Марина Ахматгалеева
Консультация для родителей «Адаптация ребенка 3–4 лет к детскому саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад, является новым, ещё не известным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.
Адаптация включает в себя широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических особенностей ребенка, от условий пребывания в дошкольном учреждении.
Публикация «Консультация для родителей „Адаптация ребенка 3–4 лет к детскому саду“» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2023
Адаптация детей к детскому саду - дело весьма нелегкое и для родителей и для детей. Одному ребенку требуется два дня, чтобы разобраться в новой обстановке, другому - несколько месяцев. Адаптация к детскому саду в возрасте 3-4 лет длится от 2-3 недель до 2-3 месяцев.
Различают 3 степени тяжести прохождения адаптационного периода :
Легкая адаптация – ребенок спокойно входит в группу, внимательно осматривается. Он смотрит в глаза незнакомому взрослому, когда тот к нему обращается. Ребенок вступает на контакт по своей инициативе и может попростить о помощи. Он умеет играть рядом с другими детьми, доброжелателен к ним.
Адаптация средней тяжести – ребенок вступает в контакт, наблюдая за превликательными действиями воспитателя, либо через включение телесных ощущений. Напряженность первых минут постепенно спадает, ребенок может вступать в контакт по своей инициативе, может развернуть игровые действия. На замечания и поощрения реагирует адекватно, может нарушать установленные правила и нормы поведения (социальное эксперементирование).
Тяжелая адаптация – контакт с ребенком удается установить только через родителей. Малыш переходит от одной игрушке к другой, ни на чем не задерживаясь, выглядит встревоженным, замкнутым. Замечания и похвала воспитателя оставляют ребенка либо безучастным, либо он пугается и ищет поддержку у родителей.
Поведение родителей в период адаптации ребенка.
1. Заранее подготовьте детский гардероб. Даже если Вы уверенны, что Ваш ребенок хорошо ходит на горшок – «промахи» при адаптации могут случится, поэтому оставляйте ребенку сменную одежду, на кроватке должны быть клеенка и пеленка.
2. В присутствии ребенка всегда отзывайтесь положительно о воспитателях и саде. Даже в том случае, если вам что-то не понравилось.
3. Первую неделю желательно приводить ребенка до тихого часа. Затем медленно увеличивайте время пребывания в детском саду. Первый день постарайтесь забрать ребенка сразу после сна, на второй день - после полдника, на третий – после ужина, и затем в 5-6 часов. Старайтесь первый месяц-два приходить за ребенком всегда примерно в одно и то же время. Не опаздывайте!
4. Постарайтесь, чтобы дома малыша окружала спокойная и бесконфликтная атмосфера. Чаще обнимайте, гладьте по головке, говорите ласковые слова. Отмечайте его успехи, улучшение в поведении. Больше хвалите, чем ругайте.
5. Пусть ребенка отводит тот родитель, с которым ему легче расстаться. Замечено, что с одним из родителей ребенок расстается спокойно, а другого никак не отпускает от себя, продолжая переживать после его ухода.
6. Придумайте свой ритуал прощания (например, поцеловать, помахать рукой, сказать «пока»). После этого сразу уходите: уверенно и не оборачиваясь. Чем дольше Вы топчитесь, тем сильнее переживает малыш.
7. Обязательно скажите, что вы придете, и обозначьте когда (после прогулки, после обеда или как он поспит и покушает). Малышу легче знать, что мама придет после какого-то события, чем ждать ее каждую минуту. Выполняйте свои обещания.
8. Посещение детского сада должно быть регулярным, без обоснованных пропусков. Нерегулярное посещение приводит к стрессам, и период адаптации увеличивается, а также каждый новый заход будет более сложным и болезненным.
9. Никакой дополнительной нагрузки. После возвращения домой малыш ужинает и занимается тихими играми. Побудьте с ним, уделите ему внимание, поиграйте или почитайте вместе. Не спешите домой после садика, остановитесь по пути на детской площадке или просто побродите, сопровождая прогулку веселой беседой.
Показатели окончания адаптационного периода
• Бодрое, спокойное, веселое настроение ребенка в момент расставания и встреч с родителями;
• Уравновешенное настроение в течение дня, адекватное отношение к предложениям взрослых, общение с ними по собственной инициативе;
• Умение общаться со сверстниками, не конфликтовать;
• Желание есть самостоятельно, доедать положенную норму до конца;
• Спокойный дневной сон в группе до назначенного по режиму времени;
• Спокойный ночной сон, без просыпания до утра.
Помните, первый поход в детский сад – это большая нагрузка, как физическая, так и психологическая. Ваш ребенок устает от массы новых впечатлений и дома он может начать капризничать. К этому следует относится с пониманием. Постарайтесь вести себя так, как будто Вы уже привыкли, что ребенок ходит в детский сад. Если ребенок увидит что Вы нервничаете или беспокоитесь, он тоже будет беспокоен. Старайтесь уделять ему столько же внимания, сколько до сада, или даже больше. Важно в этот период дать почувствовать ребенку, что родители его по-прежнему любят и заботятся о нем.
Если малыш с радостью и много говорит о детском саде, если спешит туда, если у него там друзья и куча неотложных дел, можно считать, что адаптационный период закончился. Вот теперь уже можно подумать о своих делах и интересах, дорогие родители!
Уважаемые родители!
Желаем Вам терпения, а вашим деткам быстрее преодолеть этот нелегкий период.