Новикова Татьяна
Консультация для родителей «Детская литература в жизни дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей «Детская литература в жизни дошкольника»
Каждая семья у нас приобретает книги для детей. Пока дети не умеют читать им читают взрослые. В программу ознакомления детей с художественной литературой входят сказки, рассказы, стихи, произведения малых форм фольклора- потешки, песенки скороговорки и т. д.
Публикация «Консультация для родителей „Детская литература в жизни дошкольника“» размещена в разделах
Начиная с младшего возраста детей необходимо подводить к различению жанров. Различные виды жанров требуют разного характера передачи Детям младшего дошкольного возраста предположительнее рассказывать сказки, а не читать их по книге, это усиливает эмоциональное воздействие. что в свою очередь способствует пониманию основного смысла сказки Народные сказки дают образцы ритмической речи, знакомят с красочностью и образностью родного языка. Малыши легко и быстро запоминают такие образы. как петушок-золотой, гребешок, козлятушки –ребятушки. коза-дереза. Для чтения младшим дошкольникам рекомендуется небольшие рассказы и стихотворения. Стихотворения такие как «Игрушки» А. Барто -воспитывают у маленьких слушателей чувство симпатии, положительные эмоции, повторяя их, дети улавливают созвучие строк, музыкальность стихотворения легко воспринимают, а потом запоминают. Однако не всякое чтение приносит детям пользу и содействует их художественному развитию. Чтобы ребенок понимал, что ему читают, ничто не должно отвлекать и мешать слушать. Только неторопливое и внятное чтение хорошо воспринимается ребенком. Между тем нередко приходиться наблюдать, как взрослый читает книгу на бульваре, в автобусе. т. е. в таких условиях. когда ребенок не может сосредоточиться на читаемом и хорошо понять содержание книги Иногда ребенку читают очень быстро, монотонно и маловыразительно. От такого чтения мало пользы. По радио часто выступают чтецы в передачах для детей. У них родители могут позаимствовать примеры выразительного чтения. При таком чтении сказка, стихотворение, потешка производят на детей сильное впечатление и, дети просят повторить. У них появляются любимые сказки. потешки. песенки. Сейчас издается очень много красочных изданий,которые понятны ребенку, потому что их герои-животные-разговаривают и действуют как люди, выполняют трудовые действия (сажают. поливают. убирают урожай,бытовые (убирают дом, пекут пироги,художественные и игровые. Восприятие литературы опирается уже на какие то формы анализа и синтеза, что позволяет младшему дошкольнику понимать произведение более объемно образно. Детей уже не удивляет поведение сороки-белобоки, курочки Рябы. козы-дерезы,т. к. они представляют ситуацию. в которой действуют персонажи Эти знания систематизируются : человек и его жилище. человек и труд. человек и животный мир
В некоторых семьях принято читать и рассказывать детям во время и перед сном, когда ребенок уже в постели. Делать этого не следует. потому что отвлекает ребенка от сна и еды. Кроме т ого желательно. чтобы ребенок слушал спокойно, вполне отдаваясь тем образам, которые рисуются его воображением. Известно. что маленький Пушкин уютно усаживался на скамейке у ног няни и слушал сказки, оставившие глубокий след на всю жизнь. Книга не только источник знаний, но и средство художественного воспитания. Произведения художественной литературы глубоко и разносторонне отражают жизнь, позволяет видеть близкое и далекое в живых образах. Книга спутник человека в течении всей его жизни. Чем культурнее человек тем больше он черпает для себя из художественной литературы. тем лучше умеет воспринимать произведение, тем он делается более культурным, художественно -образованным. Поэтому важно с малых лет научить детей слушать, пересказывать, запоминать. прививать любовь и бережное отношение к книге. Родители должны серьезно относиться к выбору книг для детей. Прежде всего книга должна быть понятна ребенку,соответствовать возрасту. Нередко маленьким детям читают книги, предназначенные для более старшего возраста. Важно позаботиться о том, чтобы содержание книги было разнообразным. охватывало различные стороны жизни, Поэтому фольклор дает возможность познакомить детей с животными,которых дети видят только на картинке (лиса. медведь. волк,поэтому иллюстрации должны быть красочными, понятными детям Они формируют представления о диких животных,птицах и их повадках Фольклорные произведения учат детей понимать» доброе» и «злое», противостоять плохому активно защищать слабых, проявлять великодушие к природе Через сказки,потешки, песенки у малышей складывается более глубокие представления о плодотворном труде человека Так репка. морковка в их представлении уже не обыкновенный предмет,а источник труда человека Ребенок уже может дать оценку событиям описываемым в произведении. Сопоставляя реальное и сказочное, действительное «понарошечое». Смешное и грустное, учатся анализировать окружающий мир. В дошкольном возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, на котором будет строиться дальнейшее постижение и тайн природы, и величие человеческого духа.