Наталья Егорова
Консультация для родителей «Детская злость и жестокость»
▼ Скачать + Заказать документы
Логопед - психолог: Егорова Наталья Александровна
Детская злость и жестокость.
Когда мы видим в детях злость и жестокость – это всегда очень тревожно и неприятно. И мы начинаем задумываться, а не вырастут ли из этих детей такие взрослые, которые будут идти на преступления, не обращая внимание на боль и страдания других людей.
Злость – это естественная эмоция, необходимая человеку для выживания в современном мире.
Публикация «Консультация для родителей „Детская злость и жестокость“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Эмоции. Консультации и рекомендации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2021
Жестокость – неадекватное или патологическое выражение накопленной злости, указывающее на серьезные проблемы в психике ребенка или взрослого.
Откуда злость берется?
Неадекватное агрессивное поведение ребенка – это отражение того, как относились к нему взрослые. Они не хотели понимать его потребностей, разбираться в том, что он чувствует, были с ним агрессивны, унижали. В результате ребенок начинает поступать так же: перестает чувствовать чужую боль, готов унизить, подавить, подчинить.
А что же такое «детская жестокость»?
Жестокий ребенок тот, кто получает удовольствие, делая больно другому. Как правило, такие дети с нестабильной самооценкой. Только унижая остальных, они чувствуют себя на высоте.
Принято считать, что любовь к животным – это норма человеческого поведения. Люди, жестоко обращающиеся с животными, порицаются в обществе, те же, кто заботится о них, - вызывают чувство уважения. Маленькие дети не оценивают такие поступки, как проявление зла и жестокости. Они не задумываются о том, что причиняют боль и страдание и даже губят живое существо. Дети не понимают, что в живом организме все взаимосвязано, и нарушение может привести к гибели.
Но если шестилетний ребенок давит насекомое и получает от этого удовольствие – это опасный сигнал. Возможно, насилие стало единственным способом самоутверждения. Причины такого поведения следует искать в отношениях в семье. Если взрослые то и дело одергивают ребенка, не считая нужным спрашивать его мнение, у ребенка накапливается раздражение, злость, которые он выплескивает на более слабых.
Так же следует помнить, что решение выбить клин клином: «Как тебе не стыдно! Сейчас я тебя ущипну, отлуплю – почувствуешь, как кошке больно», к хорошему не приводят. Привить доброту ремнем невозможно. Лучше напомнить ребенку о том, как ему было больно, когда он сам упал и ушибся. Сейчас ты сделал так же больно животному.
Существенное влияние на отношение дошкольников к природе оказывает пример взрослых, прежде всего родителей. Только любовь и еще раз любовь, а также воспитание заботливого отношения к природе и личный пример способны остановить жестокость.
Дети, которые часто проявляют злость и жестокость могут делать это из-за того, что чувствуют себя незащищенными, нелюбимыми. Или слишком часто видят образы такого поведения вокруг себя.
Воспитание сочувствия, отзывчивости, гуманности является неотъемлемой частью нравственного воспитания. Ребенок, понимающий чувства другого, активно откликающийся на переживания окружающих людей, стремящийся оказать помощь человеку, попавшему в трудное положение, не будет проявлять жестокость и агрессивность.
Дети ведут себя агрессивно:
- Отвечая на обиду или унижение;
- Если кто-то нарушает их личные границы, отбирает у них важные для них вещи, разрушает то, что для них ценно, приносит физическую или душевную боль;
-Когда они устали, больны или напуганы;
- Если на них мало обращают внимания, игнорируют;
-В семье, где взрослые скрыто или открыто агрессивны;
-Если они не чувствуют себя защищенными и вынуждены отстаивать свою безопасность;
-Когда привыкают считать себя «плохими», «хулиганами», и подсознательно подтверждают в глазах взрослых эту часто несправедливую оценку;
-Когда их важные потребности не понимаются и не удовлетворяются взрослыми;
-Если им довелось пережить стресс: горе, насилие, нападение, сильный страх, перемену местожительства и пр.
Как предотвратить проблемы.
- Прежде всего, необходимо дать понять ребенку, что он хороший, достойный любви человек, но некоторые его поступки вы не одобряете;
- Признайте гнев и ярость ребенка приемлемыми чувствами, но покажите другие способы их выражения: «Я знаю, что ты был зол. Это нормальное человеческое чувство. Если тебе не нравится то, что делает, ты скажи об этом словами или выбери для игры кого-нибудь другого»;
- Помнить о том, что энергия злости, исходящая от взрослых, остается в ребенке, и ей нужно дать выход, иначе эта эмоция начинает разрушать вашего сына (дочку) изнутри, вызывая постоянные болезни или побуждая ребенка к действиям, во время которых он сам себе наносит физический вред: грызет ногти, вырывает волосы и т. д. Злость, которую ребенок вынужден долго подавлять в себе, может переродиться в жестокость, тогда уж он не сможет контролировать себя.
