дом к другу, веди себя скромно, сдержано, не будь навязчивым, не претендуй на те же игрушки, которые тебе не предназначены, если ты хочешь, чтобы тебя приняли в игру незнакомые дети, умей вежливо обратиться с просьбой к ним, не диктуй им своих условий.
Важно, чтобы благодаря общению со сверстниками ребенок приобретал опыт доброжелательности, саморегулирование поведения, считался с общественным мнением.