Зухра Шафеева
Консультация для родителей «Методика Марии Монтессори»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Светлячок». Консультация для родителей на тему :
«Методика Марии Монтессори».
Воспитатель: Шафеева З. Ф.
Сегодня в любой газете можно встретить объявления: «Обучаем чтению с младшего дошкольного возраста» или «Раскрываем творческий потенциал дошкольника». Открываются новые детские сады и группы подготовки к школе, которые предлагают оригинальные методики обучения - как отечественные, так и зарубежные. Родители, как правило, готовы на все ради любимых детишек, ведь все давно знают, как важно не упустить момент и вовремя заняться развитием способностей малыша. Ребенка отдают в садик, работающий по системе Монтессори, и он начинает удивлять родителей и других родственников: в три года знает все буквы и цифры, в четыре уже читает и считает до ста, а в пять рисует пейзажи и натюрморты.
Публикация «Консультация для родителей „Методика Марии Монтессори“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Монтессори. Методика развития детей, материалы для занятий своими руками
- Темочки
Ну а семь-восемь лет, к сожалению, ребенок «вдруг» начинает обходить книжки за километр, а то и вовсе возмущается: «Как же меня это всё достало!». Удивлены? А вы интересовались, нравится ли ребёнку постоянно учиться в столь нежном возрасте? Дети не терпят насилия и отвечают на него раздражительностью и неврозом.
Есть ли выход в этой ситуации? Да, конечно, выход есть. Нужен такой подход к образованию ребёнка, такая система раннего развития, которая позволит и научит, и до стресса не доведет.
Педагогических теорий – сотни. Среди последних - система дошкольного воспитания Марии Монтессори, которую она разработала на основе теории «спонтанного развития». Более того, не просто разработала, но и воплотила в созданных ею в Риме Домах ребенка. Главное внимание она уделяла развитию познавательных способностей детей и использовала для этого специальные дидактические материалы.
Детский врач, ассистент в психиатрической клинике, преподаватель Римского университета, доктор философии и основатель знаменитого Дома ребенка в Риме. Позднее она написала о нем уникальный труд «Дом ребенка». Все это жизнь Марии Монтессори, которую она посвятила детям, борьбе за их право на свободное развитие.
Сегодня школы и детские сады, работающие по методу Марии Монтессори, есть почти во всех странах мира, в том числе и в России. Международная ассоциация Монтессори помогает организовывать работу десятков тысяч учителей и воспитателей.
Одним словом, педагогика Марии Монтессори - это не только проверенные временем методики, дающие потрясающие результаты, но и возможность глубже понять себя и ребенка, проявить в полной мере уважение и любовь к маленькому человеку, воспитать не просто интеллектуала, а счастливого человека, творчески мыслящую личность.
Основное правило в Монтессори-педагогике : подвигнуть ребенка к самовоспитанию, к самообучению, к саморазвитию. А как подтолкнуть его к этому? Создать такую развивающую среду, чтобы ребенок, попадая в нее, начинал учиться самостоятельно.
Воспитание независимости от окружающих - еще один важный момент в системе Монтессори. Мария Монтессори постоянно подчеркивала, что ребенок - другой и не надо считать его маленьким взрослым. Все его существо, психика отличаются от существа и психики взрослого. И тот и другой совершенно по - разному познают мир, например: взрослый – читая, воспринимает информацию на слух, ребенок - пробуя все, как говорится, на зуб, то есть, с помощью органов чувств. Взрослый обычно получает удовольствие от результата своих действий, ребёнок - от того, что он делает что-то самостоятельно. Ребенок копирует взрослого и в то же время стремится быть независимым от него, то есть самостоятельным.
Поэтому малышей обучают навыкам самообслуживания с помощью все тех же дидактических материалов: их учат умываться, одеваться, застегивать пуговицы, зашнуровывать ботинки, завязывать бантики и т. д. Ребёнку показывают и объясняют, например, как надо правильно открывать и закрывать дверь, как правильно нести стул и т. п.
Маленькие дети учатся, совершая действие. В то время как взрослые могут научиться некоторым вещам, наблюдая или слушая информацию, читая и воспринимая её на слух. Ребёнок почти всему обучается только через собственное действие. Он активно развивается умственно и физически, интенсивно тренируя свое тело и ум.
Секреты Монтессори-материалов.
