Люция Киямова
Консультация для родителей «Ошибки родителей имеющим ребенка с отставанием в развитии»
▼ Скачать + Заказать документы
Ошибки родителей имеющим ребенка с отставанием в развитии.
Если родители замечают у ребенка отставание в развитии : «не начинает ходить», «не говорит», «двигательно беспокоен», «безучастен к окружающему», они обращаются к детскому врачу. И это правильно.
Темочки:
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2020
Однако большинство родителей направляют все свои усилия на диагностику заболевания, обследование ребенка и медикаментозное лечение. Немногие знают, что успех лечения будет зависеть от окружающих ребенка лиц, и от выбора для него игрушки, и от участия взрослого в его играх, главное, от своевременно начатых и систематических специальных занятий.
Нередки случаи, когда родители серьезно полагают, что без особых усилий с их стороны, только с помощью какого-либо «заморского» лекарства, или экстрасенса, или гипноза можно развить у детей мышление, память, внимание, речь и даже привить вкус и прилежание к учебе.
Не отрицая значение вышеперечисленного воздействия, тем не менее надо сказать, что они уместны только как составная часть в общем комплексе лечебно-педагогических мероприятий.
Есть и такие случаи, когда и родители понимают как отставания в развитии как некое преходящие качество, исчезающее само по себе, по мере роста ребенка. «Ничего, - говорят они, придет время, - догонит». Или: «Я сам плохо говорил, заговорит». Несостоятельность таких рассуждений очевидна.
Как правило, родители неправильно оценивают возможности своих детей, не умеют наблюдать их. Так, например, мало кто обращает внимание, как играет ребенок, как используют игрушки. Нередки случаи когда до 4.5 – 6 взрослые не понимают понижения слуха и зрения, недостатков речи или снижения познавательной деятельности.
Однако и в тех случаях, когда родители по достоинству оценивают значение воспитательных и коррекционно-обучающих мер воздействий, они часто допускают серьезные педагогические промахи. Бывает и так, что неправильные действия взрослы вызывают у детей негативную реакцию, двигательную расторможенность, плаксивость и даже отклонения в поведении.
Например, не зная закономерности развития детской речи, родители скрупулёзно следят чтобы малыш произносил слова «чисто». Заставляют его произносить одно и то же слово по нескольку раз, вызывая этим стойкий речевой негативизм. Ревниво следя за звукопроизношений, таки родители показывают ребенку буквы, учат его запоминать их, разучивают слово по отдельным слогам. Привлекая внимание ребенка, начинающего говорить, к отдельному звуку, взрослый затемняет для него восприятие мелодического рисунка слова, без чего не может полноценно развиваться речь.
Особо следует сказать о желании родителей учить своих детей чтению. Нередки случаи, когда взрослый, незнакомый с приемами обучения детей чтению, своими домашними «методами» приручает ребенка к побуквенному чтению, от которого очень трудно перейти к чтению слогами. В результате длительно время такой ученик не умеет читать, хотя его сверстники давно уже перешли к беглому чтению.
То же самое надо сказать о неумеренном чтении книг или разучивании стихов, когда ни содержание, ни объем читаемых текстов не согласуются с возрастом ребенка, его умственном и речевым развитием. Слушающий не понимает значение многих слов, не улавливает смысла читаемого или последовательности действий. Родителю кажется, что ребенок с удовольствием его слушает, но на самом деле удовольствие доставляет близость взрослого, его голос, ритмизированная речь, если это стихи, содержание же читаемого улавливается фрагментально.
Бывает и наоборот, когда не очень понятное чтение вызывает повышенную расторможённость и нежелание слушать. В этом случае у детей развивается то, на что чаще всего жалуются родители : «неусидчивость».
Деликатное дело помощи ребенку, отстающему в развитии, требует от взрослого определения знаний, понимания дефекта, грамотного подхода к ребенку и грамотного построения занятий с ним, поэтому советуем родителям серьезно отнестись к нашим методическим рекомендациям по организации игр и занятий с детьми.