Что делать, если проблема уже существует.
- Выяснить самим или с помощью психолога, первопричины агрессивного поведения ребенка.
- Понимать, что, когда вы что-то запрещаете ребенку, он имеет право на последующее выражение злости по этому поводу, также как и вы, имеете право выразить свою.
- Необходимо вмешиваться каждый раз, когда вы видите проявление жестокости и агрессии. Заставьте ребенка в полной мере осознать, к каким результатам привело его поведение. «Когда ты выгнал Лешу из игры, он очень обиделся, ему было больно и неприятно от несправедливости».
- Надо понимать, что ребенок, проявляющий жестокость, пытается «поднять» себя и свою самооценку за счет того, что обижает других. Такому ребенку необходимо помочь увидеть в себе хорошее, не зависящее от сравнения с другими. «Каждый человек на земле очень важен. Вот посмотри, как ты хорошо умеешь рисовать и как это хорошо у тебя получается. И все дети с удовольствием просят тебя им помочь».
- Хвалите ребенка, когда он проявит хорошие чувства по отношению к другим.
- Относиться к окружающему миру и своим детям позитивно!
ИГРЫ НА СНЯТИЕ АГРЕССИИ У ДЕТЕЙ.
Отрицательные эмоции должны иметь выход. Если ваш ребенок проявляет агрессию по отношению к другим детям, взрослым, животным, предложите ему игры на снятие агрессии. Очень важно, чтобы ребенок понял, что с состоянием агрессии он всегда может справиться сам, не доставляя никому неприятностей.
Злючка - Сердючка.
Для этой игры вам понадобится подушка, которую ребенок в процессе игры сможет хлопать рукой, боксировать, пинать ногами. Разыграйте с ребенком сценку, используя какую-либо сказку, например:
«Жил был Волчонок, звали его Злючка - Сердючка. Все звери его раздражали и злили. Лисята не хотели с ним играть, Мишка не хотел угощать его медом, Зайчонок – морковкой, а Белочка - орешками. Волчонок обижался, злился и все время хотел подраться. Однажды он шел очень сердитый по дороге и увидел мячик. Стал он хлопать по нему руками и ногами, а мячик только бойко прыгал. Устал Волчонок и почувствовал, что злость куда-то ушла. Решил он взять тот мячик с собой, чтобы пригласить поиграть остальных зверей. Так он и подружился со всеми. А когда к нему опять приходила злость, он брал мягкую подушку и колотил её сколько угодно, и это ему помогало».
Рекомендации:
Для этой игры можно придумывать разные сказки. Главное, чтобы ребенок понял: если ты зол, то не стоит на других людях отражать свою злость. Для этого можно использовать предмет (подушку, большой мяч и т. д.).
Игра помогает ребенку снять агрессию, развивает фантазию, способствует выбросу негативных эмоций.
Монетка в кулачке.
Дайте ребенку монетку и попросите его сильно сжать ее в кулачке. Подержав несколько секунд кулачок сжатым, ребенок раскрывает его и показывает монетку. При этом рука ребенка расслабляется. Чтобы разнообразить тактильные ощущения ребенка, поочередно ему можно предлагать различные предметы: клубок ниток, спички или короткие деревянные палочки, кусочки ткани, разные по фактуре и т. п.
Рекомендации:
Можно попросить детей не только зажимать монетку в кулачок, но и просто напрягать мышцы рук, ног, туловища. Эта игра помогает детям овладеть приемами саморегуляции.
Строим дом.
Предложите ребенку построить дом из предметов, находящихся в его комнате (или игровой). Это могут быть столик, маленькие стульчики, покрывало, кубики, мягкие модули и т. д. Задайте ребенку вопросы: с кем бы он хотел жить в этом домике? Кого принял бы в гости и где положил спать? Нравится ли ему жить в домике? Что бы он поменял в нем? Если игра проводится с группой детей, спросите у них: всем ли нравилось строить дом? Что понравилось в этой игре? Что хочется переделать в домике?
Рекомендации:
Следите, чтобы при строительстве дома дети не ссорились и участвовали все в равной степени
Игра помогает выявить явного лидера, хорошего подчиненного, определить, кто чаще создает конфликтные ситуации. Игра помогает детям концентрировать внимание, развивает фантазию, учит работать в коллективе.
