Ольга Дунаева
Консультация для родителей «Читаем детям»
▼ Скачать + Заказать документы
Книга – это неотъемлемая часть воспитания ребенка. С ее помощью он сможет найти ответы на интересующие его вопросы, познавать мир и самого себя, переживать истории героев, фантазировать развитие дальнейших событий того или иного произведения.
ПОЧЕМУ ДЕТЯМ НЕОБХОДИМО ЧИТАТЬ:
1. Благодаря чтению развивается речь ребенка и увеличивается его словарный запас. Книга учит маленького человека выражать свои мысли и понимать сказанное другими людьми.
2. Чтение развивает мышление. Из книг ребенок учится абстрактным понятиям и расширяет горизонты своего мира. Книга объясняет ему жизнь и помогает увидеть связь одного явления с другим.
Публикация «Консультация для родителей „Читаем детям“» размещена в разделах
3. Работа с книгой стимулирует творческое воображение, позволяет работать фантазии и учит детей мыслить образами.
4. Чтение развивает познавательные интересы и расширяет кругозор. Из книг и периодики ребенок узнает о других странах и другом образе жизни, о природе, технике, истории и обо всем, что его интересует.
5. Книги помогают ребенку познать самого себя. Для чувства собственного достоинства очень важно знать, что другие люди думают, чувствуют и реагируют так же, как он.
6. Книги помогают детям понять других. Читая книги, написанные писателями других культур и других эпох, и видя, что их мысли и чувства похожи на наши, дети лучше понимают их и избавляются от предрассудков.
7. Хорошую детскую книжку можно читать ребенку вслух. Процесс совместного чтения способствует духовному общению родителей и детей, установлению взаимопонимания, близости, доверительности. Книга объединяет поколения.
8. Книги — помощники родителей в решении воспитательных задач. Они учат детей этике, заставляют размышлять о добре и зле, развивают способность к сопереживанию, помогают научиться входить в положение других людей.
9. Книги придают силы и вдохновение. Они увлекают и развлекают. Они заставляют детей и взрослых смеяться и плакать. Они сокращают одиночество, приносят утешение и указывают выход из трудного положения.
10. Чтение — самое доступное и полезное для интеллектуального и эмоционально-психического развития ребенка занятие. Книгу можно брать с собой куда угодно. Ее можно бесплатно взять в библиотеке, и ей не нужна электросеть.
Задача взрослого - открыть ребёнку то необыкновенное, что несёт в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение. Взрослый, чтобы привлечь к книге ребёнка, должен сам любить литературу, наслаждаться ею как искусством, понимать сложность, уметь передавать свои чувства и переживания детям.
ПРАВИЛА, КОТОРЫЕ СДЕЛАЮТ ЧТЕНИЕ ВСЛУХ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫМ:
1. Показывайте ребёнку, что чтение вслух доставляет вам удовольствие. Не бубните, как бы отбывая давно надоевшую повинность. Ребёнок это почувствует и утратит интерес к чтению.
2. Демонстрируйте ребенку уважение к книге. Ребёнок должен знать, что книга - это не игрушка, не крыша для кукольного домика, и не повозка, которую можно возить по комнате. Приучайте детей аккуратно обращаться с ней. Рассматривать книгу желательно на столе, брать чистыми руками, осторожно перевёртывать страницы. После рассматривания уберите книгу на место.
3. Во время чтения сохраняйте зрительный контакт с ребёнком.
Взрослый во время чтения или рассказа должен стоять или сидеть перед детьми так, чтобы они могли видеть его лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами, так как эти формы проявления чувств дополняют и усиливают впечатления от прочтения.
4. Читайте детям неторопливо, но и не монотонно, старайтесь передать музыку ритмической речи. Ритм, музыка речи чарует ребёнка, они наслаждаются напевностью русского сказа, ритмом стиха.
В процессе чтения детям нужно периодически давать возможность говорить о своих ощущениях, но иногда можно попросить просто молча «слушать себя».
5. Играйте голосом: читайте то быстрее, то медленнее, то громко, то тихо - в зависимости от содержания текста. Читая детям стихи и сказки, старайтесь передать голосом характер персонажей, а также смешную или грустную ситуацию, но не «перебарщивайте». Излишняя драматизация мешает ребёнку воспроизводить в воображении нарисованные словами картины.
6. Сокращайте текст, если он явно слишком длинный. В таком случае не надо читать всё до конца, ребёнок всё равно перестаёт воспринимать услышанное. Коротко перескажите окончание.
