Людмила Галеницкая
Консультация для педсовета «Игры, развивающие мышление»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация на тему : «Игры, развивающие мышление.»
Галеницкая Л. В.
Мышление ребёнка до 3 лет непосредственно связано с восприятием – он мыслит, устанавливает связи между воспринимаемыми предметами и действуя с ними. Среди всех психических процессов главная роль в раннем возрасте принадлежит именно восприятию. Поведение и создание целиком определяются тем, что воспринимает ребёнок здесь и сейчас. Все переживания сосредоточены на окружающих его предметах и явлениях.
Публикация «Консультация для педсовета „Игры, развивающие мышление“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2013
Мышление, которое осуществляется в форме внешних ориентировочных действий, называют наглядно-действенным. Именно эта форма мышления характерна для детей раннего возраста. Активно используя её, они открывают самые разнообразные связи предметов и явлений окружающего мира. Внешние, практически ориентированные действия служат основой и исходным пунктом для
становления всех форм мышления. Настойчивое воспроизведение одних и тех же простых действий и получение ожидаемого эффекта дают очень важный чувственный опыт, который ложится в основу более сложных, внутренних форм мышления. Опыт этот не осознан, он пока полностью включён в ткань непосредственного конкретного действия ; предметы выступают здесь не только со стороны своих практически-потребительских функций,но и со стороны своих абстрактных, общих свойств. Действия с ними способствуют вычленению из существенных и функциональных
признаков.
Зрительные ориентировочные действия, которые сложились в процессе манипулирования,во многом определяют существующие у ребёнка зрительные образы. Поскольку действия эти направлены на такие свойства предмета, как форма и величина, именно эти признаки – главные для ребёнка. Цвет в начале раннего детства не имеет значения для узнавания предметов. Малыш ориентируется только на форму, на общий контур изображений. Однако это всё не значит, что ребёнок не различает цвета. Просто цвет ещё не стал признаком, характеризующим предметов,
и не определяет его узнавание.
Особое значение для развития наглядно-действенного мышления имеют действия, которые называют соотносящими. Иными словами, действия с двумя и более предметами, когда необходимо учитывать и соотносить свойства разных объектов – их форму,
величину, твёрдость, местоположение и др. Уже в конце младенчества ребёнок начинает совершать действия с 2 предметами – нанизывает колечки, ставит одно на другое,
складывает и др. Но в этих действиях он ещё не учитывает свойств предметов – не выбирает и не подбирает нужные в соответствии с их формой и величиной, не пытается расположить в определённом порядке. Характерно,что большинство игрушек, предназначенные для детей раннего возраста (пирамидка, простые кубики, вкладыши, матрёшки) предполагают именно соотносящие действия. Когда ребёнок пытается выполнять такое действие,
он подбирает и соединяет предметы или их части в соответствии с формой и размером. Так, чтобы сложить пирамидку, нужно учитывать соотношение кому по величине. При сборке матрёшки нужно подбирать половинки одинаковой величины и совершать действия в определённом порядке – сначала собрать
самую маленькую, а потом вложить её в большую и т. д.
Для этого необходима помощь взрослого,своего рода обучения. Если ребёнок просто подражает, т. е. выполняет те же действия с теми же предметами, он может получить результат только в присутствии и при непосредственном показе взрослого. Поэтому важно, чтобы малыш научился сам выделять нужные свойства предметов, чтобы сам подбирал и соединял части в требуемом порядке. Важно сначала заинтерисовать его предметом, стимулировать желание действовать с ним. Первоначально малыш может выполнять эти действия только через практические про-
бы, потому что он ещё не умеет зрительно сравнивать величину и форму предметов. Так,прикладывая нижнюю половинку матрёшки
к верхней и обнаружив, что она не подходит,пытается, тем не менее, добиться результата силой – втиснуть неподходящие части. Однако, убедившись в несостоятельности, начинает примеривать, опробовать разные части. До тех пор, пока не найдёт нужную деталь. Здесь сами игрушки как бы подсказывают,какая деталь подходит. Вот почему эти игрушки называют автодидактическими (или самообучающими). Рано или поздно с помощью внешних ориентировочных действий ребёнок получит нужный результат.
