Максимова Ирина
Консультация для родителей «Что должен уметь ребенок 2–3 лет?»
Максимова И. Ю.
«Что должен уметь ребенок 2-3 лет?»
Каждый период в развитии ребенка очень важен и связан с теми знаниями, умениями и навыками, которые должен приобрести малыш в том или ином возрасте.
Публикация «Консультация для родителей „Что должен уметь ребенок 2–3 лет?“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Что должен знать и уметь ребенок. Консультации для родителей
- Темочки
Общение у детей 2 – 3 лет носит ситуативно-личностный характер. Это означает, что каждому ребенку необходимо постоянно чувствовать индивидуальное внимание взрослого, иметь индивидуальный контакт с ним. Научить ребенка чему-нибудь может только тот взрослый, которому он доверяет и симпатизирует.
Готовность ребенка для посещения детского сада включает в себя гораздо больше, чем просто стандартные навыки самообслуживания и моторики. В первую очередь малыш должен быть морально готовым общаться с другими детьми, взаимодействовать с ними, соблюдать определенные правила и уметь приспосабливаться к режиму группы.
Для того, чтобы первичный детсадовский опыт вашего малыша был более успешным, он должен освоить большинство из перечисленных навыков:
• малыш должен уметь хоть на небольшое время (до 15 минут) фокусировать свое внимание;
• слушаться взрослых, без обид и раздражений;
• проявлять интерес к остальным деткам и общим играм в коллективе.
Относительно навыков моторики и самообслуживания, то главными являются – умение застегивать или расстегивать одежду, пользоваться столовыми приборами, проситься на горшок, навыки личной гигиены.
Большим плюсом будет, если ваш малыш уже умеет разговаривать, и не просто говорить на «своем» языке, а объясняться понятной речью из небольших и доступных слов.
Таким образом, уровень развития Вашего малыша, поступающего в дошкольное образовательное учреждение, можно определить по следующим навыкам.
Ребенок 2-х лет:
Речевые достижения:
1. В словарном запасе до 200-300 слов.
2. Использует предложения из двух-трех слов в разговоре с взрослыми и детьми.
3. Облегченные слова заменяет правильными.
4. Начинает употреблять прилагательные (большой, маленький и т. д.) и местоимения (я, ты).
5. Может называть себя в третьем лице.
6. Задает вопросы.
7. Называет предметы на картинке.
8. Понимает короткий рассказ о знакомых ему событиях.
Эмоциональное развитие:
1. Эмоционально уравновешен в течение дня.
2. В хорошем настроении при своих умелых действиях.
3. Недоволен, отказывается от действий при неудавшейся попытке.
4. Упрямится, требуя недозволенного, настаивает на своем.
5. Кричит, капризничает при нежелании выполнить просьбу взрослого.
6. Отказывается от общения с незнакомыми взрослыми.
7. Плачет при уходе мамы, при обиде.
8. Проявляет яркие эмоции при общении с близкими.
Познавательное развитие:
1. Собирает пирамидку по убыванию размера из четырех-пяти колец.
2. Раскладывает фигуры разной величины и формы в аналогичные отверстия на доске.
3. Ориентируется в трех-четырех цветах, некоторые называет.
4. По образцу находит предмет того же цвета.
5. Начинает распознавать вес, температуру и другие качества предметов (тяжелый, легкий, холодный, теплый, твердый, мягкий).
Физическое развитие:
1. Преодолевает препятствия, чередуя шаг.
2. Поднимается и спускается по лестнице.
3. Подпрыгивает.
4. Меняет темп движения: ходьбу на бег.
5. Удерживает мяч одной или двумя руками.
6. Ловит мяч с близкого расстояния.
Бытовые навыки:
1. Ест аккуратно, не роняя пищу.
2. При умывании трет ладони, часть лица.
3. Вытирается с помощью взрослого.
4. С небольшой помощью взрослого одевается: натягивает носочки, шапку, обувь.
5. Частично раздевается.
6. Контролирует физиологические потребности.
Игровые навыки:
1. В игре последовательно выполняет порядок действий: куклу раздевает, купает, вытирает.
2. В игре подражает бытовым действиям близкого взрослого.
3. Сооружает из кубиков знакомые постройки (дом, забор, диван, стол).
4. Играет рядом со сверстниками одинаковыми игрушками.
Ребенок 2,5 лет:
Познавательное развитие
1. Подбирает к образцу предметы одного цвета, но разной формы. Ориентируется в четырех цветах и оттенках.
