Дронова Татьяна Николаевна
Консультация для родителей «Поиграем с ребенком в речевые игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Четвертый год жизни ребенка отмечается новыми достижениями в жизни ребенка. Дети легко вступают в контакт с детьми, взрослыми, свободно пользуются речью. Детей интересуют явления природы, взаимоотношения между людьми, незнакомые предметы. Необходимо поддерживать этот интерес, поскольку он лежит в основе дальнейшего развития речи и других высших психических функций.
Итоги четвертого года жизни:
• Словарный запас достигает 2000 слов.
• В активном словаре появляются слова второй степени обобщения.
• Словарный запас обогащается за счет наречий, обозначающих пространственные и временные признаки.
Публикация «Консультация для родителей „Поиграем с ребенком в речевые игры“» размещена в разделах
• Появляется «словотворчество», что свидетельствует о начале усвоения словообразовательных моделей.
• В речи все меньше ошибок на словоизменение основных частей речи.
• У многих детей звукопроизношение нормализовалось, у части детей наблюдаются смешение свистящих и шипящих звуков, а также отсутствие сонорных звуков.
• Связная речь еще не сложилась, в рассказах о событиях из собственной жизни допускается непоследовательность; возможен пересказ известной сказки.
• Хорошо развитая в этом возрасте непроизвольная память позволяет запомнить большое количество стихотворных произведений.
Расширение словарного запаса дошкольников четвертого года жизни происходит во время свободной игры с игрушками. Дети этого года жизни очень любят играть в ролевые игры с наборами «Доктор», «Парикмахер» и др. В игре он копирует взрослых, подражает их интонациям. Желанная игрушка – телефон, с помощью которой можно развивать диалог. Разговаривать по телефону можно на разные темы, и взрослому стоит воспользоваться игровой ситуацией, чтобы развить у малыша умение отвечать на вопросы и поддержать разговор.
Очень хороший развивающий эффект для обогащения словарного запаса дают настольные игры : «Зоологическое лото», лото «Фрукты – овощи», лото «Транспорт» и др.
На основе этих настольных игр можно организовать следующие речевые игры :
• «Кто как передвигается»
Цель: уточнение глагольного словаря.
• «Кто как голос подает»
Цель: уточнение глагольного и предметного словаря.
• «Домашние и дикие»
Цель: различение групп домашних и диких животных.
• «Угадай по описанию»
Цель: развитие слухового внимания, обогащение словарного запаса прилагательными, обозначающими признаки диких и домашних животных.
• «Кто что делает»
Цель: уточнение глагольного словаря, дифференциация сходных действий.
Усвоение слов – названий частей предметов происходит в процессе совместного со взрослыми рассматривания предмета и выделение его характерных признаков, частей из которых состоит этот предмет. Для усвоения названия частей, из которых состоят сложные предметы, можно изготовить разрезные картинки. Разрезать картинки нужно так, чтобы каждая часть находилась на отдельном фрагменте.
Примеры загадок.
• Кузов, колеса, кабина, руль (машина).
• Ствол, ветки, листья, корни, кора (дерево).
• Глаза, рот, нос, лоб, брови (лицо).
• Маленький, удаленький,
Сковзь землю прошел,
Красну шапочку нашел. (гриб).
• Кто зимой холодной
Бродит злой, голодный? (волк).
Четвертый год жизни – это время усвоения основных словообразовательных моделей языка. Процесс этот длительный и охватывает весь дошкольный возраст. Лучше всего усваиваются уменьшительно-ласкательные и увеличительные суффиксы. Таких суффиксов много в детских потешках и стихах.
Три очень милых феечки
Сидели на скамеечке.
И, съев по булке с маслицем,
Успели так замаслиться,
Что мыли этих феечек
Из трех садовых леечек.
В активной речи уменьшительные суффиксы применяются при образовании слов, обозначающих маленькие предметы. Можно поиграть с детьми в парные картинки.
• Игра «Подбери пару».
• Игра «Дюймовочка и Гулливер».
В этом возрасте дети хорошо усваивают суффиксы, с помощью которых образовываются слова – название детенышей. Лучше всего использовать в игре игрушки, образы животных.
Нельзя обходить стороной и развитие грамматического строя речи. Игры на закрепление согласования прилагательных и существительных в роде.
• Игра-лото «Круглый, квадратный, овальный».
Цель: закрепление умения согласовывать прилагательные с существительными в роде, обогащение словарного запаса.
Игра «Что перепутал художник»
Цель: закрепление связи между конкретным предметом и характерным для него цветом, умение согласовывать прилагательные с существительными в роде.
• Игра «Раскрась одним цветом».
Цель: закрепление умения согласовывать прилагательные с существительными в роде, обогащение словарного запаса.
• Игра «Сладкий, горький, соленый».
Цель: закрепление опознавательных признаков предметов по вкусу, умение согласовывать прилагательные с существительными.
Игры для закрепления падежных форм имен существительных.
• Игра «Кому какая еда».
Цель: закрепление формы дательного падежа существительных.
• Игра «Собери пары».
Цель: закрепление форм творительного падежа существительных.
Понимание пространственных предлогов и наречий достигается при выполнении различных поручений: «Убери книги в шкаф. Подними куклу с пола. Положи мяч на полку». В активную речь слова с пространственными значениями вводятся с помощью различных вопросов: «Куда ты спрятал машинку?».
Развитие речи – одна из главных задач в формировании познавательной и творческой активности ребенка, коммуникативных способностей, ознакомления с окружающим миром.