Рвем бумажки.
Если вы видите, что ребенок агрессивен или возбужден, предложите ему несложную игру. Пусть он возьмет лист бумаги или газету и разорвет ее на мелкие кусочки. Эта игра быстро успокоит ребенка и поможет снять напряжение.
Рекомендации:
Можно предложить ребенку разрезать бумагу на мелкие кусочки ножницами.
Игра помогает снять напряжение и агрессивность
Подними игрушку.
Ребенок лежит на спине на полу. На живот ставят небольшую игрушку. На счет 1-2 ребенок делает вдох через нос. Живот надувается (игрушка поднимается вверх, на счет 3-4-5-6 – выдох через рот, губы сложены «трубочкой» - живот сдувается (игрушка опускается вниз).
Рекомендации:
Игру можно разнообразить. На счет 1-2 – ребенок нюхает носом цветочек (одуванчик, на счет 3-4-5-6 – дует на него.
Упражнение помогает освоить диафрагмально-релаксационный тип дыхания.
Считаем бусинки.
Если ребенок сильно возбужден, рассыпьте на столе крупные бусины разных цветов и предложите сосчитать сначала все зеленые, затем красные, синие и т. п. бусинки. В конце игры ребенок поочередно складывает их в коробочку или нанизывает на леску.
Рекомендации:
Игру можно разнообразить, добавив к бусинам спички, горох, разноцветные нитки.
Эта игра помогает сконцентрировать внимание, успокоиться, снять напряжение, развивает мелкую моторику.
Источники:
1) https://tvoypsiholog.ru/publ/o_detskoj_zhestokosti/17-1-0-573
2) Что делать с детской злостью
Больше читайте здесь: https://lady.tsn.ua/dom_i_deti/deti/chto-delat-s-detskoy-zlostyu.html
3) https://www.sunhome.ru/psychology/17186
4) https://www.jlady.ru/psihologiya-detey/detskaya-psixologiya-dlya-roditelej.html
5) «Шпаргалки для родителей» (Большая энциклопедия маленького мира) от Лидии Свирской.
6) «Психологические игры и упражнения для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Развитие общительности. Преодоление застенчивости. Снятие агрессии.» И. А. Ермакова. – СПб. : Корона-принт, 2006 г.
Логопед - психолог: Егорова Наталья Александровна
Консультация для родителей :
Детская злость и жестокость.
Когда мы видим в детях злость и жестокость – это всегда очень тревожно и неприятно. И мы начинаем задумываться, а не вырастут ли из этих детей такие взрослые, которые будут идти на преступления, не обращая внимание на боль и страдания других людей.
Злость – это естественная эмоция, необходимая человеку для выживания в современном мире.
Жестокость – неадекватное или патологическое выражение накопленной злости, указывающее на серьезные проблемы в психике ребенка или взрослого.
Откуда злость берется?
Неадекватное агрессивное поведение ребенка – это отражение того, как относились к нему взрослые. Они не хотели понимать его потребностей, разбираться в том, что он чувствует, были с ним агрессивны, унижали. В результате ребенок начинает поступать так же: перестает чувствовать чужую боль, готов унизить, подавить, подчинить.
А что же такое «детская жестокость»?
Жестокий ребенок тот, кто получает удовольствие, делая больно другому. Как правило, такие дети с нестабильной самооценкой. Только унижая остальных, они чувствуют себя на высоте.
Принято считать, что любовь к животным – это норма человеческого поведения. Люди, жестоко обращающиеся с животными, порицаются в обществе, те же, кто заботится о них, - вызывают чувство уважения. Маленькие дети не оценивают такие поступки, как проявление зла и жестокости. Они не задумываются о том, что причиняют боль и страдание и даже губят живое существо. Дети не понимают, что в живом организме все взаимосвязано, и нарушение может привести к гибели.
Но если шестилетний ребенок давит насекомое и получает от этого удовольствие – это опасный сигнал. Возможно, насилие стало единственным способом самоутверждения. Причины такого поведения следует искать в отношениях в семье. Если взрослые то и дело одергивают ребенка, не считая нужным спрашивать его мнение, у ребенка накапливается раздражение, злость, которые он выплескивает на более слабых.
Так же следует помнить, что решение выбить клин клином: «Как тебе не стыдно! Сейчас я тебя ущипну, отлуплю – почувствуешь, как кошке больно», к хорошему не приводят. Привить доброту ремнем невозможно. Лучше напомнить ребенку о том, как ему было больно, когда он сам упал и ушибся. Сейчас ты сделал так же больно животному.