2. Ориентируется в 4-6 геометрических формах. Подбирает, прикладывая, объемные геометрические фигуры к соответствующим по форме отверстиям.
3. Собирает пирамидку из 4-8 колец по убывающей (по показу).
4. Собирает, вкладывая меньшую в большую, матрешки, мисочки, формочки, колпачки — из 3-4 составляющих (по показу).
5. Ставит 10 и более кубиков один на другой (по образцу) в разных сочетаниях размера и цвета.
6. Держит карандаш. Чертит кривую линию, закругленную линию, пытается повторить за взрослым.
7. Узнает, что нарисовал (или вылепил).
Игровые действия (сюжетная игра)
1. Подражает своему полу: девочка — маме, мальчик — папе (в самостоятельной игре).
2. Строит из кубиков разной формы и величины дом, забор.
3. Участвует в подвижных играх с группой детей (запоминает несложные правила игры).
Социально-эмоциональное развитие
1. Сохраняет эмоционально уравновешенное состояние в периоды бодрствования.
2. Может определить свое состояние.
3. Воспринимает свою индивидуальность через собственные эмоциональные ощущения: мне больно, мне весело, мне хочется и т. д.
4. Вспоминает свои прежние эмоциональные ощущения, оказываясь в разных ситуациях: на празднике, в гостях — весело; при болезни — неприятно, плохо.
5. Радуется веселым играм со взрослыми и детьми.
6. Узнает знакомую музыку и воспроизводит знакомые движения (один и с группой детей).
7. Испытывает радость, восторг при выполнении танцевальных движений.
Речевое развитие
1. Обозначает себя: «Я», «Я сам».
2. Использует предложения из нескольких слов (трех и более).
3. Отвечает на вопросы взрослого по картинке, если сюжет и персонажи знакомы: «Кто (что) это?», «Что делает?». Показывает движениями, как делает персонаж.
4. Знает названия некоторых животных, предметов быта, одежды, посуды.
5. Может рассказать по картинке (в двух-трех предложениях).
6. Отвечает на вопрос: «Как тебя зовут?» (полностью или упрощенно). Знает (и называет) имена близких взрослых, знакомых детей.
7. Разговаривает со сверстниками во время игр (речевые диалоги).
8. Понимает рассказ взрослого.
Бытовые навыки
1. Одеваться и раздеваться с небольшой помощью взрослого;
2. Расстегивать и застегивать одну-две пуговицы;
3. В определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду;
4. Самостоятельно мыть руки после загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем;
5. С помощью взрослого приводить себя в порядок;
6. Пользоваться индивидуальными предметами: носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком;
7. В процессе еды держать правильно ложку.
Ребенок 3- х лет:
Речевое развитие
Если ваш ребенок не очень разговорчив, то, скорее всего, ситуация изменится в ближайшее время. В этом возрасте речь развивается достаточно быстро, и ребенок всего за месяц-два может наверстать упущенное. В возрасте от 3-х до 4-х лет ваш ребенок должен уметь следующее.
1. Называть свое имя и возраст
2. Выговаривать от 250 до 500 слов
3. Отвечать на простые вопросы
4. Составлять предложения из пяти-шести слов и говорить полными предложениями
5. Говорить четко
6. Рассказывать простые сказки и истории
Развитие мыслительных процессов
Ваш ребенок в 3 года начинает задавать много-много вопросов. «Почему небо голубое? Почему у птиц есть перья?» Вопросы, вопросы и снова вопросы! Хотя родителей время от времени это может раздражать, задавать вопросы для этого возраста — абсолютно нормально. Поэтому возраст от трех до пяти называют возрастом почемучки. В дополнение к постоянным вопросам «почему?» ваш 3-х летний малыш должен уметь следующее:
1. Правильно называть знакомые цвета.
2. Играть и фантазировать более творчески, чем раньше.
3. Выполнять три простых команды взрослых подряд.
4. Помнить сказки и песенки и рассказывать самые простые из них.
5. Любить сказки и песенки, особенно перед сном.
6. Понимать простые числа и считать до пяти.
7. Сортировать предметы по форме и цвету.
8. Отгадывать загадки, которые соответствуют возрасту ребенка.
9. Узнавать знакомых людей и детей на фотографиях.
