Елизавета Медведева
Консультация для родителей по развитию речи детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Рецепты для родителей по развитию речи детей младшего дошкольного возраста»
Речь малыша начинает бурно развиваться с момента рождения. Чем больше вы заговариваете со своим ребёнком, чем внимательнее вы относитесь к его попыткам говорить, тем больше вероятность того, что он заговорит быстрее, чем его сверстник, который растёт в семье «молчунов». С малышами не только можно, но и нужно разговаривать с самого рождения, объяснять им, где они живут, кто их окружает, что они видят, не заботясь о том, что младенцы ещё многого не понимают. Вот что рекомендует родителям С. Лупан:
Публикация «Консультация для родителей по развитию речи детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Средняя группа
- Темочки
- Объясняйте ребёнку всё, что он делает, видит, слышит, что происходит или будет происходить непосредственно около него.
- Делая массаж, купая малыша, называйте части тела, до которых вы дотрагиваетесь.
- Показывайте малышу предметы и называйте их.
- Показывайте крохе картинки, называя, что на них изображено.
- Рассказывайте малышу короткие истории о нём самом или игрушке, которая сейчас отправиться в страну снов, морское путешествие в ванной и т. п.
Повторяйте звуки, которые произносит ребёнок (кряхтение, пропевание гласных звуков, гуление, лепет, чтобы побудить его повторять их снова. С младенцем нужно разговаривать, чтобы он научился понимать речь окружающих, но не менее важно дать ему понять, что вас крайне интересует всё то, что он «говорит». Играйте с ним в своеобразный диалог. Мало-помалу ваш младенец начнёт отвечать вам звуками, улыбками, взглядами, и это доставит вам обоим необыкновенную радость.
С двух лет вы можете показывать ребёнку мультфильмы, только не используйте этот |прием для того, чтобы «отдохнуть» от ребёнка. Малыш должен смотреть телевизор вместе: вами! Посадите ребёнка к себе на колени и шёпотом на ушко рассказывайте ему о том, что происходит на экране. Обращайте внимание ребёнка на отдельные эпизоды. Не смотрите дольше 10-15 минут. После просмотра спросите малыша, что ему понравилось, попросите его вспомнить героев и их действия. Хорошо, если через какое-то время ребёнок сможет с вашей помощью рассказать об увиденном папе, бабушке или любимой игрушке.
Расширение словарного запаса ребёнка должно стать вашей повседневной задачей, разговаривая с малышом, внимательно следите за своей речью, избегайте жаргонных, вульгарных слов.
Рассказывая ребёнку о каком-нибудь животном или птице, не забудьте упомянуть о том, как они «разговаривают». Вот примерный перечень слов, который может вам помочь:
пчела – жужжит
осел – ревёт
утка – крякает
кошка – мяукает
кузнечик – стрекочет
петух – кукарекает
ворона – каркает
лягушка – квакает
свинья – хрюкает
лошадь – ржёт
коза - блеет
собака - лает
сова - ухает
гусь - гогочет
голубь - воркует
сорока - трещит
корова - мычит
слон - трубит
тигр, лев- рычит
Когда малыш выучит весь составленный вами список слов, можете поиграть с ним в игры: «Как поёт петушок?», «Как разговаривает собачка?» и т. д.
Знакомьте ребёнка с синонимами слов, значение которых он уже знает. Например, рассказывая ему про то, какие вкусные пирожки испекла бабушка, сознательно употребляйте в рассказе новые слова: пышные, воздушные, тающие во рту. Объясняйте ребёнку значение слов, которые ему пока неизвестны.
Существует огромное количество детских считалок и песенок с повторяющимися куплетами, и их, конечно, нужно использовать для развития речи малыша. Они нравятся детям и легко запоминаются. Напевайте песенки и колыбельные, рассказывайте стишки и потешки («Котя-котенька-коток», «Баю-баюшки-баю», и т. д.). Как можно раньше знакомьте малыша со стихами детских поэтов - А. Л. Барто, К. И. Чуковского, С. Я. Маршака и С. Михалкова. Если вы станете рассказывать малышу короткие стишки нараспев, дела паузу перед последним словом в строчке, он очень скоро научиться заканчивать фразу. Этот приём полезно применять в том случае, когда ребёнок знает стихотворение, но ещё не может самостоятельно рассказать его. Например:
Взрослый: На меня ползёт.
