Алимаа Машпалдыр
Консультация для родителей «Приобщение детей к истокам народного национального искусства»
▼ Скачать + Заказать документы
Приобщение детей к истокам народного национального искусства
Управление Образования Чеди-Хольского кожууна
МБДОУ детский сад «Солнышко» с. Хову-Аксы
Подготовила: воспитатель 1 категории Машпалдыр А. К.
2014
Приобщение детей к истокам народного национального искусства.
Публикация «Консультация для родителей „Приобщение детей к истокам народного национального искусства“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Народная культура, фольклор
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2014
Культура России и Республики Тувы невозможно представить себе без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории. Устное народное творчество, музыкальный фольклор, декоративно-прикладное искусство должны найти отражение в содержании воспитания, особенно сейчас, когда образцы массовой культуры других стран активно внедряется в жизнь, в быт мировоззрения современных детей. Воспитание гражданина и патриота своего народа знающего и любящего свою Родину – задача актуальная во все времена. Это работа не может быть успешной без глубокого знания духовного богатства своего народа, освоение народной культуры. С молоком матери ребенок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, потешки, игры, сказки, пословицы и поговорки. Только в этом случае народное искусство это подлинный источник прекрасного - оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Народное искусство, как и искусство, вообще, многофункционально, и одна его функций – воспитательная, надо только реализовать ее в полной мере.
Народное искусство несет в себе огромный духовный заряд, эстетические и нравственные идеалы, веру в торжество прекрасного, победу добра, справедливости. Народное творчество как часть искусства народа близко по своей природе творчеству ребенка (простота, завершенность формы, обобщенность образа). Именно поэтому оно близко восприятию ребенка, понятно ему.
Народное искусство имеет ярко выраженные характерные черты:
• Народное искусство носит коллективный характер: изделия создаются целым коллективом, часто это является семейным делом.
• Традиционность – народное искусство имеет корни уходящие, в глубину веков. Веками отбирались и отрабатывались характерные черты того или иного вида росписи, вышивки, ее колорит.
• Народное искусство всегда создавалось, для человека и служило ему.
Устное народное творчество, включающее в себе больше количество жанров: сказки, пословицы, поговорки, потешки, частушки, колыбельные песни и др., - это неоценимое богатство каждого народа, громадный пласт культуры, показатель его способностей и талантов устное народное творчество представляет собой особый вид искусства. Это духовное освоение действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира по законам красоты. Дети очень любят сказки. С ними ребенок встречается с самом раннем возрасте, слушая сказки, рассказанные мамой или бабушкой, испытывает те или иные чувства. Дети радуются удачам героев, переживая за них, ненавидят то плохое, в чем герои борются. Сказка как средство воздействия на ребенка часто обладает пре другими воспитательными приемами. Сказка вводит ребенка в некоторые воображаемые обстоятельства и заставляет пережить вместе с героями такие чувства, которые оказывают влияние на всю его последующую жизнь. Ребенок с самого начала сказки встает на позицию положительного героя, вместе с ним решает поставленные задачи. Все это побуждает творческую активность ребенка – дошкольника, заставляет делать выводы, которые не доступны для него в других обстоятельствах. Таким образом, при правильном подборе сказок с учетом возрастных особенностей детей, художественной ценности произведения и правильной организации последующей деятельности сказки могут оказать огромное воспитательное воздействие на ребёнка.
Большой нравственный и эстетический потенциал заложен в народных пословицах и поговорках. Их можно назвать своеобразной энциклопедией эстетических представлений народа. В них, как и в других формах выражены практический опыт народа, его миропонимание и всевозможные знания. В пословицах и поговорках содержатся взгляды на мир, природу, общественное устройство, а главное, отношение народа к окружающей действительности.
Следует шире использовать пословицы и поговорки в нравственном, эстетическом воспитании дошкольников, так как с их помощью можно формировать нравственные идеалы, воспитывать понимание прекрасного, плохого и хорошего, способствовать развитию эстетических представлений детей через установление внутренних связей между противоположными, разнородными предметами, явлениями.
Поскольку пословицы и поговорки обладают эмоциональной насыщенностью, то работа над ними предполагает одновременно интенсивную работу разума и чувств, ребенок должен приложить определенные усилия над собой в постижении смысла сказанного, что является очень важным моментом в нравственно – эстетическом воспитании детей. Пословицы и поговорки учат детей любви к Родине, семье уважению труда человека.
Пословицы могут оказать огромное влияние на интеллектуальное развитие ребенка. Как правило, в них, кроме хорошо видимого, существует и скрытый смысл, незаметный при первом знакомстве с ними. Чтобы понять его, надо поразмыслить, привлечь весь свой опыт и знания.
Образность пословиц и поговорок, умение народа образно описать предмет, дать ему яркую характеристику, творчески использовать слово способность формированию воображения детей дошкольного возраста.
Подготовила: воспитатель 1 категории Машпалдыр А. К.