Екатерина Гордеева
Консультация для родителей «Активизация словаря ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Активизация словаря ребенка
Уровень развития ребёнка раннего возраста определяет путь его дальнейшего развития. Доказано, что недостаток стимулирующего воздействия взрослого на малыша в этом возрасте может привести к необратимым последствиям в формировании той базы, на которой в дальнейшем строится вся его психологическая деятельность. Чем раньше начата активная работа по стимуляции развития ребёнка, тем выше обучающий эффект. Любая функция центральной нервной системы является наиболее податливой к тренировке в тот период, когда она формируется естественным путём.
Публикация «Консультация для родителей „Активизация словаря ребенка“» размещена в разделах
Быстрое развитие речи присуще всем здоровым детям. Это нормальное явление. Но происходит только при одном условии : если окружающие ребёнка близкие люди общаются с ним, занимаются с первых месяцев его жизни. Взрослых должно насторожить, если ребёнок в этом возрасте почти не говорит или говорит мало (беден запас слов, употребляет лишь простые, односложные фразы). Это уже определённое отставание в речи. Поэтому необходимо как можно скорее выяснить причины отставания речи. Специалисты выделяют в основном три причины в запаздывании развития речи. Это, во-первых, заболевание ушей и носоглотки, а так же другие тяжёлые заболевания. Во-вторых, задержку в развитии речи вызывают и различные органические поражения центральной нервной системы, которые часто сопровождаются общей умственной отсталостью. И, наконец, недостатки воспитания, когда ребёнок растёт «запущенным», ему не уделяют должного внимания, не занимаются с ним.
Этапы развития речи у ребенка от года до трех
12 месяцев. В этом возрасте ребенок произносит первое слово. Он достаточно хорошо знает от одного до пяти слов, чтобы использовать их в речи.
14 месяцев. Ребенок использует интонацию (например, повышает голос в конце вопроса — «еще?») и сопровождает свою речь жестами.
Примечание: если к 15 месяцам ребенок не будет произносить ни одного слова, проконсультируйтесь с врачом.
16 месяцев. Ребенок не просто болтает и бормочет, но в большинстве случаев обращается к кому-либо.
18 месяцев. У ребенка в словарном запасе от пяти до двадцати слов, включая существительные («мама», глаголы («есть») и прилагательные («холодный»).
От 18 до 24 месяцев. Ребенок начинает складывать фразы из двух слов.
24 месяца. Ребенок знает от 150 до 300 слов. Он использует предложения из двух-трех слов и делает многочисленные паузы («Малыш…упал!», «Я иду… в садик?»).
От 2 до 3 лет. Ребенок может вести простой разговор о чем-нибудь, что его окружает. Он часто задает простые вопросы. Ребенок строит более длинные фразы, используя от трех до шести слов. Его словарный запас увеличивается до 450 слов, включая глаголы.
Внимание: если ребенок в 2 или в 3 года повторяет ваши вопросы вместо того, чтобы на них отвечать, сообщите об этом врачу. Это может быть ранним признаком задержки развития речи.
Этапы развития речи у дошкольника
От 3 до 4 лет. Ребенок может одновременно говорить и играть. Он знает примерно 800-1000 слов. К любимым словам ребенка относятся «почему», «что» и «кто».
Внимание: вам может показаться, что ребенок заикается, если от волнения он запинается на словах. Это нормально. Тем не менее, если это будет продолжаться больше шести месяцев.
От 4 до 5 лет. Ребенок легко общается и расширяет свой словарный запас до 2000 слов. Он может пересказать простой рассказ по картинкам — с вступлением, серединой и концом. Ребенок правильно произносит большинство звуков (хотя трудности могут вызывать звуки «р» и «л»). Он употребляет в своей речи много описательных слов, включая слова, обозначающие время, например, «вчера».
Игры для обогащения словарного запаса :
Игра «Сравни медвежат»
Цель: учить различать предметы (игрушки) по характерным признакам.
Ход: взрослый предлагает рассмотреть двух медвежат разной окраски: один черный и большой, другой – коричневый и маленький.
- Назови, кто это и чем они отличаются? (Один медведь большой, он черный.)
- Как его можно назвать, чтобы было понятно, что он черный? (Черныш.) Что он может делать? (Рычать, есть малину, мед, бегать.)
- Как можно назвать другого медведя, чтобы было понятно, что он маленький? (Малыш.)
Игра «Назови одним словом»
Цель: закрепить представление об обобщающих словах.
Ход: взрослый спрашивает: вспомни, на чем спят куклы? (На кроватях.) Куда кладут свои вещи? (В шкаф, в гардероб.) На чем они сидят? (На стульях.)
- Я начну говорить, а ты продолжай: кровать, шкаф … (стол, стул, диван, кресло). Как назвать все эти предметы одним словом? (Мебель.) Какая мебель у нас дома?
- Что куклы кладут в шкаф? Что там лежит и висит? Продолжайте: платье, брюки … (юбки, кофты, рубашки). Как эти вещи называются? (Одежда.) Какая одежда надета на тебе?
- Куклы сели за стол. А на столе стоят … (тарелки, чашки, блюдца). Лежат … (ложки, вилки). Это … (посуда). Из какой посуды ты ешь суп и кашу? (Из глубокой тарелки суп, из мелкой кашу.)
- Наши куклы очень любят играть. Что им для этого нужно? (Игрушки.) Какие игрушки ты знаешь и любишь?
В словарной работе с малышами огромное значение имеет наглядность. Она всегда активизирует речь детей.
«Игра – инсценировка с игрушками»
Цель: учить разыгрывать инсценировки по содержанию хорошо знакомых произведений.
Ход: сначала взрослый читает сказку, затем идет совместный пересказ, а потом проводится инсценировка. Например, в сказках «Заюшкина избушка», «Теремок» можно изменить сюжет или его окончание, включить новых персонажей. В сказке «Козлятки и волк» в обработке К. Д. Ушинского в избушку приходит не волк, а … заяц.
Закрепление и активизация словаря происходит в процессе рассматривания картин. Используются настенные предметные и сюжетные картины.
Игра «Какая кукла»
Цель: учить называть разнообразные признаки внешнего вида игрушки или объекта.
Ход: взрослый говорит, что куклу назвали некрасивой, и она огорчилась. Надо ей помочь и рассказать всем о том, какая она красивая.
- Кто это? (Кукла.) Какая она? (Нарядная, красивая.) Что Таня умеет делать? (Играть, рисовать, петь, танцевать.) Давай вместе расскажем про Таню.
Взрослый начинает: «Наша Таня … (самая красивая). У нее … (нарядное платьице красного цвета, белый бантик, коричневые туфельки, белые носочки)»
В обогащении словаря малышей очень велика роль художественной литературы. Для введения эмоциональной лексики особенно ценны сказки, стихи, потешки, прибаутки.
Предлагаемые упражнения являются не только эффективным материалом и средством развития и обогащения речи ребенка, но и способствуют совершенствованию качества мыслительных операций и мышления в целом.