Ирина Кандрашкина
Консультация для родителей «Адаптация детей младшего возраста в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Кандрашкина Ирина Ивановна
Консультация для родителей
«Адаптация детей младшего возраста в ДОУ»
Цель: Создать максимум условий для того, чтобы ребёнок безболезненно прошёл адаптацию в ДОУ.
Задача: информировать родителей об особенностях адаптации ребёнка в ДОУ:
Публикация «Консультация для родителей „Адаптация детей младшего возраста в ДОУ“» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для родителей
- Темочки
- как подготовить ребёнка к поступлению в детский сад.
- научить родителей как обращаться с ребёнком, когда он впервые
начал посещать детский сад.
-как лучше родителям прощаться с ребёнком, чтобы он не плакал.
- как избежать капризы и манипуляции.
- исключить фразы, которые ухудшают ситуацию.
Кажется, ещё вчера ваш малыш делал свои первые шаги. Время летит незаметно, и вот уже маме пора выходить на работу — а это значит, что пришло время отдавать его в детский сад. Детский сад -это новый период в жизни ребёнка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие - соглашаются идти в сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать. Чем старше ребёнок, тем быстрее он способен адаптироваться.
Проблема адаптации – это проблема родителей. От того, как вы подготовите ребёнка к поступлению в дошкольное учреждение, зависит характер и длительность адаптации. Адаптация – длительный процесс, который продолжается от 1 до 6 месяцев.
Чтобы облегчить синдром адаптационного периода родителям необходимо ознакомиться с режимом дня детского сада, посмотреть в какие игры дети играют, чем занимаются, родителям необходимо сотрудничать с воспитателями детского сада, главное - это здоровье малыша. Поэтому советуем не торопиться оставлять ребёнка на целый день, а делать это постепенно и желательно чтобы вы были доброжелательны и терпеливы, создавали спокойную атмосферу не только когда приведёте ребёнка в детский сад, но и дома. Необходимое условие успешной адаптации – согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребёнка в семье и детском саду.
Как же надо готовить родителям ребёнка к поступлению в детский сад.
В первую очередь убедиться, что детский сад необходим вашей семье. Необходимо приблизить домашний режим к режиму дня детского сада и регулярно соблюдать его. Приучайте ребёнка есть разнообразные блюда, ежедневно употреблять супы и каши. Желательно научить ребёнка дома необходимым навыкам самообслуживания: самостоятельно есть, раздеваться и одеваться, мыть руки, посещать туалет и др. Отправлять малыша в детский сад при условии, что он здоров. Если ребёнок засыпает только с помощью взрослого, попытаться изменить эту привычку в домашних условиях до поступления детский сад. Не угрожайте ребёнку детским садом как наказание за детские грехи и за непослушание.
Как надо вести себя родителям с ребёнком, когда он начал впервые
посещать детский сад.
Родители, не нервничайте и не показывайте свою тревогу накануне поступления ребёнка в детский сад. В первый месяц посещения ребёнком детского сада не оставляйте его там на целый день, а как можно раньше забирайте домой. Не кутайте ребёнка, одевайте его опрятно, в соответствие с температурой воздуха в группе. В воскресные дни создавайте для ребенка такой же режим, как и детском саду. Будьте терпеливы к капризам ребёнка.
Как надо прощаться с ребёнком чтобы он не плакал.
Ребёнок плачет, потому что слёзы- это единственный способ, которым ребёнок может показать что он беспокоится. Вот несколько полезных прощаний для ребёнка:
- Придите утром на 5-10 минут раньше, чтоб не опоздать и иметь возможность попрощаться с ребёнком.
- Скажите честно ребёнку куда и зачем вы идёте.
-Скажите точно малышу, когда вы вернётесь. Можно сказать: ”Я приду когда покушаешь, погуляешь, поспишь. ” Не нужно говорить конкретное время, достаточно описать событие, по которым он и определит время.
- Расскажите ребёнку с кем он останется, что будет делать.
- Если ребёнок что то попросит, принесите, не отказывайте ему. Если же просьбу выполнить не возможно, сразу скажите ему об этом. Даже если ребёнок ничего не попросит, принесите ему какую-нибудь маленькую вещицу (печенье, конфету, ручку, тетрадь т. д) чтобы он чувствовал, что вы о нём помнили и готовились к встрече.
Как избежать капризы и манипуляции.
Ребёнок чувствует, что “сцены” портят его отношения с родителями. Победить” сцены” помогут ритуалы.
“Ритуал”- порядок действий, который взрослые повторяют раз за разом. Например, уходя мама всегда:
- на три минуты берёт малыша на руки;
- целует и говорит, куда уходит и когда придёт;
-говорит “до свидания”;
- если ребёнок плачет- говорит, что ей очень жалко, что он грустит, но ничего не поделаешь, приходится расстаться ненадолго;
- передаёт ребёнка воспитателю, с которым он остаётся;
- уходит.
Такое поведение помогает не с первого дня, а именно тогда, когда это становится ритуалом, то есть привычным поведением. Ритуал учит ребёнка доверять взрослым. Ребёнок хорошо знает, что мама уйдёт и когда она вернётся. Это доверие и знание снижает тревогу малыша.
Какие фразы ухудшают ситуацию.
Некоторые мамы приведя ребёнка в детский сад говорят своему малышу такие фразы:
“Ты же сам говорил, что хочешь в детский сад, почему ты теперь не хочешь оставаться?”
“ Не пускаешь меня на работу – не будет денег тебе на новую машинку!”
“Ну, пожалуйста, можно мама пойдёт на работу?”
“Ты же большой мальчик, как тебе не стыдно!”
“Если будешь так реветь- уйду от тебя и вообще не приду!”
НЕ в коем случае НЕЛЬЗЯ говорить такие фразы! Важно помнить эти фразы не только не помогают ребёнку, но даже вредят, потому что в них есть упрёк. Упрёк ребёнку в том, что он мешает маме делать какие-то ее дела. Мамы говорят такие слова потому, что не знают, как успокоить малыша, а ребёнок слышит, что он помеха маме в ее жизни, и еще больше переживает, тревожится и, как следствие, капризничает.
Адаптационный период считается законченным, если:
-Ребенок ест с аппетитом;
-Быстро засыпает, вовремя просыпается;
-Эмоционально общается с окружающими.
-Играет.
Исход адаптации.
Длительность адаптации зависит от индивидуальных особенностей каждого малыша, от правильного подхода взрослых к привыканию детей. Если ребенок активен, коммуникабелен, любознателен, его адаптация проходит сравнительно легко и быстро. Другой малыш медлителен, шум и громкие разговоры раздражают его, он не умеет сам есть, раздеваться. Такому ребенку необходим более длительный срок адаптации.
Родители и педагоги должны строить свои отношения на психологии доверия. Успех сотрудничества зависит во многом от взаимных установок семьи и детского сада. Потребность во взаимной помощи испытывают обе стороны и дошкольные учреждения, и семья. Однако эта потребность бывает неосознанной, а мотивы взаимодействия семьи и детского сада не всегда совпадают. Значит, необходимо создавать условия, обеспечивающие удовлетворение этой потребности. Чтобы ребенок безболезненно прошел адаптацию в ДОУ.