Существенное влияние на отношение дошкольников к природе оказывает пример взрослых, прежде всего родителей. Только любовь и еще раз любовь, а также воспитание заботливого отношения к природе и личный пример способны остановить жестокость.
Дети, которые часто проявляют злость и жестокость могут делать это из-за того, что чувствуют себя незащищенными, нелюбимыми. Или слишком часто видят образы такого поведения вокруг себя.
Воспитание сочувствия, отзывчивости, гуманности является неотъемлемой частью нравственного воспитания. Ребенок, понимающий чувства другого, активно откликающийся на переживания окружающих людей, стремящийся оказать помощь человеку, попавшему в трудное положение, не будет проявлять жестокость и агрессивность.
Дети ведут себя агрессивно:
- Отвечая на обиду или унижение;
- Если кто-то нарушает их личные границы, отбирает у них важные для них вещи, разрушает то, что для них ценно, приносит физическую или душевную боль;
-Когда они устали, больны или напуганы;
- Если на них мало обращают внимания, игнорируют;
-В семье, где взрослые скрыто или открыто агрессивны;
-Если они не чувствуют себя защищенными и вынуждены отстаивать свою безопасность;
-Когда привыкают считать себя «плохими», «хулиганами», и подсознательно подтверждают в глазах взрослых эту часто несправедливую оценку;
-Когда их важные потребности не понимаются и не удовлетворяются взрослыми;
-Если им довелось пережить стресс: горе, насилие, нападение, сильный страх, перемену местожительства и пр.
Как предотвратить проблемы.
- Прежде всего, необходимо дать понять ребенку, что он хороший, достойный любви человек, но некоторые его поступки вы не одобряете;
- Признайте гнев и ярость ребенка приемлемыми чувствами, но покажите другие способы их выражения: «Я знаю, что ты был зол. Это нормальное человеческое чувство. Если тебе не нравится то, что делает, ты скажи об этом словами или выбери для игры кого-нибудь другого»;
- Помнить о том, что энергия злости, исходящая от взрослых, остается в ребенке, и ей нужно дать выход, иначе эта эмоция начинает разрушать вашего сына (дочку) изнутри, вызывая постоянные болезни или побуждая ребенка к действиям, во время которых он сам себе наносит физический вред: грызет ногти, вырывает волосы и т. д. Злость, которую ребенок вынужден долго подавлять в себе, может переродиться в жестокость, тогда уж он не сможет контролировать себя.
Что делать, если проблема уже существует.
- Выяснить самим или с помощью психолога, первопричины агрессивного поведения ребенка.
- Понимать, что, когда вы что-то запрещаете ребенку, он имеет право на последующее выражение злости по этому поводу, также как и вы, имеете право выразить свою.
- Необходимо вмешиваться каждый раз, когда вы видите проявление жестокости и агрессии. Заставьте ребенка в полной мере осознать, к каким результатам привело его поведение. «Когда ты выгнал Лешу из игры, он очень обиделся, ему было больно и неприятно от несправедливости».
- Надо понимать, что ребенок, проявляющий жестокость, пытается «поднять» себя и свою самооценку за счет того, что обижает других. Такому ребенку необходимо помочь увидеть в себе хорошее, не зависящее от сравнения с другими. «Каждый человек на земле очень важен. Вот посмотри, как ты хорошо умеешь рисовать и как это хорошо у тебя получается. И все дети с удовольствием просят тебя им помочь».
- Хвалите ребенка, когда он проявит хорошие чувства по отношению к другим.
- Относиться к окружающему миру и своим детям позитивно!
ИГРЫ НА СНЯТИЕ АГРЕССИИ У ДЕТЕЙ.
Отрицательные эмоции должны иметь выход. Если ваш ребенок проявляет агрессию по отношению к другим детям, взрослым, животным, предложите ему игры на снятие агрессии. Очень важно, чтобы ребенок понял, что с состоянием агрессии он всегда может справиться сам, не доставляя никому неприятностей.
Злючка - Сердючка.