7. Читайте сказки всегда, когда ребёнок хочет их слушать. Может быть, для родителей это и скучновато, но для него - нет.
8. Читайте ребёнку вслух каждый день, сделайте из этого любимый семейный ритуал. Непременно продолжайте совместное чтение и тогда, когда ребёнок научится читать: ценность хорошей книги зависит во многом от того, как отнеслись к книге родители и найдут ли для неё должное место в своей семейной библиотеке.
9. Не уговаривайте послушать, а «соблазняйте» его. Полезная уловка: позвольте ребёнку самому выбирать книги.
10. С самого раннего детства ребёнку необходимо подбирать свою личную библиотеку. Почаще ходите с ребёнком в книжный магазин, в библиотеку. Покупать книги следует постепенно, выбирая то, что интересует детей, что им понятно.
11. Читайте вслух или пересказывайте ребёнку книги, которые вам самим нравились в детстве. Прежде, чем прочитать ребёнку незнакомую вам книгу, попробуйте прочитать её сами, чтобы направить внимание ребёнка в нужное русло.
12. Не отрывайте ребёнка от чтения или рассматривания книжки с картинками. Снова и снова привлекайте внимание детей к содержанию книги, картинок, каждый раз раскрывая что-то новое.
ЛУЧШИЕ СКАЗКИ И СКАЗОЧНЫЕ ПОВЕСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ
• Александрова Т. - Домовенок Кузька
• Андерсен Г. Х. - Снежная королева
• Баум Л. Ф. - Волшебник страны Оз
• Бонд М. - Медвежонок по имени Паддингтон
• Барри Дж. - Питэр Пэн
• Вестли А. К. - Папа, мама, бабушка, 8 детей и грузовик
• Волков А. - Волшебник Изумрудного города
• Гофман Э. - Щелкунчик и Мышиный король
• Дружков Ю. - Приключения Карандаша и Самоделкина
• Киплинг Р. - Маугли, Рикки-Тики-Тави
• Коллоди К. - Пиноккио
• Кэролл Л. - Алиса в стране чудес
• Лагерлеф С. - Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями
• Линдгрен А. - Карлсон, который живет на крыше, Карлсон который живет на крыше опять прилетел, Карлсон, который живет на крыше, проказничают опять, Мы все из Бюллербю, Принцесса, которая не хотела играть в куклы, Крошка Нильс Карлсон
• Лунин В. - Приключения сдобной Лизы
• Милн А. - Винни Пух и все все все
• Носов Н. - Незнайка и его друзья, Незнайка в Солнечном городе, Незнайка на луне
• Пройслер О. - Маленькая Баба Яга
• Прокофьева С. - Клад под старым дубом
• Свифт Дж. - Гулливер в стране Лиллипутов
• Родари Дж. - Приключения Чиполлино
• Токмакова И. - Про Алю, Кляксича и Вреднюгу, Маруся еще вернется
• Толстой А. - Золотой ключик, или Приключения Буратино
• Успенский Э. - Крокодил Гена и его друзья, Дядя Федор, пес и кот, Дядя Федор и лето в Простоквашино, Зима в Простоквашино
• Чуковский К. - Доктор Айболит (в 2 частях - Путешествие в Страну обезьян, Пента и морские пираты).
Героев, населяющих эти книги, знает каждый взрослый, истории о них не надоедают и не устаревают, учат думать, радоваться, мечтать, сочувствовать, и остаются с ребенком теплыми воспоминаниями на всю оставшуюся жизнь. Поэтому, не пожалейте времени, чтобы познакомить своего малыша с этими чудесными произведениями!
Совет: Выбирая первые сказочные повести для детей 5 лет, обязательно ищите книги большого формата и с красочными иллюстрациями на каждой странице - если в книге много картинок, сюжет лучше воспринимается.
Как правило, пятилетний ребенок способен удерживать внимание на повествовании не более 40 минут, так что каждая из этих книг - это чтение на много вечеров вперед.
Совет: Если, начав читать длинную историю, вы увидите, что ребенок сложно запоминает сюжетные линии или последовательность событий, можно прибегнуть к маленькой хитрости. Так как все эти истории давно вошли в золотой фонд детской литературы, по каждой из них можно найти фильмы или мультфильмы. Посмотрев мультфильм, снятый на основе выбранного вами произведения, ребенок будет воспринимать сюжет книги намного легче.
Источники:
1. https://www.kidsrussianbooks.com/blogs/news/4-5
2. http://detsad33.k-ur.ru/attachments/article.pdf