Людмила Галеницкая
Ознакомление детей с окружающим миром
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация
на тему :
«Ознакомление детей с
окружающим миром» .
Галеницкая Л. В.
Ранний возраст – это период интенсивного
развития всех сторон малыша.
Дети с огромным интересом смотрят на ок-
ружающий мир, но видят не всё, иногда да-
же главного не замечают. А если рядом вос-
питатель или кто - то из взрослых, которые
удивляются вместе с ними, учат их не толь-
ко смотреть, но и видеть, дети захотят уз-
нать больше.
Знакомя детей с доступными их пониманию
явлениями природы и общественной жизни
Публикация «Ознакомление детей с окружающим миром» размещена в разделах
воспитатель вместе с ним развивает их умст-
венные способности, формирует нравственное
и эстетическое отношение к действительнос-
ти. У детей воспитывают деятельную любовь
к родной природе, способность воспринимать
и глубоко чувствовать её красоту, умение бе-
режно относиться к растениям и животным.
Мы знакомим детей с окружающим миром
как на занятии, так и на прогулке и в пов-
седневной жизни. Взрослые должны помнить,
что знакомство с окружающим миром для
ребёнка раннего возраста не является только
забавой, это – труд, который даёт основу пер-
вых знаний, а сам малыш – не пассивный
созерцатель, он – творец, потому что прикла-
дывает активные, хотя и элементарные уси-
лия к освоению действительности.
Первые знания об окружающем мире у ре-
бёнка в процессе освоения им близлежащего
пространства, поэтому в ранний период детст-
ва важна организация предметной среды. По-
мещение должно быть окрашено в мягкие
постельные тона, на окнах занавески, мебель –
не имеющей острых углов, сделанная сораз-
мерно росту и физическим возможностям ре-
бенка.
К началу 3 года жизни довольно высокого
уровня достигают восприятие и память ребён-
ка, возрастает устойчивость внимания, продол-
жает формироваться наглядно - действенное и
зарождается образное мышление, которое поз-
воляет полнее понимать речь окружающих
людей без наглядного сопровождения. Малыш
уже может представить по аналогии даже то,
что никогда не видел. Этот фактор значи-
тельно обогащает его знания, расширяет пред-
ставление о предметах, явлениях, окружаю-
щей действительности.
Дети 3 года жизни овладевают новыми ви-
дами деятельности : рисованием, лепкой, апп-
ликацией. Формирующееся представления
проявляются в том, что в очертаниях линий,
форм, цветных пятен им видятся конкретные
образы, персонажи знакомых сказок, герои
песен, потешек.
Ведущим видом деятельности становится
ролевая игра. Дети чаще начинают использо-
вать в игре предметы – заменители (напри-
мер, вместо градусника – палочка, вместо мы-
ла – кубик, вместо утюга – дощечка) .
В процессе различных видов деятельности
(бытовой, трудовой, игровой, художествен-
ной) формируется обобщённое понимание
названий предметов, относящихся к одной
группе : одежда (рубашка, платье, юбка, коф-
та и т. д.) ; посуда (чашка, тарелка, ложка и
т. д.) ; мебель (кровать, стол, стул, диван и
т. д.) ; транспорт (машина, автобус, поезд,
самолёт и т. д.) . На более высоком уровне
осуществляется ориентировка ребёнка в окру-
жающем : человек и его жилище (дом), че-
ловек и его результаты труда (выращивание
овощей, фруктов и т. п.) , человек и живот-
ный мир (забота о животных, их значение в
жизни людей : корова даёт молоко, курица –
яйца и т. п.) . Дети начинают не только сво-
бодно ориентироваться среди окружающих
предметов, но и получать более точные пре-
доставления об их качествах и взаимозави-
симости. Они познают такие свойства как
твёрдый – мягкий ; сухой – мокрый ; холодный –
тёплый ; чистый – грязный ; длинный - короткий
и т. п., и также расположение предметов в
пространстве (в, на, под, из, высоко-низко,
далеко-близко), их количество (один, много,
мало).
Учёные считают, что на 3 году жизни в
три раза увеличивается число высказываний,
в которых дети хотят уточнить цель, причи-
ну и следствие заинтересовавших их ситуа-
ций. Общение со взрослым начинает носить
познавательный характер. В процессе обще-
ния формируется значение о человеке. Дети
запоминают имена родителей, воспитателей,
имена детей, находящихся в группе. У малы-
шей возникают некоторые обобщённые пред-
ставления о близких людях (маме, папе, ба-
бушке, дедушке). Например, ребёнок начи-
нает понимать, что слово «мама» относит-
ся не только к его маме, но и к другим ро-
дителям, чьи дети посещают вместе с ним
детский сад. Дети усваивают родственные
связи. «Он – мой братик. Я люблю старшую
сестрёнку» – рассказывают малыши воспита-
телю. Возникают представления о людях. Де-
ти начинают понимать слова : взрослые и де-
ти. Ребёнок усваивает не только их социаль-
ный смысл, но и практическое значение
(взрослых нужно слушать, выполнять их по-
ручение и указание) .
Знакомя малыша с окружающей действитель-
ностью, взрослые решают не только образо-
вательные задачи, но и воспитательные, фор-
мируют первичный практический опыт мо-
рального поведения в кругу сверстников ; по-
буждают к проявлению внимания и сочувст-
вия, поощряют желание уступить, поделиться,
помочь ; воспитывают отрицательное отноше-
ние к проявлениям грубости, жадности. Ма-
лыши уже понимают и могут выразить сло-
вами физическое состояние (боль, жажду, жа-
лость, усталость, голод и т. п.) и желание
(хочу есть, хочу спать и т. п.) .
Наблюдая взаимоотношения взрослых, ребё-
нок учится жить по принципу : человек чело-
веку – друг, товарищ и брат.
Явления общественной жизни начинают выс-
тупать для ребёнка также на фоне первых
простейших представлений о человеке и его
деятельности. Детей продолжают знакомить
с бытовым трудом взрослых (уборка помеще-
ний, мытьё игрушек, стирка, посадка овощей
на огороде и т.) . Воспитатель привлекает
малышей к посильному труду.
Малышей начинают знакомить с профессия-
ми. Вначале их внимание привлекают к спе-
циализированному труду людей, работающих
в детском саду (повар, прачка, доктор, плот-
ник, шофёр и другие) ; с орудиями труда.