Екатерина Прохорова
Консультация для родителей «Автоматизация звуков»
▼ Скачать + Заказать документы
Автоматизация звуков
Работа над введением звука в речь делится на несколько основных этапов.
1. Этап постановки звука.
Логопед вырабатывает у ребенка правильное положение органов артикуляции для произнесения. Вы можете помочь своему ребенку, выполняя с ним специальные упражнения, данные логопедом.
2. Этап автоматизации изолированного звука.
Публикация «Консультация для родителей „Автоматизация звуков“» размещена в разделах
Работа заключается в отработке произнесения только одного звука, который был постав лен. Достаточно эффективным вариантом помощи будут игровые моменты. «Изобрази, как жужжит жук [жжж], как шумит вода [ссс], как гудит пароход [ллл], как мы чихаем [а-ч, а-ч] и т. д.
3. Этап автоматизации звука в слогах.
Автоматизируемый звук соединяется с согласным в слог, а слог, как известно, является составляющим слова. Автоматизация звуков [с], [з], [ш], [ж], [л], [р] (зависит от способа постановки) осуществляется по следующей схеме:
- в прямом слоге: [са], [сы], [со], [су];
- в обратном слоге: [ас], [ыс], [ос], [ус];
- в слоге между гласными: [аса], [ысы], [осо], [усу];
- в слоге со стечением согласных: [мса], [вса], [тса] (и та к далее, подставляя другие согласные и гласные звуки).
Звуки [ч], [щ], [ц] автоматизируются по другой схеме :
- в обратном слоге: [ач], [оч], [уч], [ыч];
- в слоге между гласными: [ача], [ычы], [очо], [учу];
- в прямом слоге: [ча], [чы], [чо], [чу];
- в слоге со стечением согласных: [мча], [вча], [тча] (и так далее, подставляя другие согласные и гласные звуки).
4. Этап автоматизации звука в словах заключается в постепенном введении звука в речь. Ребенок учится ощущать звук в структуре слова, контролировать смены поз перед произнесением автоматизированного звука.
5. Этап автоматизации звука в тексте.
После того ка к ребенок уверенно употребляет слова с автоматизируемым звуком, логопед подбирает предложения, стихи и тексты, в которых почти каждое слово содержит этот звук, чтобы за крепить правильное употребление звука. Когда автоматизация звука находится на данном этапе, родители должны следить, чтобы ребенок произносил звук правильно и в самостоятельной речи во всей деятельности, иначе звук не будет введен в речь и работа, проделанная на предыдущих эта пах, будет бессмысленной.