Алима Ковылина
Конструирование из природного материала. Всестороннее развитие детей в процессе работы с природным материалом
▼ Скачать + Заказать документы
Всестороннее развитие детей в процессе работы с природным материалом.
Детский сад, являясь начальной ступенью общей системы образования, осуществляет всестороннее развитие детей дошкольного возраста. Одной из важных ступеней в этом процессе является развитие творческого мышления. Природный материал-кладезь для развития детского творчества. Дошкольников необходимо учить использовать его в работе по изготовлению различных поделок, игрушек. С этой целью создаются природные мастерские. Природную мастерскую можно организовать в детском саду и дома. В ней всё может быть необычным и интересным- пахнет смолой шишек ели, поблескивает солнечным светом солома, перламутром переливаются ракушки.
Публикация «Конструирование из природного материала, Всестороннее развитие детей в процессе работы с природным материалом» размещена в разделах
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Поделки из природного материала
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
С прогулки дети часто приносят желуди, шишки, ветки; с экскурсий по водоёму - красивые камушки, ракушки. Дети подолгу рассматривают собранный материал, перебирают,ощупывают, обследуют его. Это способствует запоминанию формы, красок, свойств каждого вида материала. Например, дети узнают, что орехи - круглые, коричневые, с бугристой поверхностью; желуди овальные, блестящие, желтовато- коричневые и т. д.
Работа с природным материалом способствует развитию ребенка, а именно:
- Расширяет представления детей, совершенствует их умение внимательно
вглядываться в различные явления.
- Способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаза и руки,
совершенствованию координации движений. гибкости, точности в выполнении
действий.
- Оказывает влияние на умственное развитие ребенка, развитие его мышления;
- Способствует развитию внимания - повышает его устойчивость, формируется
произвольное внимание.
- Удовлетворяет любознательность детей. В этом труде всегда есть новизна,
творческое искание.
- Вызывает благоприятный эмоциональный настрой, радость общения в
совместной деятельности, наслаждение, испытываемое в процессе создания
красивой игрушки, что очень важно для общего развития ребенка.
- Формирует контроль и оценку собственной деятельности, т. к. при изготовлении
поделок дети должны не только анализировать образец и планировать
последовательность действий, но и контролировать себя по ходу работы.
- Формирует умение планировать свою деятельность с учетом общей цели,
умение распределять операции.
Что нужно для изготовления поделок
Приобщать детей к миру прекрасного надо как можно раньше: учить их восторгаться причудливой красотой цветов, плодов, различных растений, осенних листьев, морских ракушек и обитателей подводного мира. У каждого цвета, животного можно подметить своеобразие внешнего вида: формы, цвета, поверхности и т. п. Поэтому в работе детей с природным материалом всё это надо учитывать.
В работе с природными материалом важным этапом является его заготовка. Знакомство детей с природным материалом и его заготовку необходимо одновременно сопровождать формированием у детей заботливого и бережного отношения к миру природы.
Рассмотрим некоторые виды растительного материала, наиболее часто используемые для изготовления поделок.
Шишки. Прекрасный материал для изготовления объемных игрушек и поделок. По форме они напоминают части туловища животного или человека. Шишки хорошо склеиваются, имеются в большом разнообразии по форме, величине и виду: кедровые, пихтовые, еловые, сосновые. Для изготовления поделок лучше использовать неокрашенные шишки, т. к. с ними легче работать.
Хвоя. Для изготовления поделок игрушки, например, ежа, лапок паука и коготков кошки, усов бабочки, юбочек для куклы подойдут хвойные иголки. В работе лучше использовать зелёную хвою.
Орехи. При изготовлении игрушек можно использовать лесные, земляные и кедровые орехи, фисташки.
Каштан. Плоды каштанов являются хорошим материалом для простейших игрушек. Они имеют красивую блестящую поверхность и ярко- коричневую окраску. Оболочка свежего каштана - тонкая, легко прокалывается шилом. Целые плоды каштана можно использовать для изготовления головы и туловища кукол.
Желуди. Плоды дуба - желуди бывают различной формы и величины. С одного конца они окружены сильно разросшейся чашечкой - плюской. Желуди удобны для изготовления фигурок забавных человечков, животных, различных деталей к игрушкам из природного материала. Из продолговатых желудей делают жирафа, цаплю, лошадку, ослика, причем туловище можно сделать из большого продолговатого желудя, а головку - из маленького круглого. При изготовлении забавных человечков, имитирующих движение людей, плюски можно использовать в качестве шапочек для этих человечков.
