Елена Зуенко
Консультация для родителей «Что значит «вежливый человек?»
▼ Скачать + Заказать документы
Вежливость- сумма поступков, определяющих внутреннюю культуру человека. Между тем ни у кого, видимо, не вызовет возражений утверждение того, что само понятие «культура» вытекает из нравственно-моральных и даже социальных норм. Таким образом и понятие «вежливость» перерастает свои узкие, кажущиеся рамки, становясь-пусть внешним-отражением внутренней нашей культуры и внутренней нашей духовности, определяясь той суммой конкретных поступков, тем комплексом поведения обществе, которые естественно вытекают из нравственно-моральной образованности и социальной воспитанности каждого человека.
Публикация «Консультация для родителей „Что значит „вежливый человек?“» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Вежливость. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Темочки
Вот почему, объясняя нашим детям, как? зачем? для чего? человек обязан вести себя в соответствующей обстановке так или иначе, мы стараемся прежде всего пробудить и развить в наших дочерях и сыновьях их нравственные чувства, их духовность и гуманизм. Стараемся в них воспитать деликатное, доброе отношение к людям.
Сегодня мы вкладываем в понятие «вежливый», «воспитанный человек» не только и даже не столько умение вести себя благопристойно, хотя бесспорно, подобные навыки (внешнее проявление культуры) обязательны для каждого воспитанного человека. Вежливый человек не тот, кто никогда не оскорбит женщину, а тот, кто не пройдёт равнодушно мимо распоясавшегося хулигана, позволившего себе подобное.
Вежливый человек не тот, кто сам никогда не сломает ветку дерева и не притащит охапку поникших цветов из пригородного леса, а тот кто остановит эгоиста, не находящего нужным беречь живую красоту природы.
Современный воспитанный человек-личность активная. Он способен не только совершать поступки, но и отвечать за них. Человек глубокого, серьёзного образования и развитого ума. Вежливый-это человек, умеющий управлять своими эмоциями. Вне зависимости от того, каким темпераментом наделила его Природа. Это всегда личность в высшей степени гуманизированная. Личность, обогащенная всем разнообразием существующих ныне в мире связей и отношений.
Такие качества, как холодное равнодушие к людям, способность юлить и пресмыкаться, ради собственных удовольствий-чужды нашей культуре. Вот почему мы мечтаем сегодня в наших детях гражданственную активность и высокую моральную ответственность. Мы должны стараться приобщить их ко всему богатству человеческой культуры и к сложнейшему многообразию человеческих отношений.
С чего начать?
Возраст от 3 до 7 лет психологи и педагоги назвали игровым. В этот период мы должны как больше и чаще играть с ребёнком. Учить его общению с людьми. Играя же, приучать его к дисциплине, порядку, труду. Играя, учить ребёнка культуре поведения. Придумывать с ним вместе новые игры.
Психика ребёнка-дошкольника податлива и пластична. В эти годы ребёнок склонен к эмоциональной отзывчивости, к подражанию. Хотя, конечно, не всегда умеет разобраться в том, чему следует подражать. Именно в дошкольном возрасте закладывается в детском уме и сердце ребёнка нравственные чувства. Именно в это время родители должны воспитать в ребёнке отзывчивость и деликатность по отношению к другим людям, заботливость, тактичность и сочувствие к сверстникам и взрослым.
Взрослые воспитывают эти качества в детях собственным своим положительным примером и дружеской похвалой, одобрением, сопровождающими всякий положительный добрый поступок малыша. В то же время детская грубость, лень, жадность, несправедливость или ложь должны вызвать естественное родительское негодование.
По всей требовательности к ребёнку родителям следует не скупиться на ласку. В случае, если взрослые дружелюбно и ласково относятся к ребёнку, выражают веру в его возможности и силы, -у ребёнка появляется чувство эмоционального благополучия. Тогда ваша требовательность и строгость не выбьют его из колеи, а лишь приучат к необходимому порядку и дисциплине.
Взрослые, любящие своего ребёнка, желающие воспитать его душу и чувства, должны призвать на помощь себе книги, живопись, театр, музыку, радио, газеты. Они должны учиться в первую очередь сами-думать и рассуждать над увиденным или прочитанным. Они обязаны развить свой вкус искусством и общением с природой. они постараются обогатить свои чувства добрым отношением ко всему живому, и в первую очередь к людям.
Вежливость ребёнка проявляется в его умении правильно себя вести, соблюдать правила поведения, в его внешнем облике, речи, отношении к вещам, характере общения с окружающими. Таким образом, ребёнку нужно знать эти правила и уметь выполнять их.
По мнению педагогов и психологов, дошкольник должен усвоить следующие навыки:
Навыки, связанные с личной опрятностью;
с культурой еды-поведение за столом, умение пользоваться столовыми приборами;
с культурой общения со взрослыми и сверстниками-дома и в общественных местах;
с культурой игры, выполнения трудовых обязанностей.
Как привить навыки вежливого поведения? Конечно, в первую очередь пример, затем показ с чётким объяснением и организация упражнения. Систематическая планомерная работа несомненно принесёт свои результаты.
Внутренняя культура человека обязательно проявляется в его каждодневном внешнем поведении. Об этом мы взрослые-не имеем право забывать. Собственное наше поведение, наши поступки, отношение друг к другу сильнее всяких нравоучительных бесед воспитывают детей.
Памятка для родителей
1. Собственное ваше поведение, ваши поступки, отношение друг к другу, сильнее всяких нравоучительных бесед.
2. Принимайте вместе с ребёнком гостей в доме- сверстников и взрослых,-он будет учиться культуре общения, культуре речи.
3. Организуйте театрализованные игры с детьми (можно ограничиться масками героев). У ребёнка еще нет своего мнения о людях и событиях, за которыми он так пристально наблюдает. Он не научился ещё сравнивать и оценивать. Зато как талантливый актёр, он может повторить (и повторяет) все поступки, слова и жесты взрослых людей, которые его окружают.
4. Играя вместе с ребёнком, вы учите его культуре поведения.
5. Ваши требования к ребёнку должны быть разумными, понятными, постоянными и выполнимыми для ребёнка.
6. Уделяйте время совместному творчеству, обсуждайте, что получилось-вы научите ребёнка творчески относиться к окружающему миру.
7. Создайте собственные семейные традиции, ведь ничто так не укрепляет отношения, как общее дело.
8. Каждый увиденный фильм, спектакль, каждая прочитанная или услышанная сказка, каждый поступок необходимо обсудить вместе с ребёнком. Так вы приучаете его к культуре восприятия.