Подготовленная (развивающая) среда побуждает ребенка проявить себя с разных сторон. Пятидесятилетний опыт Марии Монтессори показал, что детская среда должна повторять взрослую, а значит, игрушками должны быть те вещи, которыми мы обычно пользуемся в быту: посуда, коробки, флаконы, бутылки, мебель. Причем не игрушечные, а настоящие, но, конечно такие, которыми дети смогут пользоваться сами. И действовать с этими предметами нужно так, как в реальном мире: переливать воду, резать бумагу и ткань, шить, нанизывать бусины на нитку, мыть полы, резать фрукты, овощи, хлеб, стирать одежду, мыть посуду.
1. Монтессори-материалы привлекательны и притягательны. Ребенок, заинтересовавшись какой-то вещью, легко постигает все сложности жизни, причем делает это с радостью. Он стремится сам во всем разобраться и нуждается лишь в небольшой помощи педагога, который наблюдает за его развитием и косвенно руководит им.
2. Монтессори-материалы помогают упорядочить постижение ребёнком окружающего мира, связать в единое целое реальный опыт и теоретические знания. Таким образом, ребёнок учится понимать природу и ориентироваться в ней. Посредством упорядочивания окружающей среды он учится приводить в систему весь свой жизненный опыт.
3. Монтессори-материалы отвечают ненасытному стремлению ребенка к движению и действиям. Маленький ребёнок познаёт себя, узнает свое тело, совершенствует координацию глаз, рук и ног. Благодаря этим материалам его движения становятся все более точными и гармоничными. Мир постигается в истинном смысле этого слова. Движения, соединенные с впечатлениями и чувствами, создают основу для духовного развития. Направленная на дидактические цели моторика влияет на общее, эмоциональное, речевое и социальное развитие.
4. Монтессори-материалы дают ребенку возможность самому находить свои ошибки и исправлять их. Если возникла ошибка, он устраняет ее, и нарушенный порядок восстанавливается. Это приучает к точности и ответственности своих действий. Через самостоятельное обращение с материалом ребенок учится ставить цель и находить соответствующие пути к её достижению, что способствует развитию его независимости от окружающих.
Домашняя школа Монтессори.
Занятия по методу Монтессори можно организовать и дома. Во-первых, вы уже познакомились с основными принципами воспитания по Монтессори, во-вторых, ни один педагог не знает вашего малыша лучше, чем вы сами.
Для маленького ребенка родители - образец, которому он подражает в процессе жизни. Он копирует действия взрослых и их взаимоотношения, а также запоминает многое из того, что видит, и это позже использует в своей взрослой жизни.
Ваша главная задача - создать развивающую среду и научиться грамотно, использовать подготовленные материалы. Вам не понадобится специально оборудованная комната. Для эффективной работы вполне достаточно выделить небольшой шкаф или этажерку. Что у вас должно быть?
• Предметы, которыми мы пользуемся в нашей повседневной жизни (кувшинчики, тарелки, губки, тазики, ведёрки, щётки, мыло и т. п.).
• Специальные развивающие игрушки, которые можно купить почти в любом магазине. А еще лучше - сделать их своими руками.
Как играть.
Любая игра начинается с презентации. Вам нужно показать и назвать все предметы, которые участвуют в игре, и рассказать, что вы будете с ними делать. Например: «Это стакан воды, а это кувшин. В кувшине вода. Воду можно перелить из кувшина в стакан, и обратно».
Одновременно вы должны показать, как это делается. Не спешите, делайте все аккуратно, ведь ребёнок будет копировать ваши действия.
После презентации предоставьте ему возможность поиграть самому. И вот тут уже не вмешивайтесь, пусть он делает все сам.
Заканчивается игра уборкой. Покажите малышу, как вытереть пролитую воду, собрать и убрать на место игрушки и те материалы, которыми он играл. Имейте в виду, что ребёнок не должен устать к концу игры и началу уборки. Помните: порядок - это обязательный элемент в системе Монтессори, и не стоит его игнорировать.
Сочиняйте сказки.
Игры с предметами, особенно в младшем возрасте, увлекут любого ребёнка.
Но, так как все игрушки, могут наскучить, если будут однообразными, поэтому ваша задача - не только приготовить весь необходимый материал, но и продумать, как можно разнообразить игру.
Некоторые ходы мы подскажем вам, когда будем рассказывать об играх. Но и вам предстоит потрудиться. Вот один совет: превращайте любую игру в сказку. Придумывайте маленькие рассказики про приключения животных или детей, про волшебные предметы, которые помогают им преодолевать все препятствия. Например, малыш разлил воду, а вы говорите: «Вот на пути у наших героев озеро. Как же им через него переплыть? Позовём - ка на помощь волшебную губку и тряпку», - и так далее.
Запрещенные приемы игры.