Для этой игры вам понадобится подушка, которую ребенок в процессе игры сможет хлопать рукой, боксировать, пинать ногами. Разыграйте с ребенком сценку, используя какую-либо сказку, например:
«Жил был Волчонок, звали его Злючка - Сердючка. Все звери его раздражали и злили. Лисята не хотели с ним играть, Мишка не хотел угощать его медом, Зайчонок – морковкой, а Белочка - орешками. Волчонок обижался, злился и все время хотел подраться. Однажды он шел очень сердитый по дороге и увидел мячик. Стал он хлопать по нему руками и ногами, а мячик только бойко прыгал. Устал Волчонок и почувствовал, что злость куда-то ушла. Решил он взять тот мячик с собой, чтобы пригласить поиграть остальных зверей. Так он и подружился со всеми. А когда к нему опять приходила злость, он брал мягкую подушку и колотил её сколько угодно, и это ему помогало».
Рекомендации:
Для этой игры можно придумывать разные сказки. Главное, чтобы ребенок понял: если ты зол, то не стоит на других людях отражать свою злость. Для этого можно использовать предмет (подушку, большой мяч и т. д.).
Игра помогает ребенку снять агрессию, развивает фантазию, способствует выбросу негативных эмоций.
Монетка в кулачке.
Дайте ребенку монетку и попросите его сильно сжать ее в кулачке. Подержав несколько секунд кулачок сжатым, ребенок раскрывает его и показывает монетку. При этом рука ребенка расслабляется. Чтобы разнообразить тактильные ощущения ребенка, поочередно ему можно предлагать различные предметы: клубок ниток, спички или короткие деревянные палочки, кусочки ткани, разные по фактуре и т. п.
Рекомендации:
Можно попросить детей не только зажимать монетку в кулачок, но и просто напрягать мышцы рук, ног, туловища. Эта игра помогает детям овладеть приемами саморегуляции.
Строим дом.
Предложите ребенку построить дом из предметов, находящихся в его комнате (или игровой). Это могут быть столик, маленькие стульчики, покрывало, кубики, мягкие модули и т. д. Задайте ребенку вопросы: с кем бы он хотел жить в этом домике? Кого принял бы в гости и где положил спать? Нравится ли ему жить в домике? Что бы он поменял в нем? Если игра проводится с группой детей, спросите у них: всем ли нравилось строить дом? Что понравилось в этой игре? Что хочется переделать в домике?
Рекомендации:
Следите, чтобы при строительстве дома дети не ссорились и участвовали все в равной степени
Игра помогает выявить явного лидера, хорошего подчиненного, определить, кто чаще создает конфликтные ситуации. Игра помогает детям концентрировать внимание, развивает фантазию, учит работать в коллективе.
Рвем бумажки.
Если вы видите, что ребенок агрессивен или возбужден, предложите ему несложную игру. Пусть он возьмет лист бумаги или газету и разорвет ее на мелкие кусочки. Эта игра быстро успокоит ребенка и поможет снять напряжение.
Рекомендации:
Можно предложить ребенку разрезать бумагу на мелкие кусочки ножницами.
Игра помогает снять напряжение и агрессивность
Подними игрушку.
Ребенок лежит на спине на полу. На живот ставят небольшую игрушку. На счет 1-2 ребенок делает вдох через нос. Живот надувается (игрушка поднимается вверх, на счет 3-4-5-6 – выдох через рот, губы сложены «трубочкой» - живот сдувается (игрушка опускается вниз).
Рекомендации:
Игру можно разнообразить. На счет 1-2 – ребенок нюхает носом цветочек (одуванчик, на счет 3-4-5-6 – дует на него.
Упражнение помогает освоить диафрагмально-релаксационный тип дыхания.
Считаем бусинки.
Если ребенок сильно возбужден, рассыпьте на столе крупные бусины разных цветов и предложите сосчитать сначала все зеленые, затем красные, синие и т. п. бусинки. В конце игры ребенок поочередно складывает их в коробочку или нанизывает на леску.
Рекомендации:
Игру можно разнообразить, добавив к бусинам спички, горох, разноцветные нитки.
Эта игра помогает сконцентрировать внимание, успокоиться, снять напряжение, развивает мелкую моторику.
Источники:
1) https://tvoypsiholog.ru/publ/o_detskoj_zhestokosti/17-1-0-573
2) Что делать с детской злостью
Больше читайте здесь: https://lady.tsn.ua/dom_i_deti/deti/chto-delat-s-detskoy-zlostyu.html
3) https://www.sunhome.ru/psychology/17186
4) https://www.jlady.ru/psihologiya-detey/detskaya-psixologiya-dlya-roditelej.html
5) «Шпаргалки для родителей» (Большая энциклопедия маленького мира) от Лидии Свирской.
6) «Психологические игры и упражнения для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Развитие общительности. Преодоление застенчивости. Снятие агрессии.» И. А. Ермакова. – СПб. : Корона-принт, 2006 г.