Двигательные навыки
Двигательные навыки ребенка в 3 года продолжают активно развиваться. С 3-х до 4-х лет ваш ребенок должен уметь:
1. Подниматься вверх и вниз по лестнице, чередуя ноги – идти шаг за шагом
2. Бить по мячу, бросать мяч, ловить его
3. Прыгать на одной и двух ножках
4. Довольно уверенно крутить педали и кататься на трехколесном велосипеде
5. Стоять на одной ноге до пяти секунд
6. Идти вперед и назад довольно легко
7. Наклоняться, не падая при этом
Эмоциональное и социальное развитие
Ваш 3 — летний малыш становится более независимым физически и эмоционально. У него уже реже случаются истерики, когда вы оставляете его в детском саду.
Кроме того, ваш 3-х — летний малыш становится все более социальным. Ваш ребенок теперь умеет играть и мириться со своими друзьями, что-то делать по очереди, и может показывать простые навыки решения своих первых детских проблем.
В 3 года ваш ребенок должен обладать следующими социальными навыками.
1. Подражать родителям и друзьям
2. Показывать привязанность к знакомым семьи и друзей
3. Понимать, что такое «мое» и «его / ее»
4. Показывать широкий спектр эмоций, таких как грусть, печаль, гнев, счастье или скука
Бытовые навыки
1. Одеваться с небольшой помощью взрослого, а раздеваться самостоятельно.
2. Аккуратно складывать свою одежду перед сном.
3. Застегивать несколько пуговиц, завязывать (связывать) шнурки.
4. Знать назначение многих предметов и их местонахождение.
5. Выполнять поручения из 2-3 действий: «отнеси», «поставь», «принеси».
6. Уметь мыть руки с мылом, умываться, вытираться полотенцем;
7. Замечать беспорядок в своей одежде, самостоятельно пользоваться носовым платком.
8. Регулировать свои физиологические потребности.
9. Вытирать обувь при входе в помещение.
10. Аккуратно есть, правильно держать ложку, пользоваться салфеткой.
11. Не выходить из-за стола до конца еды и не мешать за столом другим.
12. Говорить слова благодарности, здороваться, прощаться.
Что должен знать ребенок к 2–3 годам
Ранний возраст – ответственный этап развития человека, в это время закладывается фундамент личности. Наиболее предпочтительный вид деятельности в этот период –предметная игра: путь малыша к познанию мира, в котором он живёт и который призван изменить.
Возраст ребенка до 3 лет — самое благоприятное время для начала развития у него любых способностей. Поэтому важно не упустить момент и вовремя начать заниматься с ребенком. Игра — первое, чему нужно научить любого малыша.
Именно в возрасте до 3 лет ребенок начинает посещать детский сад. Первые дни в детском саду — один из самых волнующих моментов в жизни каждой семьи. К какой воспитательнице попадет ребенок, понравится ли ему в детском саду, как быстро он привыкнет к новой обстановке, найдет ли себе друзей, не будут ли его обижать. Эти и еще многие вопросы волнуют каждого родителя.
Уютная группа и обилие новых красивых игрушек не в силах заменить отсутствие близкого человека. Маленький ребенок еще не может сам занимать себя, он не знает, что делать с той или иной игрушкой, не умеет общаться со сверстниками и незнакомыми взрослыми. Поэтому главная задача педагога на данном этапе — помочь ребенку как можно быстрее адаптироваться к непривычной для него обстановке. Умный, знающий, внимательный, искренний, добрый, а главное любящий детей педагог может сделать многое. В его силах создать в группе радостную и доброжелательную атмосферу, завоевать доверие детей. Их настроение поднимется, если малыши поймут, что взрослый всей душой отдается игре с ними. Они с удовольствием будут играть со взрослым на равных, повторяя все его действия.
Что должен знать ребенок к 2 — 3 годам.
Общение со сверстниками:
— развивается умение играть рядом, а к середине года и вместе со сверстниками;
— формируются предпосылки сюжетно-ролевой игры.
Усвоение социальных норм поведения:
— воспитываются культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания;
— начинает складываться произвольность поведения;
— ребенок осознает свое «я».
Умственное развитие:
— формируются представления о взаимосвязи между предметами, в их сходстве и различии;
— подбирает подобные предметы, группирует их по определенному признаку.
Развитие представлений об окружающем мире:
— может называть окружающие его предметы (игрушки, посуду, одежду, обувь, мебель, транспорт);
— учится называть цвет, форму, величину предметов, материал, из которого они сделаны.
Развитие речи:
— учится понимать речь взрослых без наглядного сопровождения;
— самостоятельно рассматривает и обсуждает картинки, книжки, предметы;
— рассказывает об интересующих его событиях;
— приучается слушать взрослых, обогащая свой словарь;
— отчетливо произносит звуки, кроме некоторых свистящих, шипящих и сонорных;
— употребляет предлоги и вопросительные слова;
— отвечает на вопросы, ведет диалоги.
