Дарья Генадьевна Агапова
Консультация для родителей «Сенсорное развитие детей раннего возраста 2–3 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
«Сенсорное развитие детей раннего возраста 2-3 гола»
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Чтобы сенсорное развитие происходило полноценно, необходима тренировка органов чувств с самого рождения – только в этом случае развивается способность тонко реагировать на сенсорные раздражители разного характера и интенсивности.
Публикация «Консультация для родителей „Сенсорное развитие детей раннего возраста 2–3 лет“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Сенсорное развитие детей. Консультации
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Что такое сенсорное развитие?
Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. В сенсорном воспитании детей раннего и дошкольного возраста дидактические игры и игрушки являются ведущими средствами обучения. Сенсорное развитие служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.
Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающий мир.
На 2-3 году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. В практике дошкольного воспитания еще встречается устаревшая тенденция знакомить деток раннего возраста с двумя-тремя цветами и формами и требовать запоминания, а также правильного употребления детьми их названий. Современные исследования говорят о том, что такое обучение мало способствует сенсорному развитию ребенка, резко ограничивая круг получаемых им представлений о свойствах предметов.
Знакомя детей с различными свойствами предметов, не следует добиваться запоминания и употребления их названий. Главное, чтобы малыш умел учитывать свойства предметов во время действия с ними. И не беда, если треугольник он будет при этом называть «угольником» или «крышей»
Взрослый, занимаясь с детками, употребляет названия форм и цветов, но не требует этого от малышей. Достаточно, чтобы малыши научились правильно понимать слова : «форма», «цвет», «такой же». Исключение здесь составляет знакомство с величиной. Величина не имеет «абсолютного» значения. Она воспринимается только в сравнении с другой величиной. Предмет оценивается как большой по сравнению с другим предметом, который в этом случае является маленьким. И это отношение может быть зафиксировано только в словесной форме. Эталоны сенсорного развития, о которым формируется личное познание мира:
Девять основных цветов спектра;
Пять геометрических форм (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, овал)
Три размера (величины) предмета: большой, средний, маленький;
Музыкальные ноты, звуки родного языка;
Четыре вкуса (сладкий, горький, кислый, соленый)
Два температурных определения (холодно, тепло)
Пять типов запаха (сладкий, горький, свежий, легкий, тяжелый)
Усвоить сенсорный эталон – это вовсе не значит научиться правильно, называть то или иное свойство объекта. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств разнообразных предметов самых разных ситуациях. Восприятие маленького ребенка носит предметный характер, т е все свойства предмета не отделяются у ребенка от предмета, он видит их слитно с предметом. Характерные особенности предмета еще не приобрели в его глазах жизненное значение, не стали признаками, на которые следует ориентироваться. На данном этапе важно в целом максимально обогатить восприятие, накопить разнообразные представления для того, чтобы создать фундамент для последующего усвоения и использования сенсорных эталонов. Какие же действия ведут к первоначальному выделению свойств, образованию элементарных представлений о предметах? Прежде всего это действия с предметами (постройки из больших мягких модулей и др, продуктивные действия (простейшие постройки из деревянных кубиков и др, упражнения и дидактические игры.
Конструктивная деятельность ребёнка – достаточно сложный процесс: малыш не только практически действует руками и воспринимает возводимую постройку, но и обязательно при этом мыслит.
В процессе создания различных построек совершенствуется восприятие детками формы предметов, величины, пространственных отношений. Так, малыши уже достаточно легко отличают кубик от кирпичика, длинную пластику от короткой. Таким образом главная задача сенсорного воспитания в конструктивной деятельности – это организация обследования предметов, которые дети собираются строить.
Еще наиболее эффективной формой занятий с малышами 2- 3 лет являются дидактические и ролевые игры. Пособиями могут служить как многочисленные развивающие наборы, так т самостоятельно изготовленные.
Складывание мозаик, пазлов и картин из различных геометрических фигур – не только увлекательное занятие, но и отличный способ сенсорного развития. Так же необходимо помогать малышу собирать фигуры, не ограничивая от самостоятельности.
В процессе игр совершенствуется тактильное и зрительно восприятие, музыкальный слух и концентрация. Все это в совокупности способствует эффективному творческому развитию малыша.
Дидактические игры: «Грибочки для ежика»; «Подбери по цвету»; «Собери бусы» «Посади бабочку на цветочек»; «Подбери заборчик к домику»; «Закрой окошки в домиках»
Советы родителям :
Исследуйте мир вместе с ребенком.
Играйте с тактильными материалами (песком, глиной, кмешками, кубиками)
Купите пальчиковые краски
Используйте карточки Домана (карточки с изображениями животных, деревьев, грибов и более сложных объектов)
Помогайте в развитии слухового воприятия (это может быть записи голосов животных, природы)
Тренируйте память и внимание ребенка (например, возьмите три игрушки и спрячьте одну и пусть малыш угадает какая игрушка спряталась)
Играйте в игры на координацию
Рисуйте вместе
Почаще обнимайте малыша
Ходите на мастерклассы
Играйте и развивайтесь с вашим малышом!