Татьяна Васильевна Ивашина
Консультация для родителей «Дети с ОВЗ — дети с особенными образовательными потребностями»
▼ Скачать + Заказать документы
В последние десятилетия отношение к человеку с ограниченными возможностями стало кардинально меняться, признавая его равноправным и достойным членом общества.
Общество не всегда правильно понимает проблемы таких семей, и лишь небольшой процент из них чувствует поддержку окружающих.
Конечно, родители стараются воспитывать своего ребенка, избегая его невротизма, эгоцентризма, социального и психического инфантилизма. Они дают ему соответствующее руководство и поддержку.
Темочки:
Даже если родители обладают педагогическими, психологическими и медицинскими знаниями, для того чтобы выявить и оценить склонности ребенка, его отношение к своему дефекту, реакцию на отношение окружающих, помочь ему социально адаптироваться, максимально самореализоваться, необходимы специальные знания, которые имеют педагоги-логопеды, дефектологи, психологи обладать. Все специалисты нашего детского сада всегда готовы прийти на помощь: проконсультировать, сориентировать, поработать как с детьми, так и с родителями.
Воспитание и развитие "особенного" ребенка доставляет родителям массу забот. Поэтому семье, где растут такие дети, может понадобиться помощь в виде рекомендаций, которые помогут решить многие практические вопросы. Обогащаясь новыми знаниями, члены семьи смогут научиться выстраивать понятную, эффективную стратегию воспитания ребенка, позволяющую каждому чувствовать себя комфортно, выбирать тот или иной тип взаимодействия с ребенком в конкретной ситуации. Самое главное - не маскировать диагноз под якобы "более благозвучный" и "социально приемлемый". Не убегайте от проблемы и не фиксируйте все внимание на негативных аспектах диагноза, таких как: инвалидность, непонимание окружающих, конфликты в семье и так далее. Преувеличенное представление о ребенке как о гении также вредно, как и подавленное состояние от его неуспеха. Как можно раньше адаптировать ребенка к жизни в обществе; научить его справляться с собственными страхами; контролировать эмоции. Необходимо без колебаний отказаться от мучительных иллюзий и заранее составленных планов на жизнь. Принимать ребенка таким, какой он есть на самом деле. Действуйте, исходя из интересов ребенка, создавая вокруг него атмосферу любви и доброжелательности, упорядочивая его мир, пока он не научится делать это самостоятельно.
Благодаря особому образовательному подходу они способны социально адаптироваться, интегрироваться в общество, приносить ему пользу и быть счастливыми. Такие дети, в силу своих особенностей, нуждаются в специально организованных условиях обучения и воспитания, а главное, в особой любви, понимании и заботе. Которые, конечно же, в первую очередь ребенок получает в своей семье. Семья - это особый мир, внутри которого разворачиваются индивидуальные счастливые и несчастливые истории человеческих взаимоотношений, формируется или деформируется личность ребенка. Для ребенка с особыми образовательными потребностями семья, как основное, наиболее эмоционально значимое пространство жизни, должна выполнять свое основное назначение – стать для него своеобразной коррекционно-развивающей средой. Попадая в такую среду, ребенок с особыми образовательными потребностями учится компенсировать свои природные недостатки, находит возможность справляться с возрастными задачами другими способами. И наша самая важная задача как родителей - поддерживать, любить и принимать его таким, какой он есть, потому что он НАШ.
Еще одним важным направлением работы с детьми с особыми образовательными потребностями является воспитание толерантности у этих детей в детском саду.
В мире миллионы людей. Они разные. У них разный пол, разный возраст, разный социальный статус, разная внешность, разные национальности. Мы разные, но все мы живем на одной планете - Земле. Каждый день мы сталкиваемся с множеством людей, которые не похожи на нас, они не такие, как мы, они другие. Мы должны принимать их индивидуальность, уважать их права и прислушиваться к их мнению. Мужчина должен уважать женщину, а женщина - мужчину, взрослый - ребенка, а ребенок - взрослого, физически и психически здоровый человек должен уважать больного, представитель одной национальности должен уважать представителя другой национальности.
Большая роль в воспитании толерантности принадлежит семье, а именно от того, какие отношения складываются между членами семьи, зависит, как они относятся к ребенку, его самооценка, отношение к окружающим.
Для того чтобы ребенок стал толерантным человеком, родителям необходимо научить его с уважением относиться к любой точке зрения, перестать делить мир на два лагеря "свой" и "чужой", научить его отстаивать свои убеждения без насилия, научить его слушать другого человека.
В настоящее время, прежде всего, дошкольные учреждения совместно с семьей должны помочь дошкольникам осознать свое место в современном обществе, научить их жить и адаптироваться. Родительская любовь создает единую ментальную и духовно–эмоциональную атмосферу семьи, является источником и залогом благополучия ребенка, успешной социализации, залогом его психического здоровья.
Воспитывая в детях стремление к доброте, взаимному уважению, любви, сопереживанию и состраданию, родители создают образ будущего мира ребенка. Невозможно ожидать, что дети сами по себе станут толерантными, высоконравственными личностями, а окружающий мир перестанет быть аморальным и враждебным без наших усилий. По этой причине родители должны активно участвовать в творчестве своих детей с раннего детства.
Уважаемые родители!
Верьте в уникальность своего ребенка, в то, что ваш ребенок единственный в своем роде, не похож ни на одного соседского ребенка и не является точной копией вас самих.
Позвольте ребенку быть самим собой, со своими недостатками, слабостями и достоинствами, принимайте его таким, какой он есть. Полагайтесь на сильные стороны ребенка.
Не стесняйтесь проявлять к нему свою любовь, дайте ему понять, что вы будете любить его всегда и при любых обстоятельствах.
Не бойтесь "любить" ребенка, смотрите ему в глаза, обнимайте и целуйте его, когда он этого захочет.
Старайтесь, чтобы ваша любовь не превратилась во вседозволенность и пренебрежение. Устанавливайте четкие запреты (желательно, чтобы их было не так много). Строго придерживайтесь установленных запретов.
Не спешите прибегать к наказаниям. Старайтесь воздействовать на ребенка просьбами. В случае непослушания необходимо убедиться, что просьба соответствует возрасту и возможностям ребенка, и только в том случае, если ребенок продемонстрирует открытое неповиновение, родитель может задуматься о наказании.
Наказание должно соответствовать проступку ребенка, ребенок должен четко понимать, за что его наказывают.
Физические наказания - это самая крайняя и наиболее суровая по своим последствиям мера наказания, они должны быть исключены из методов воспитания.
Ключ к сердцу ребенка лежит через игру. Именно во время игры вы сможете лучше понять друг друга.
Чаще разговаривайте со своим ребенком, объясняйте ему непонятные явления и ситуации. Помогите ребенку научиться понимать свое собственное поведение и поведение других людей.