Гончаренко Елена
Консультация для родителей: «Детская агрессивность»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей 1 младшей группы
общеразвивающей направленности, с 2 до 3 лет
Детская агрессивность.
Детская агрессия – явление вполне закономерное и естественное. В норме агрессивность начинает проявляться в 1,5 - 2 года и является необходимым условием развития ребенка. Агрессия нужна для формирования своего Я, психологического отделения от матери, становления независимости, самостоятельности, умения заявлять о своих потребностях, добиваться целей.
Публикация «Консультация для родителей: „Детская агрессивность“» размещена в разделах
- Агрессивный ребенок. Консультации
- Агрессия, детская агрессивность
- Консультации для родителей
- Темочки
Годовалый малыш может в сердцах ударить по ложке каши, которую ему не хочется есть. А полуторагодовалый – шлёпнуть по лицу мать, если та настаивает на прогулке, а малыш увлечённо возится на ковре с машинкой. И в данном случае надо уметь уже изначально правильно отреагировать на первые вспышки агрессии, гнева и насилия со стороны ребёнка. Если во время не пресечь попытки деструктивной агрессии, то практически в 100 % случаев родители этим создают дополнительные проблемы, как себе, так и ребёнку.
Часто родителям кажется, что учить сдерживать эмоции трехлетнего карапуза бессмысленно. На самом деле – это не так, основы поведения в обществе должны закладываться изначально, а не спускаться с неба накануне школы.
Почти все малыши в 2-3 года - ярые собственники и по своей воле никогда не расстанутся с игрушкой. Это совершенно нормально. Часто, играя вместе, дети вырывают друг у друга понравившиеся вещи, что, конечно, дает повод для обид. Но не стоит забывать, что в этом возрасте малыши просто еще не привыкли обращать внимание на чувства окружающих. Дети эгоистичны и легко могут полезть в драку, если им кажется, что кто-то ущемляет их права.
Агрессивность дошкольников имеет некоторые особенности. Если для подростков и даже младших школьников характерна групповая агрессия, то в детских садах, как правило, нарушителями спокойствия являются 1-2 ребенка. Причем некоторые дети могут проявлять агрессию весьма неожиданно : стукнуть по голове деревянным кубиком мальчика, с которым только что мирно строил замок, за то, что он не так поставил крышу. Насилие в детском саду не имеет предварительной стадии обдумывания, предвкушения, периода накопления напряжения, которое ищет выхода. Детская агрессивность спонтанна. Поэтому предугадать такую реакцию ребенка на то или иное событие Воспитатель порой не в силах. Конечно же, в большей части таких случаев дети не осознают свою жестокость и не могут оценить степень причинения боли.
В 2-3 года ребенок еще не может контролировать свои внезапные вспышки гнева, поэтому не стоит слишком сильно ругать или стыдить его за проявления агрессии.
Теперь давайте поговорим о причинах детской агрессии :
- Первая и главная причина - это деструктивное формы поведения родителей : жестокое обращение с ребенком родителей : насилие, избиения, эмоциональная холодность родителей. Это приводит к патологическим изменениям характера, ребенок озлобляется, ненавидит мир вокруг себя, не знает сочувствия, мстит за свою "ненужность" всем, кто под руку попадется. Ребёнок копирует поведение взрослых. Агрессивность в данном случае – это не свойство психики ребёнка, а перенятая у взрослых модель поведения.)
- следующая причина стрессовая ситуация: В таких случаях нужно научить ребёнка проявлять своё недовольство словами. Когда ребёнок близок к тому, чтобы разозлиться, скажите ему: я вижу, что ты сейчас расстроен и зол. Давай разберёмся, что ты чувствуешь и почему. Как правило, негатив, облечённый в форму слов, снимает напряжение. Если часто повторять такое упражнение, то постепенно для ребёнка станет нормой словесное выражение отрицательных эмоций.
- психопатологические и неврологические отклонения в формировании мозга и психики. Агрессивными могут быть дети, имеющие неврологический диагноз. Такие дети из-за поражения нервной системы чрезмерно возбудимы, а также могут иметь высокий порог болевой чувствительности, они не так чувствительны к боли, как другие дети, поэтому они не могут понять, что кому-то больно.
-Просмотр мультфильмов, фильмов, телепередач со сценами насилия, жестокостью, безнравственным поведением героев. Дети в таком нежном возрасте не могут определить грань между выдумкой и реальностью, и если герой мультфильма ударил другого дубиной по-голове, а у второго появился лишь маленький синяк на несколько секунд, это начинает восприниматься как норма поведения. Подобные сцены деформируют неокрепшую психику ребенка, вызывают психическое возбуждение и эффект подражания. Ребенок идентифицирует себя с "супер-героем", начинает подражать ему. Поэтому родителям важно ограничивать ребенка в просмотре ТВ и контролировать, какие передачи он смотрит, не оставлять одного перед ТВ.
-Если на ребенка, который агрессивен "по-несчастью" из-за каких-то внутренних причин на ребенка навешивают ярлык "хулиган, бандит", он и начинает вести себя соответственно, потеряв надежду быть хорошим, в первую очередь для своих родителей.
По-сути, агрессивность подростков, их асоциальное поведение - это следствие неоткорректированной агрессивности в дошкольном и младшем школьном возрасте.
Так что же могут сделать родители, если их ребенок агрессивен?
• признавать чувства ребенка и говорить о своих. Например, мама придя с роботы, может сказать: "Я очень устала и раздражена. Лучше меня сейчас не трогать, мне нужно минут 15 отдохнуть". Со временем ребенок научится говорить о своих чувствах и потребностях, вместо того, чтобы закатывать истерики или лупить братишку.
• научить ребенка выражать агрессию социально приемлемыми способами (играть с мячом, выбивать подушки, рвать бумагу и т. д.)
• установить в семье системы правил и табу (что нельзя ребенку делать ни при каких обстоятельствах, н-р, высовываться в открытое окно, а что можно только с разрешения родителей, н-р, брать ножницы или самостоятельно налить воды из графина). Таких запретов должно быть минимальное количество, и только то, что важно для безопасности ребенка, его жизни и здоровья.
• единая тактика и последовательность воспитания. Нет ничего хуже для ребенка, чем "сегодня можно, а завтра нельзя" или мама говорит одно, а папа другое. И особенно добрые бабушки, которые снимают все запреты родителей, разбалансируя тем самым психику ребенка.
• дать максимум любви, тепла, понимания, поддержки ребенку. Помочь ему быть хорошим.
• морально-духовное воспитание ребенка (что такое хорошо, что такое плохо, на собственном примере! Нужно читать детям сказки, которые тоже воспитывают ребенка, но без морализаторства.
• дать ребенку пространство для выхода энергии (активные игры на свежем воздухе, спортивные секции, плавание, спортивный уголок в доме, не перегружать уроками, музыкой и изучением языков.
• если все способы перепробованы, а случаи немотивированной агрессии учащаются, обращаться к специалисту (психологу, неврологу, психиатру, после 3 лет.