Кора. Она различается по внешнему виду (цвету, толщине, характеру поверхности). Кора сосновая, дубовая (средней толщины) используется для подставок при изготовлении различных сценок и отдельных игрушек из природного материала. Кроме того, из нее можно сделать пенек для "балалаечника", крышу и подвесные вагончики для карусели, простые лодочки-плоскодонки. Подставки и игрушки из коры лучше выглядят, если их покрыть лаком, т. к. в этом случае коричневый цвет коры приобретает особенно красивый оттенок.
Ветки. Разнообразные ветки используются в поделке для некоторых частей - рук, ног, шеи и т. д. Для изделий лучше использовать ветки сосны, ели, орешника. Их ветки упруги и при высыхании не так легко ломаются.
Корни. Иногда своими причудливыми формами напоминают различных животных, птиц, части их тела. Здесь особенно важно образное видение и наблюдательность, которым необходимо учить детей. Детская фантазия поможет увидеть в изогнутых корнях осьминога, паука, голову жеребенка.
Листья. Они могут быть самых разнообразных форм и расцветок. Крупные листья дуба, клена дети применяют как парус для яхты, плота. Их можно также использовать как крылья бабочки, плавники рыбки и т. д.
Семена. Ценным дополнением к игрушкам из природного материала могут быть семена ясеня, клена. Они известны как крылатки. Из них можно сделать крылья стрекозы, уши для зайца, плавники для рыбки, а из семян липы хорошо получаются антенны для космонавтов, лапы животных; из семян тыквы, арбуза, подсолнуха можно смастерить глаза. Кроме перечисленных материалов для поделок используются и многие другие: шиповник, рябина,мак, кувшинки,кукурузные початки, солома, трава, мох, а также птичьи перья, ракушки.
При изготовлении игрушек не обойтись и без дополнительных материалов, таких как бумага, фольга, пластилин, проволока, нитки (лучше использовать толстые, цветные, клей (лучше ПВА, цветные лоскуты. Помимо материала необходимо иметь простейшие инструменты: шило, ножницы, нож (рекомендуется маленький, иголка (нужна крупная швейная, простой карандаш, краски, кисточки (для рисования и для клей) и т. д.
Работать в тесном контакте с семьей
Для правильной выработки навыков работы с простейшими инструментами и с материалами необходимы показ и объяснения взрослого.
Стимулом для проявления детьми творчества при изготовлении игрушек из природного материала является поощрение, одобрение успехов ребенка.
Большое воздействие на ребёнка оказывают готовые детские работы. Они способствуют формированию интереса детей к проявлению инициативы в совершенствовании навыков работы с природным материалов. С этой целью организуются выставки работ.
Для полноценного развития трудовой направленности ребенка следует рано знакомить с трудом родителей, близких ему взрослых, воспитывать у него уважение, интерес к труду взрослых, желание сделать что-то полезное для других, доставить другим радость (например, сделать подарок маме, бабушке, игрушки для малышей, украшение для групповой комнаты). Ребенок в процессе труда чувствует себя взрослым и это сознание, что он работает как взрослый, приносит ему радость, поддерживает интерес.
В дошкольном возрасте главной школой для малыша, главной сферой его нравственного роста и развития остаётся семья. Отец и мать являются самыми главными и любимыми, поэтому они играют главную роль в семейном воспитании и должны показывать ребенку образец нравственного поведения. Через их действия, поступки, отношения, через атмосферу жизни в семье, через семейный уклад преломляются все внешние раздражители и требования, предъявляемые малышу.
Семья - это разновозрастной коллектив в котором складываются условия для упражнений в правильных взаимоотношениях с окружающими людьми. У детей в семейном коллективе формируется ответственное отношение к выполнению своих обязанностей, честность, правдивость, чуткость, трудолюбие, отзывчивость и другие ценные личностные качества.
Жизнь хорошей,дружной семьи, независимо от того, большая она или маленькая, должна строиться по принципу жизни коллектива, все члены семьи которого имеют определенные обязанности, выполнение которых приучает детей ответственно относиться к порученному делу.
Дошкольники очень любят игрушки, сделанные вместе с родителями. Совместная работа родителей и детей по изготовлению игрушек дает выход потребности ребенка в активной деятельности, стремлению к поделке вещей, воплощению мысли, фантазии. Для общего развития очень важно настроение ребенка и то чувство удовлетворения и радости, которое он испытывает, сделав поделку.
Преемственность в трудовом воспитании ребенка в детском саду и семье будет тем прочнее, чем лучше родители будут исполнять роль воспитателя своего ребенка.