Ребё нок: козявка!
Взрослый:. козявка?
Ребё нок: Будто я какая.
Взрослый:. Будто я какая?
Ребё нок: травка!
Взрослый:. Травка?
Ребё нок: и садится - мотылёк.
Взрослый:. садится мотылёк?
Ребё нок: Будто я какой.
Взрослый:. я, какой?
Ребё нок:… цветок!
Взрослый: Будто я, какой цветок! Ура!
Для развития речи очень важно читать ребёнку книги вслух. Как можно раньше приучайте малыша рассматривать вместе с вами книги с картинками, рассказывая ему о том, что на них изображено. Учите ребёнка внимательно слушать. Выбирайте сначала книги, в которых с помощью серии картинок изложена самая простая история. Дети любят слушать одни и те же сказки и истории несколько раз подряд. Используйте этот приём, чтобы помочь ребёнку запомнить сюжет истории. Когда он научится следить за ходом простого рассказа, подберите книжки с более сложным и интересным текстом. Обязательно пересказывайте и комментируйте ребёнку то, что вы только что прочитали.
Педагоги советуют рано начинать знакомить малышей с настоящей поэзией, например с творчеством баснописца Лафонтена (в русском варианте в переводах И. А. Крылова). В каком возрасте начинать? Считается, что возрастные границы строго индивидуальны. Родители сами должны почувствовать, когда малыш готов. Почему нужно начинать с басен Крылова? Его басни о животных обращены к детям, в них содержится мораль - простые поучения, понятные детям. Маленькие детки часто не осознают, «до каких пор можно доходить в своих поступках», а басни помогают им понять, какие поступки считаются хорошими, а какие плохими.
Басни не только закладывают основы нравственности ребёнка, но и развивают его интеллект, поскольку знакомят с новыми, сложными и тонкими понятиями. Кроме того, чтение басен - прекрасная возможность научить ребёнка размышлять, если вы попросите малыша пересказывать содержание басен своими словами.
Начните знакомство ребёнка с басни, которую вы хорошо помните наизусть. Большинство взрослых обычно лучше всего помнят «Ворону и лисицу». Перед чтением басни лучше всего сделать рисунки к тексту. Если вы не полагаетесь на свой художественный талант, используйте игрушки, с помощью которых покажите малышу маленькое театральное представление.
Некоторые дети могут с удовольствием выслушать всю басню сразу, а кто-то всего лишь несколько строк. Не спешите! Постепенно ребёнку захочется слушать всё более и более длинные отрывки из басни. Если басня ему понравилась, снова возьмите рисунки и игрушки, разложите их по порядку и расскажите басню, как сказку. Можете предложить ребёнку разыграть басню по ролям, нарядившись в костюмы героев.
Затем вернитесь к тексту басни и объясните сложные для ребёнка выражения, например:
Вороне где-то Бог послал. («Бог послал» - это значит, взялось неизвестно откуда). И т. д.
Не забывайте использовать запомнившиеся фразы из басен в повседневной жизни!
Огромную роль играет первая книга, выбранная родителями для обучения. Чем посредственнее и упрощённее книга, тем меньше она вызывает у малыша желание учиться читать. Ребёнок воспринимает такую книгу как прямое оскорбление своему интеллекту. И он совершенно прав!
Гуляя по парку, саду, читайте малышу строчки А. С. Пушкина, С. А. Есенина, Ф. И. Тютчева или А. А. Фета о природе. Многие обыденные действия вы можете комментировать отрывками из стихотворений. Например, малыш подошёл к зеркалу, а вы говорите: «Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи.». Детям очень нравятся такие комментарии.
С трёхлетнего возраста, когда у ребёнка уже, как правило, достаточно развита речь, в программу занятий можно включить изучение мифов народов мира. Знание мифов пригодится при знакомстве с живописью.