Быстрова Наталья
Упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Упражнения для Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста
«Пальчиковые игры»- это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Такие игры требуют участия обеих рук. Это помогает детям ориентироваться в понятиях «вправо»,«влево»,«вверх»,«вниз»и др. Дети старше 5 лет могут оформить игры разнообразным реквизитом - домиками, кубиками, мелкими предметами и т. д.
Публикация «Упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Нужно включать упражнения, в которых будет тренироваться каждый палец отдельно (ведь в коре головного мозга имеется отдельная область проекции для каждого пальца, необходимы движения и для напряжения, и для расслабления, и растяжки). Движения пальцами нужно выполнять с оптимальной нагрузкой и амплитудой. Вялая, небрежная тренировка не дает эффекта.
Продолжительность пальчикового тренинга зависит от возраста детей (младший возраст до трех-четырех лет, рекомендуемое время - от 3 до 5 минут, в среднем и старшем дошкольном возрасте- 10-15 минут в день).
Самомассаж кистей рук и пальцев
- Массаж пальцев.
Массаж пальцев лучше начинать с большого и до мизинца. Растираем сначала подушечку пальца, затем медленно опускаются к его основанию. Такой массаж желательно сопровождать веселыми рифмовками («приговорками») .
- Массаж ладонных поверхностей.
Массаж проводится каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками. Для детей это увлекательное занятие и не затратное для взрослых, потому что дома у каждого наверняка найдутся такие предметы.
- Массаж грецкими орехами.
Предлагается:
а) катать два ореха между ладонями.
б) прокатывать один орех растопыренными пальцами ведущей руки.
в) удерживать несколько орехов между растопыренными пальцами ведущей руки.
г) удерживать несколько орехов между пальцами обеих рук.
- Массаж шестигранными карандашами.
Катая карандаш между ладонями активизируются нервные окончания, снимается напряжение. Более старших детей учите пропускать карандаш между одним и двумя – тремя пальцами; удерживать его в определенном положении в правой и левой руке.
- Массаж «четками».
Перебирание «четок» (бус) развивает пальцы, успокаивает нервную систему. В это время можно считать количество «четок» в прямом и обратном порядке.
Вырезывание ножницами.
Особое внимание уделяется усвоению основных приемов вырезания - навыкам резания по прямой, умению вырезывать различные формы (прямоугольные, овальные, круглые).
Аппликация.
Из вырезанных фигурок дети могут составлять композиции - аппликации. Для маленьких детей (младший возраст до 3 лет, подготовьте готовые фигурки, из которых ребенок будет складывать узор. А так же ребенок может самостоятельно рвать руками картинки из журнала или газеты - как получится; а вы будете наклеивать вырванные кусочки на чистый листок, придавая им какую-либо форму. Может получиться осмысленный коллаж. Дети более старшего возраста (4-7 лет) могут самостоятельно вырезать геометрические формы и фигурки из цветных журналов, и клеящим карандашом, закреплять их на листе.
Лепка из пластилина, глины и соленого теста.
Очень хорошее упражнение для развития мелкой моторики у детей. Лепить можно колбаски, колечки, шарики; режем пластилиновую колбаску пластмассовым ножом на множество мелких кусочков, а потом слепляем кусочки снова. Из каждого маленького кусочка делаем лепешку или монетку. (Можно надавить на лепешку настоящей монеткой или плоской игрушкой, чтобы получить отпечаток.)
сделайте с ребенком интересную композицию, оклеивая полученными лепешками баночки, веточки, и. т. д. Создайте рисунок на фанере или листе картона из пластилина самостоятельно или по заданному рисунку. используя слепленные шарики и колбаски и лепешки.
Игры-шнуровки
Сейчас в продаже встречается множество разнообразных игр со шнурками, в которых ребенку предлагается “незаконченная” картинка (изображение ежика, белочки, елки, вазы с букетом, домика, к которой нужно пришнуровать недостающие детали: грибы, фрукты и орехи, новогодние игрушки, цветы, окошки и т. п. Также это могут быть: пуговицы, башмачки, цилиндры или любые другие, сделанные из дерева или мягкого безопасного материала, цельные предметы, в которых проделаны отверстия для шнурков. К ним прилагаются веревочки и инструкции по созданию художественных переплетений на игрушке-основе. Вы самостоятельно можете изготовить из ткани детали домиков, книжек и т. п., которые предлагается соединить с помощью шнурков, чтобы получилась цельная мягкая игрушка или сюжетная мягкая «картина».
Рисование, раскрашивание.
Раскрашивание - один из самых интересных видов деятельности. Раскрашивание развивает согласованные действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки. Необходимо учить детей раскрашивать аккуратно, не выходя за контуры изображенных предметов, равномерно нанося нужный цвет. В процессе рисования у детей развиваются не только общие представления, творчество, углубляется эмоциональное отношение к действительности, но и формируются элементарные графические умения, столь необходимые для развития ручной ловкости, освоения письма.
Итак, упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много. Главное - учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Умелыми пальцы станут не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически с самого раннего возраста, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина и т. д. То есть развивая пальцы рук, мы с вами развиваем речь и мышление ребенка.