Ни в коем случае нельзя ругать малыша за то, что он что-то пролил, уронил, испачкал. Не рекомендуется даже обращать на это внимание. Нужно только предложить ребенку все убрать и показать ему, как это делается. Ни в коем случае нельзя критиковать!
Нельзя вмешиваться в ход игры со словами: «Дай я тебе помогу, у меня получится аккуратней и быстрей». Будьте терпеливы, иначе вы сформируете ненужный и очень опасный комплекс. Помогать можно только тогда, когда малыш просит вас об этом.
Не переделывайте при ребенке его работу. Очевидно, что на первых порах он не сможет качественно убрать за собой и вам придется наводить порядок еще раз. Постарайтесь, чтобы ваш малыш не видел, как вы это делаете. Ведь если он поймет, что сделал все плохо, то больше не захочет играть.
Готовим напиток (чай, кофе).
Игра развивает аккуратность, обучает бытовым навыкам, знакомит с окружающим миром.
Необходимые материалы. Прозрачный сосуд (стакан, кружка, широкая банка, столовая или чайная ложка, пищевые красители, соль, сахар (как песок, так и в кусочках, растворимый кофе.
Дети любят размешивать ложкой, например сахар в чае. Однако это не всегда получается: движения у ребенка еще резкие, ложка бьется о чашку, чай (кофе) выплескивается. Помогите ребёнку, двигая вначале его рукой. Учтите, что ребёнку намного интереснее размешивать в воде вещества, которые, растворяясь окрашивают ее. Проследите, чтобы ребёнок правильно держал ложку. К этому упражнению можно придумать много игр: приготовление лекарств, еды и т. п. Чтобы ребенок хорошо освоил действия с ложкой, совмещайте это упражнение с пересыпанием. Пусть малыш наполнит сахарницу с помощью чайной ложки.
Слушаем тишину.
Это одно из важных упражнений, придуманных Марией Монтессори. Уроки тишины ежедневно проходили в ее школе. Они учат малыша владеть собой, развивают наблюдательность, слух, терпение.
Предупреждение. Эти упражнения полезны только тогда, когда дети делают их абсолютно добровольно и ровно столько, сколько хотят. Иначе они воспринимаются как наказание или нежелание взрослых обращать внимание на детей.
Игрушки. Любые предметы в комнате. Лучше, если комната немного затемнена.
Предложите ребенку внимательно посмотреть вокруг, прислушаться к тишине.
После того как ребенок сам нарушит тишину, спросите у него, что он слышал, что заметил. Поощряйте его наблюдательность. Устройте соревнование, кто больше заметит и услышит. Подсказывайте, если нужно, например: «Послушай, как тикают часы, как капает дождь».
Раз застежка, два застежка.
Игра развивает мелкую моторику.
Необходимые материалы. Ремешки, пуговицы разных размеров и петли к ним, шнурки, кнопки, крючки.
Возьмите несколько кусочков плотной ткани (подойдет ткань от старого пальто или плаща) и вырежьте из них парные фигурки - заяц и морковка (еж и грибок и т. д.). глаза, рот и нос можно нарисовать простым фломастером или гелиевой ручкой, можно вышить или приклеить.
На фигурку зайчика пришейте большие и маленькие пуговицы, одну часть кнопки, на морковке сделайте петли и пришейте к ней вторую половину кнопки. Первая игрушка готова! Теперь на следующих заготовках - грибок и ежик, проделайте дырочки для шнурка. Чтобы дырочки не растрепались, обмотайте их суровой ниткой. В дырочки вденьте шнурок. Вот и вторая игрушка готова. А дальше фантазируйте. Сделайте игрушки с бантиками, крючками и петлями, ремешками, «липучками».
Как играть. С такими игрушками можно придумать множество игр. Самые простые - «Покорми зайчика морковкой», «Помоги ежику принести домой грибок». Только помните, сначала вы сами должны показать ребенку, как «работает» ваша замечательная игрушка: прошнуруйте грибок, пристегните морковку.
Каждое действие, например завязывание шнурков, рекомендуется проделывать медленно и старательно, чтобы ребенок имел возможность внимательно посмотреть, как это делается.
При желании вы можете придумать сказку о ежике и зайце, которые отправились в лес за волшебными ягодами (сделайте их из «липучки»). И пока они шли, зацепились за елочки - крючочки, попали в паутину из веревочек и т. д. Ваша фантазия подскажет вам остальные приключения.
Помните ли вы, какое удовольствие испытывали, когда, научившись что- либо делать, повторяли это действие снова и снова? Повторение - важный процесс, благодаря которому ваш ребенок накрепко усваивает определенное действие. Он повторяет его еще и потому, что оно не совсем знакомо ему, а потому интересно.