Лаптева Любовь Егоровна
Консультация для родителей «Нужны ли ребенку народные игрушки»
▼ Скачать + Заказать документы
«НУЖНЫ ЛИ РЕБЕНКУ НАРОДНЫЕ ИГРУШКИ»
Подготовила: воспитатель Л. Е. Лаптева
Нужна ли современным детям народная игрушка? Будут ли они играть с ней? Или это только музейный экспонат? Игрушки из глины и дерева, из соломы и бересты, из теста или бисера, игрушки-потешки, стригушки и козули, бирюльки и свистульки. Дымковские и каргопольские, архангельские и филимоновские.
Публикация «Консультация для родителей „Нужны ли ребенку народные игрушки“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
Все это — русские народные игрушки, согретые теплом человеческих рук, красочно расписанные мастерами и умельцами, издавна дарящие людям любовь и доброту. И, к сожалению, совсем несправедливо забытые нашими детьми. Между тем народная игрушка — это не только культурное наследие, музейный экспонат или сувенир для украшения интерьера. Лаконичная по форме, но столь выразительная и понятная любому ребенку, она и сегодня может не просто удивить и обрадовать малыша, но и успешно справиться с его обучением даже самым серьезным наукам.
У современных детей очень много игрушек. Игрушки дарят на праздники родители, дедушки, бабушки, знакомые, приходя в гости. А по каким критериям мы выбираем и покупаем игрушки? Небольшой социологический опрос показал: мы руководствуемся чем угодно - ценой, желанием ребенка, собственными пристрастиями, но не соображениями дидактической полезности. Чего уж мелочиться, если нужная сумма у нас есть, а ребенок прожужжал все уши, и у Пети, Кати, Саши из его группы такое уже давно имеется? Срочно купить! Один из наиболее весомых мотивов для покупки игрушки - «ребенок хочет именно ее». Или – «я ему обещал, (не будет больше драться и т. д.)». Покупается соответствующая, мягко говоря, удивительная игрушка. Еще один вариант - «куплю, только не хнычь!» или «у меня в детстве такой игрушки не было, пусть хоть у моего ребенка будет». И как часто приходится наблюдать картину: игрушки разбросаны, машинки без колес, куклы вверх ногами, с оторванными головами, руками. Отношение к ним у ребё нка спонтанное: поиграл и забросил, порвал и забыл. А родителям легче выбросить, чем отремонтировать вместе с ребёнком, привить любовь и доброе отношение к труду человека. Взрослые и сегодня не интересуются своей историей, не знают древо своего рода и не передают детям навыки и умения старшего поколения.
Чем меньше ребёнок, тем важнее для него присутствие в процессе создания куклы человека родного, близкого. С давних времён в быту русской деревни тряпичная кукла была традиционной игрушкой. С рождением ребенка ему делали тряпичную игровую куколку, которая несла любовь, энергетику и традиции семьи. Современная же промышленность заполонила рынок душевредными игрушками. Например, кукла Барби – это «взрослая кукла». Разве Барби запеленаешь? Поведешь играть в песочницу? Нет, конечно, нет. Барби наряжают и ведут на танцы и балы, в рестораны и кафе. А маленькой девочке хочется прижать куколку к себе, покачать, уложить спать, рассказать сказку, заботиться о ней: тем самым проигрывать роли бабушки, мамы, сестры. Да, иногда девчонки любят играть во всяких там «принцесс» и «королев», наряжаются в бальные платья, ждут принцев. Но они прекрасно понимают, что это сказка, мечта, в реальной жизни не встречается добрых фей и волшебниц. Такие игры в «Золушку» и «Белоснежку» - своего рода разрядка, приятное разнообразие в детских буднях, отдохновение от «дома», «магазина», «больницы». И такие на первый взгляд взрослые игры, мне кажется, не опасны. Иное дело – Барби. Пройдет всего каких-то пять или меньше лет, и девочка, играющая в «Барби», будет рыдать горючими слезами оттого, что ее лицо и фигура не соответствуют Барбиным. Мастера-игрушечники противопоставляют Барби народную куклу. С тряпичной куклой можно не только играть, с ней мама ведет обучение. Например, учит варить кашу. В игровой форме дочка запоминает пропорцию приготовления ( текстильная куколка разделена на части: голова, грудь и юбочка). - По пояс водички, по шейку крупички, а по головку получится кашка. Ребенок, играя текстильной куколкой, развивает мелкую моторику, что очень важно для умственного развития ребенка. Как писал Сухомлинский в своих воспоминаниях: «ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления. Движения рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться». Первые куколки, которые ребенок делает сам – это скрученные, затем – берет иголку и шьет. Девочки-подростки делали таких кукол себе, младшим сестренкам и братишкам, одевали их по своему вкусу. Делали это с большим старанием, так как старшие женщины в семье поглядывали, как умело и аккуратно девочка делает одежду для куклы. Такая куколка называется «похвальная», которой можно похвалиться. По мастерству изготовления кукольной одежды судили о готовности девочки к обучению настоящему ремеслу. Если платье получается красивым, а наряд гармоничным, значит, девочка готова уже серьезно обучаться шитью взрослой одежды и ее можно отдавать в учебу к мастерице. Многие девушки к свадьбе шили свой наряд сами, а это уже серьезная и кропотливая работа. И, наоборот, если девочка не проявляет старания в изготовлении куклы и в другой работе, говорили: «да она до сих пор в куклы играет», и считали неумехой. Рановато им было вставать в девичий свадебный хоровод, и серьезную работу таким не поручали. Красивая кукла, с любовью сделанная своими руками, была гордостью девочки и ее верной подругой. Умиротворение и радость приходят, когда играешь с такой куклой, сделанной из мягких хлопчатобумажных и льняных тряпочек. Помимо ткани в изготовлении традиционных кукол используются и природные материалы: дерево, лыко (мочало, камыш, трава и т. д. Лето – чудесная пора. Все краски, какие только есть, выплеснула природа. Все цвета сочные и яркие. Лето — это время растений различных форм и расцветок, которые в огромных количествах заполняют всё вокруг. Гуляя с ребенком по лугу или на даче сделайте из травы куколку или лошадку. Выполненная из натуральных материалов, игрушка знакомит ребенка с природой и воспитывает творческое отношение к миру. Но это не только предмет для любования, восхищения и забавы. Игрушка приобщает малыша к миру абстрактных математических образов, представлений, знакомит с понятием множества. А еще детскую игрушку можно использовать для лечения. Ребенка ведь всегда лечить не просто, он не любит когда его лечат, а когда ему дают интересную игрушку он с ней играется и нюхает и не догадывается, что это кукла из травы, которая его и лечит. Ребенок, как правило, мнет игрушку, при этом выделяются целебные эфирные масла. Они бываю антисептические и успокаивающие, одним словом лечащие или защищающие от заболеваний. Каждая мама может сделать своему ребенку такие куклы. Нужно собрать лекарственную траву и посушить, а потом сшить из кусочков красивого цветного материала разные куклы, вот ваш ребенок и будет вдыхать разные полезности. Конечно, нужно учесть аллергический компонент, то есть нужно проверить, нет ли аллергической реакции на ту или иную траву. В заключение хотелось бы привести слова великого педагога А. С. Макаренко: «Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет»