Татьяна Конивецкая
Консультация для родителей детей раннего возраста «Что такое мелкая моторика и для чего важно ее развивать»
▼ Скачать + Заказать документы
ЧТО ТАКОЕ МЕЛКАЯ МОТОРИКА И ДЛЯ ЧЕГО ВАЖНО ЕЕ РАЗВИВАТЬ
В последнее время современные родители часто слышат о мелкой моторике и о необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и для чего она так важна? Давайте разберемся.
Публикация «Консультация для родителей детей раннего возраста „Что такое мелкая моторика и для чего важно ее развивать“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Младшая группа
- Темочки
Специалисты, в области детской психологии и логопедии, уже давно установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития мелкой моторики рук. Если движения пальцев развиваются, то и развитие речи также в пределах нормы. Если же развитие пальцев отстает, то отстает и развитие речи.
Почему же две эти составляющие так взаимосвязаны? Дело в том, что наши предки общались при помощи жестов, добавляя постепенно возгласы, выкрики. Движения пальцев, при этом, постепенно совершенствовались. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной активности кисти руки в мозге человека. Речь развивалась параллельно. Примерно так же развивается речь и мелкая моторика у ребенка, то есть сначала начинают развиваться движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной тонкости, начинается развитие словесной речи. Развитие движений пальцев рук как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Мелкую моторику рук развивают также следующие виды деятельности:
• лепка (из пластилина, глины, соленого теста);
• нанизывание на нитку бусин;
• различные игры – шнуровки;
• конструкторы (чем старше ребенок, тем мельче должны быть детали конструктора);
• мозаики;
• вырезание из бумаги и картона;
• вырисовывание различных узоров;
Для формирования движений пальцев рук так же используются игры с пальчиками. Вот некоторые из них.
«ЕЛОЧКА»
«Перед нами елочка: сидя, дети соединяют кончики пальцев, делают «елочку»
Шишечки, показывают кулачки
Иголочки, указательные пальцы
Шарики, пальцы сжимают в круг
Фонарики, показывают «фонарики»
Зайчики, показывают «ушки зайца»
И свечки, прижимают ладони и пальчики друг к другу
Звезды, прижимают ладони с раздвинутыми пальцами
Человечки». ставят средний и указательный пальцы на колени
«КОТ НА ПЕЧИ»
«Кот на печи стучат кулачком о кулачок
Сухари толчет,
Кошка в окошке показывают как шьют иголкой
Полотенце шьет.
Маленькие котята поднимают руки на уровень груди, опустив кисти вниз
На печке сидят, и качают головой вправо-влево
На печке сидят
Да на котика глядят. показывают руками «очки»
Все на котика глядят
И сухарики едет». щелкают зубками
«ПРЯНИЧЕК»
«Мы вот так, мы вот так, «мнут тесто» руками
Тесто разминали.
Мы вот так, мы вот так, пальчики вместе, движение рук от себя и к себе
Тесто раскатали.
Вот такой, вот такой, широко в стороны развести руки
Будет пряничек большой.
Вот такой, вот такой, поглаживание ладошек по очереди
Будет пряник золотой.
Пряничек, пряничек движение «пекут пирожки»
Испекли ребятки.
Пряничек, пряничек
Очень, очень сладкий.
Кушайте, кушайте, руки вытягивают вперед, ладонями вверх
Угощайтесь, гости!
Приходите к нам еще, манят к себе
Очень, очень просим!»
Так же развивая пальчики можно использовать потешки.
«СИДИТ БЕЛКА»
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
Взрослый и ребенок при помощи левой руки загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца.
«ДРУЖБА»
Дружат в нашей группе девочки и мальчики
(пальцы рук соединяются в "замок").
Мы с тобой подружим маленькие пальчики
(ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук).
Раз, два, три, четыре, пять
(поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев,
Начинай считать опять.
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы закончили считать
(руки вниз, встряхнуть кистями).
«ДОМ И ВОРОТА»
На поляне дом стоит ("дом", соединяем ладони в виде крыши
Ну а к дому путь закрыт ("ворота"). Перед собой стваим две ладони
Мы ворота открываем (ладони разворачиваются параллельно друг другу,
В этот домик приглашаем ("дом") соединяем ладони в виде крыши
Занятия по развитию мелкой моторики необходимо проводить систематически по 2-5 минут ежедневно. Несмотря на то, что вначале многие упражнения даются ребенку с трудом, они приносят ему много радости, как от достигаемых результатов, так и от простого общения с мамой. Пальчиковая гимнастика способствует развитию мелкой моторики, речи, основных психических процессов, а также коммуникативности.
Эти упражнения и игры развивают у ребенка умение управлять собственными ручками, учат мыслить логически. Очень важно регулярно заниматься с детишками и все занятия преподносить в игровой форме.
К концу дошкольного возраста кисти рук ребенка становятся более подвижными и гибкими, что способствует успешному овладению навыками письма в будущем.