Дронова Татьяна Николаевна
Консультация для родителей «Что такое нравственность для ребёнка»
▼ Скачать + Заказать документы
«Нравственность – это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами».
Дошкольное детство – важный период в нравственном становлении личности. Семья оказывает сильное воздействие на формирующуюся личность. Её воздействие длительно и постоянно. Усваивая нормы поведения и отношения родителей, ребёнок многое перенимает у них, соответственно ведёт себя с близкими людьми и за пределами семьи.
Публикация «Консультация для родителей „Что такое нравственность для ребёнка“» размещена в разделах
Нравственное воспитание предусматривает формирование у ребёнка чувств, привычек нравственного поведения и нравственных представлений – о добре и зле, о явлениях общественной жизни.
Именно в семье формируются главные нравственные устои человека. Это – справедливость, милосердие, отзывчивость, сочувствие, доброта, уважение, ответственность, патриотизм, терпимость.
Это все то, что позволяет считать человека личностью, то есть отношения, существующие между людьми и обязанности, которые вытекают из этих отношений.
Какие наиболее важные нравственные качества хотим мы видеть в наших детях?
Вежливость…Она украшает человека, делает его привлекательным, вызывает у окружающих чувство симпатии – «Ничто не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость». Важно, чтобы любое проявление вежливости стало для ребёнка хорошо осознанной необходимостью. Вежливость приобретает цену, если она проявляется по велению сердца.
Чуткость…Это моральное качество человека выражается в его отношении к окружающим. Чуткость проявляется в заботе о людях, умении прийти им на помощь. В семье родители должны учить детей проявлять это качество в делах («Помоги бабушке»; «Поделись с братом», развивать умение сочувствовать (Мама устала, не шуми, играй тихо»).
Чувство такта…Оно является регулятором поступков человека. Такт помогает определить, когда вступить в разговор и когда промолчать, что можно и хорошо, а что недопустимо и плохо, как разрешить острую ситуацию, чтобы не обидеть человека, как доказательно отстоять свою позицию и в тоже время не унизить, не оскорбить самолюбие других.
Общительность… В её основе лежат элементы доброжелательности, приветливости к окружающим – непременные условия в выработке у детей культуры взаимоотношении. Ребёнок, испытывающий радость от общения со сверстниками, с готовностью уступит игрушку товарищу, лишь бы быть рядом с ним, для него проявить доброжелательность естественнее, чем дерзость, резкость. В этих проявлениях – истоки уважения к людям. Общительный ребёнок быстрее находит место в детском коллективе.
Дисциплинированность…Она проявляется в поступках человека. С детского возраста необходимо формировать у ребёнка качества : способность быть активным, проявлять инициативу, самостоятельность, коллективизм.
ФОРМУЛЫ ВЕЖЛИВОСТИ ДЛЯ РЕБЁНКА
МАМЫ И ПАПЫ!
Понаблюдайте, пожалуйста, за повседневным речевым поведением Вашего ребенка. Вежлив ли он?
Подскажите ему необходимые слова. Вот ФОРМУЛЫ ВЕЖЛИВОСТИ, которыми может и должен овладеть ребенок.
ПРИВЕТСТВИЕ. Здравствуйте, добрый день, доброе утро, добрый вечер, рад Вас (тебя) видеть, привет.
ПРОЩАНИЕ. До свидания, спокойной ночи, до завтра, счастливого пути, доброй ночи.
ИЗВИНЕНИЕ. Извините, пожалуйста; простите, пожалуйста; прошу прощения.
ОБРАЩЕНИЕ. Скажите, пожалуйста; будьте добры; могли бы ВЫ; Вас не затруднит…
ЗНАКОМСТВО. Давай (те) познакомимся, меня зовут… Познакомься (познакомьтесь, это…
Беседуя или играя с ребенком, употребляйте как можно чаще эти речевые формулы. Подражая взрослым, дети легко усвоят ПРАВИЛА ВЕЖЛИВОСТИ.
АЗБУКА НРАВСТВЕННОСТИ
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!
«НЕЛЬЗЯ» - первое нравственное понятие, регулирующее поведение ребенка.
Познакомьте ребенка с этим понятием как можно раньше!
Маленький ребенок часто действует по первому импульсу: увидел – понравилось – взял. Он еще не способен к волевым усилиям, а значит не может самостоятельно отказываться от желаемого.
Откажитесь от шлепков и возмущений!
НЕЛЬЗЯ! Ребенок, вовремя не приученный к этому слову, не понимает ограничений, и корректировать его поведение в дальнейшем становится очень трудно.
Учите ребенка поступать правильно, разъясняя, что можно делать, а что нельзя!
Ребенок растет, умнеет, обретает способность к волевым усилиям.
И здесь не упустите момент, когда к понятиям «НЕЛЬЗЯ» и «МОЖНО» прибавить еще одно слово «НАДО». Оно означает: ты не хочешь делать, но это необходимо, нужно для тебя, для окружающих!
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК ВМЕШИВАЕТСЯ В РАЗГОВОР ВЗРОСЛЫХ?
Уважаемые родители!
Искусству жить вместе, нельзя научить силой, особенно детей. Как просто цыкнуть на ребенка: «НЕ мешай! Взрослых прерывать нельзя! Это невежливо!»
Но задумайтесь, пожалуйста, ВЕЖЛИВО ЛИ прерывать ребенка, вступившего в разговор?
Запомните советы-секреты:
- нельзя быть грубым, если Вы учите вежливости;
- бесполезно говорить ребенку, что он груб. От этого он не станет вежливее. Опасность и в том, что, приняв Вашу оценку, он и сам будет считать себя грубым. А это значит, что и вести себя он будет соответственно;
- как важно сдержаться и сказать: «Дай мне сначала закончить свой рассказ. А потом будешь говорить ты».
Проявляя таким образом УВАЖЕНИЕ К РЕБЕНКУ, Вы учите его УВАЖАТЬ других.
Пословица «Что посеешь, то и пожнёшь!»
ПОМНИТЕ ОБ ЭТОМ, УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!
РЕФЛЕКСИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Используем «ВОЛШЕБНЫЕ СЛОВА»
Утром – «Доброе утро», «Я рада тебя видеть», «Здравствуй», «Как ты себя чувствуешь?»
За завтраком, обедом, ужином – «Приятного аппетита», Спасибо», «Благодарю», «Позволь за тобой поухаживать», «Все было очень вкусно»
Во время общения – «Разреши», «Пожалуйста», «Будь добр», «Извини», «Прошу прощения»
Вечером – «Добрый вечер», «До свидания», «До завтра», «Счастливого пути», «Всего хорошего», «Доброй ночи», «Спокойной ночи» и т. д.
Подумайте, что можно уже сейчас изменить в Вашем семейном этикете!