Математические представления:
— учится различать количество предметов (один, два, много);
—обозначает в речи контрасты предметов: большой — маленький, высокий — низкий;
—учится различать геометрические формы: круг, квадрат, треугольник, шар, кубик, кирпич;
— ориентируется в окружающем пространстве.
Физическое развитие:
— формируется умение сохранять равновесие;
— учится бегать в одном направлении, ползать, лазать, катать, бросать, метать мяч, прыгать на двух ногах, слегка продвигаясь вперед;
— выполняет общеразвивающие упражнения;
— приучается к совместным подвижным играм.
Рисование:
— учится изображать знакомые единичные предметы округлой формы;
— задумывается над тем, что он нарисовал;
— рисует разные палочки и линии, пересекает их;
— учится правильно держать карандаш или кисть.
Лепка:
— лепит из глины и пластилина, отламывая маленькие комочки от большого куска;
— скатывает шары, приплющивает их пальцем или между ладонями, раскатывает колбаски, учится соединять две детали в один предмет.
Аппликация:
— учится выкладывать на листе бумаги приготовленные бумажные силуэты предметов, наносить клей тонким слоем при помощи кисточки и затем наклеивать фигуры.
К концу года дети могут:
Различать и называть игрушки, предметы мебели, одежды, посуды, некоторые фрукты и овощи, виды транспорта.
• Свободно ориентироваться в ближайшем окружении: узнавать свой дом и квартиру, детский сад и групповую комнату.
• Знать имена членов своей семьи и персонала группы.
• Вместе со взрослым заботиться о живых существах: поливать комнатные растения, кормить птиц, рыб и т. и.
Речевое развитие
• Иметь активный словарный запас (не менее 1000- 1200 слов).
• Повторить за взрослым небольшое предложение, в том числе содержащее вопрос или восклицание.
• Ответить на понятный вопрос взрослого.
• Поделиться информацией («Коля пришел», пожаловаться на неудобство (замерз, устал) и действия сверстника (отнимает).
• Сопровождать речью игровые и бытовые действия («приборматывать»).
• Слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения.
• Пользоваться речью как средством общения со сверстниками.
Художественная литература
• Слушать стихи, сказки, рассказы. При повторном их чтении проговаривать слова, небольшие фразы.
• Вместе с педагогом рассматривать иллюстрации в знакомых книжках.
• Читать стихи с помощью взрослого (А. Барто из цикла –«Игрушки» и др.).
Математика
• Активно участвовать в образовании групп из отдельных предметов, различать «много» предметов и «один».
Различать большие и маленькие предметы.
• Узнавать шар и куб.
Изодеятельность
Знать, что карандашами, фломастерами, красками и кистью можно рисовать; pазличать красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный цвета.
Радоваться своим рисункам, называть что на них изображено.
• Знать, что из пластилина, глины можно лепить.
• Раскатывать комок прямыми u круговыми движениями кистей рук, отламывать от большого комка маленькие комочки, сплющивать их ладонями; соединять концы раскатанной палочки, плотно прижимая их друг к другу.
Конструирование
• Различать основные формы деталей строительного материала.
• С помощью взрослого строить разнообразные постройки, используя большинство форм.
• Рaзворачивать игру вокруг собственной постройки.
Музыкальное воспитание
• Узнавать знакомые мелодии и различать высоту звуков (высокий— низкий).
• Вместе с воспитателем подпевать в песне музыкальные фразы.
• Двигаться в соответствии с характером музыки, начинать движение с первыми звуками музыки.
• Выполнять движения: притопывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук.
• Различать и называть музыкальные инструменты: погремушки, бубен.
Культурно-гигиенические навыки
Навыки мытья рук и умывания включают умение:
1. Закатать рукава
2. Смочить руки
3. Взять мыло, намыливать до появления пены
4. Мыть руки
5. Смыть мыло
6. Вымыть лицо
7. Сухо вытереть руки, лицо, аккуратно повесить полотенце и в свою ячейку;
Навыки культуры еды включают умение:
1. Держать ложку в правой руке
2. Не крошить хлеб
3. Не разговаривать за столом
4. Благодарить
5. Пользоваться салфеткой
Навыки одевания, раздевания включают умение:
С небольшой помощью взрослого
1. Расстегнуть пуговицы
2. Снять платье (брюки)
3. Аккуратно повесить
4. Снять обувь
5. Снять колготки, носки
6. Надеть в обратной последовательности.