Марина Каньшина
Воспитание у детей дошкольного возраста чувства ответственности за свою безопасность
«Самое дорогое у человека – это жизнь»- писал Н. А. Островский, а жизнь ребёнка вдвойне дорога, потому что он делает первые шаги в сложном мире.
И от того, донесём ли мы, взрослые, до сознания ребёнка необходимые знания о безопасности – будет зависеть его жизнь.
Время,когда детям исполняется 4-5 лет хорошо подходит для начала развития ответственного поведения.
Публикация «Воспитание у детей дошкольного возраста чувства ответственности за свою безопасность» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Консультации для педагогов
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- ОБЖ. Безопасность жизнедеятельности
- Темочки
Важные зоны ответственности есть в жизни дошкольника. Они все достойны,чтобы их развивать. одна из базовых зон ответственности – это ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь.
Работая в этом направлении я стараюсь донести до дошкольников очень сложные вопросы, причём донести так, чтобы они,затаив дыхание, поглощали информацию и с восторгом приходили на занятия. Каждый раз вношу элементы новизны,включаю игровые моменты, использую наглядные пособия,интерактивные игры и задания.
Опасности могут подстерегать детей в быту, на природе, на улицах города. Чтобы сформировать сознательное и ответственное отношение личной безопасности и безопасности окружающих, воспитать готовность к действиям в неадекватных ситуациях, я определила задачи:
- познакомить с бытовыми источниками опасности
- воспитать любовь и бережное отношение к природе
- воспитать грамотного участника дорожного движения.
Были обозначены этапы реализации этих задач:
1-заинтересовать детей,систематизировать их знания о правилах безопасности
2-ввести правила в жизнь детей, применять их
3-помочь овладеть практическими действиями.
В этом мне помогали на 1 этапе:
- беседы-«Как избежать неприятности дома,на улице?», «Если постучали в дверь,когда ты один дома?»
- просмотр видеопрезентаций и обучающих мультипликационных фильмов
- тренинги-«разговор по телефону», «я потерялся», «незнакомец на улице»
- разбор проблемных ситуаций и их решение -«какую ошибку совершила Красная шапочка (колобок, «Что надо делать, если незнакомые люди приглашают тебя в машину? (угощают жевательной резинкой)
На 2 этапе были созданы условия в группе : предметно- развивающая среда была пополнена:
- напольные дорожные знаки
- светофор
- пешеходный переход
- макет улицы с дорожными знаками
- пособия для сюжетно-ролевой игры «Автобус», «Шофёры», «Спасатели», «ДПС – служба», «Скорая помощь».
- приобретён «анатомический фартук»-валеологическое воспитание
-дид. игры - «Огонь друг – огонь враг», «Опасно – не опасно», «Четвёртый лишний».
- развивающие настольно – печатные игры: «Пирамида здоровья», «Полезно –вредно», «Лото осторожностей», «Лекарственные растения».
Работа над воспитанием ответственности за безопасность провожу в форме занимательной игры с использованием персонажей. Игра даёт ребёнку возможность быть самостоятельным,прививает навыки «азбуки безопасности».
Конечно более результативны - интегрированные занятия, на которых дети занимаются разными видами деятельности, так после драматизации сказки «Зайка – зазнайка и пожар»- дети с удовольствием занялись опытно – экспериментальной деятельностью («чем можно потушить огонь?», а после чтения произведения «Умный светофор» - выполняли аппликацию - светофор.
На занятиях достигается главное- дети не только узнают основные правила безопасности, но и объясняют их применение в экстремальных ситуациях.
Очень помогают в обучении сказочные персонажи,которые попадают в опасные ситуации - «Волк и семеро козлят», «Красная шапочка», «Колобок», «Три поросёнка», «Три медведя», «Кот, петух и лиса».
Круг проблем, связанных с безопасностью ребёнка, невозможно решить только в рамках детского сада. Поддерживаю тесный контакт с родителями - они активные помощники в работе по этому направлению. Наглядный пример взрослого - самое убедительное средство. Совместно с родителями были реализованы ряд проектов, родители были активными участниками праздников, развлечений, открытых мероприятий.
Дети научились понимать, при каких условиях среда обитания безопасна для жизни и здоровья, действовать правильно в опасной ситуации.
Долг каждого воспитателя и родителя – сформировать установку на здоровый образ жизни, научить жить в гармонии с собой и окружающим миром.
Воспитание ответственности - непрерывный, систематический процесс, начинающийся в раннем возрасте. Всё, что ребёнок усвоит в детском саду, прочно останется у него навсегда и будет закрепляться дальше.