Анна Ткачева
Консультация для родителей «Что дает ребенку игра?»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей : «Что дает ребенку игра?»
Игра — средство познания окружающего мира. Это сложная,
внутренне мотивированная, но в то же время легкая и радостная для ребенка
деятельность.
Игра учит изобретательности, потому что дает малышу возможность
проявить фантазию.
Игра является проекцией субъективного мира ребенка на внешний мир,
Темочки:
она дает ему особое ощущение всесилия и свободы.
Игра доставляет удовольствие. Даже препятствие, которое в ней
приходится преодолевать, не угнетает ребенка.
В игре лучше всего развиваются психические свойства ребенка :
концентрируется внимание, тренируется память, развиваются образное
мышление и воображение, происходит осознание и отработка социального
поведения.
Игра ребенка второго года жизни во многом носит подражательный
характер. На данном этапе развития ребенок учится принимать
воображаемую ситуацию, предлагаемую ему взрослым, вместе с ним
производить первые игровые действия, самостоятельно варьировать их в
пределах предлагаемой ситуации, у него появляется интерес к игре и
формируются начальные элементы замещения. Все это — необходимые
предпосылки для того, чтобы на третьем году жизни игра приобрела
творческий и самостоятельный характер.
В игре у ребенка раскрываются те его возможности, которые еще не
реализуются в реальной жизни. Это как бы взгляд в будущее. В игре ребенок
бывает сильнее, добрее, выносливее, сообразительнее, чем во многих других
ситуациях. И это естественно. Ребенок должен обязательно соотносить свои
желания с желаниями других детей, иначе он просто не будет принят в игру.
Он может упрямиться с родителями, с воспитателями, но только не с
партнерами по игре. Игра формирует у ребенка навыки общения, умение
устанавливать со сверстниками определенные взаимоотношения. Кроме того,
принимая ту или иную роль, ребенок усваивает и необходимые для
исполнения этой роли нормы поведения. Ребенок должен быть нежным и
заботливым в роли родителя : папы или мамы, добрым и внимательным в
роли доктора, вежливым и аккуратным в роли продавца и т. п.
Но игра влияет не только на развитие личности в целом, она формирует
и отдельные познавательные процессы, и речь, и произвольность поведения.
В самом деле, все мы знаем, как ребенку трудно управлять собой, особенно
своими движениями, когда необходимо, например, хотя бы несколько минут
просидеть на месте или простоять, сохраняя одну и ту же позу. Оказалось,
что в игре, выполняя роль часового, дети могут сохранять одну и ту же позу
до 9–10 минут. Часто бывает достаточно сказать неуклюжему и упорно не
желающему легко двигаться ребенку, что теперь он зайчик и должен прыгать
так, чтобы не услышала лиса, как все его движения становятся легкими,
мягкими, тихими.
Игра предъявляет высокие требования к развитию речи ребенка : ведь
он должен объяснить, во что и как он хотел бы играть, договориться с
другими детьми, кто какую роль может сыграть, суметь произнести свой
текст так, чтобы его поняли остальные, и т. д.
В игре бурно развивается воображение ребенка : он должен уметь
видеть вместо палочки ложку, вместо 3 стульев – самолет, вместо кубиков –
стенку дома. Ребенок мыслит и творит, планируя общую линию игры и
импровизируя по ходу ее выполнения.
Игра необходима ребенку, и если он по каким-либо причинам лишен
возможности достаточно часто играть со сверстниками, не бойтесь стать его
партнером по игре.