Татьяна Радикальцева
Консультация для родителей «Учимся говорить и слушать»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация
для родителей
«Учимся говорить и слушать»
Ребенок не говорит. В каждой семье к этому явлению относятся по разному. Кого-то беспокоит уже то, что он к году произносит лишь два-три слова. Кто-то остаётся спокойным, несмотря на то, что трёхлетний малыш не может составить простую фразу, владеет лишь не большим количеством обиходных слов. Родители считают, что спустя некоторое время ребенок догонит сверстников и заговорит сам. И очень ошибаются.
Периодизация развития речи.
Публикация «Консультация для родителей „Учимся говорить и слушать“» размещена в разделах
Речь в своем развитии проходит определенные этапы: экспрессивно-мимический, предметно-действенный и речевой.
К концу первого месяца отчетливо проявляются экспрессивно-мимические средства общения. По характеру плача младенца можно понять некоторые его желания. С двух месяцев общения устанавливается с помощью взгляда и первых мимических движений. В 3-4 месяца ребенок начинает узнавать голос матери, интонации становятся более разнообразными, появляется гуление.
Основания для беспокойства: не реагирует на звуки, не поворачивает голову в сторону взрослого, недостаточная интонационная выразительность, нет подготовительного кряхтенья перед криком, однообразное гуление, отсутствие смеха.
К концу первого года жизни ребенок начинает выражать свои желания и намерения речевыми средствами, например: на, дай, там, мама, папа, баба, би-би и т. д.
Основания для беспокойства: не реагирует на свое имя, отсутствие лепетных слов. После года развитие речи идет стремительно. Ребенок произносит все больше и больше звукосочетаний, слов, состоящих из одного-двух слогов. Язык мимики и жестов начинает постепенно угасать. К 1,5 годам в самостоятельной речи ребенка около 20 слов, в 2 года – 50 слов. В этот период появляются предложения, состоящие их двух-трех слов.
На третьем году жизни дети рассматривают в книжках картинки, слушают истории. У них увеличивается не только запас слов, но и появляется стремление к словотворчеству – изобретаются новые слова. Ребенок начинает говорить о себе в первом лице. К этому времени активный словарь включает до 1500 слов. Ребенок начинает использовать развернутые предложения. С овладением фразовой речью совершенствуется усвоение грамматической системы языка. К трем года ребенок использует в речи все части речи и строит полные грамматически оформленные предложения.
Основания для беспокойства: стойкие и длительное по времени отсутствие речевого подражания новым для ребенка словам. При появлении этого явления ребенок большей частью вместо целого слова воспроизводит его часть или искажает, например, вместо «девочка» - дека. Из накопленных слов ребенок не строит предложения. В его речи нет глаголов. Грамматическое оформление предложения грубо искажено, например, «я не хочу» - Аня хочет нет.
В 4 года ребенок уже говорит предложениями, состоящими из 5-6 слов. В этом возрасте они начинают сопровождать игру речью. К 5 годам ребенок полностью усваивает обиходный словарь. В 4,5-5 лет заканчивается формирование фонетической системы родного языка. Высказывания ребенка начинают напоминать по форме короткий рассказ. К 6 годам снижается интенсивность словотворчества, формируются операции самоконтроля и критического отношения к своей речи.
Основания для беспокойства: ограничен бытовой словарь, не может или затрудняется сгруппировать и назвать предметы, действия, признаки по обобщающему признаку одним словом, затрудняется заменить слово синонимом, типа собака – пес, смотреть – глядеть; подобрать к слову антоним, типа сахар – соль, холодный – горячий; не активен в речевом общении и т. д. ; ребёнок неправильно произносит звуки, искажает слоговую структуру слов; не может связано рассказать о событиях.
Если речь ребенка по тем или иным параметрам отстает от возрастных критериев, логопедические занятия откладывать нельзя. Раннее начало коррекционной работы позволяет предупредить возможность появления вторичных нарушений, развивает познавательные способности, формирует адекватное поведение в социально значимых ситуациях.