От внешних ориентировочных действий малыш переходит к зрительному соотнесению свойств предметов. Формируется новый тип зрительного восприятия, когда свойство одного предмета, например величина одного кольца пирамидки, превращается в образец,мерку для измерения свойств других. Это проявляется в том, что малыш подбирает нужные детали на глаз и выполняет правильное действие сразу, без предварительных практических проб.
В возрасте 2 - 2,5 лет доступным становится зрительный подбор по образцу, когда из двух предметов различной формы или величины ребёнок может по просьбе взрослого подобрать точно такой. Зрительный выбор по образцу гораздо более сложная задача, нежели простое узнавание или примеривание.
Показательно: дети раннего возраста не в состоянии правильно выбрать предмет по образцу, если им предлагают не два, а несколько или если предметы имеют сложную форму и состоят из многих частей.
Так, выполняя постройку по образцу, он может брать кубики любого цвета, хотя уже умеет различать основные цвета. На 3 году жизни у ребёнка появляются постоянные образцы для сравнения – это хорошо знакомые ему предметы, имеющие ярко выраженную форму. Предметы треугольной формы ребёнок определяет как домик, а круглые – как мячик. Это говорит о том, что у него уже существует представление о свойствах вещей. Для
обогащения представлений о свойствах предметов малыш должен знакомиться с разнообразными характеристиками и признаками ве-
щей и конкретных практических действий.
Уже в пределах раннего возраста появляются действия, которые он совершает в уме, без внешних проб. Может без проб подобрать нужную деталь пирамидки. Мышление,в котором решение задач происходит в результате внутренних действий с образцами,называют наглядно-образное. В раннем возрасте этот вид мышления только зарождается. Задачи более сложные малыш решить не может или решает их в наглядно-действенном плане.
Игры, в которых используются действия с предметами, развивают не только мышление,но и движения, восприятие, внимание, память,речь. Для развивающих игр подходят различные составные игрушки, те, что требуют соотношения размеров или цвета разных деталей.
В начале 2 года жизни собирание мелких предметов в какую-либо ёмкость уже любимое занятие. Ребёнок может сосредоточенно собирать в коробочку или мисочку палочки,колечки, шишки, а потом доставать. Задачи взрослого поддержать это простое занятие и предоставить материал. Основное удовольствие приносит сам процесс перемещения предметов, а не полученный результат.
Более сложное действие со специальными игрушками – вкладышами. Это могут быть кубики, цилиндры, стаканчики, мисочки. Вкла-
дывая меньший предмет в большой, ребёнок учится соотносить их величину, координируя действия руки и глаза. Игрушки эти очень полезны для развития восприятия и мышления.
«Пряталки». Полые кубики, большой пакрывает маленькие, всё это показать детям и сказать, «что там у нас прячется, смотри кубик, а под ним ещё, и этот тоже спрячем». Постепенно число вкладышей увеличим.
«Собирание» – сначала показать, как собрать в одну коробочку вкладыши. А потом малыши сами будут вкладывать один в другой, а если не получается, он не справляется надо не осуждать и не порицать, а похвалить за то, что он хотя бы пытается.
«Раскладывание» – одно из любимых занятий малышей. Сначала показать деткам, что в каждой мисочке должен лежать один предмет и пустых мисочек нет. А потом уже соотносить большой шарик в большую мисочку, маленький – в маленькую мисочку.
«Башня» – ещё один вариант игры. Сначала взрослый строит, а малыш быстро разваливает. А потом ребёнок тоже зачет построить высокую башню.
Дидактический материал можно изготовить самим – дощечка с прорезями, чудесная коробочка с прорезями. Нам родители в этом году купили много дидактических игрушек.
С детьми от 2,5 лет (3-4 детей) можно приводить совместную игру.
Пирамидка состоит из 6-7 колец разного цвета. Просить их найти все красные колечки (жёлтые, синие, зелёные) .
Игра «Разберём и соберём пирамидку». Число колечек должно быть по числу играющий детей. (не более 6 детей) .
Игры с кубиками. На 3 году дети могут построить дом для куклы: напоминающий букву П или вместе с воспитателем кровать, стул.
Игры с матрёшкой. Воспитатель вместе с детьми рассматривает матрёшку, говорит, что она тяжёлая, посмотрит что у неё внутри: открывает и говорит вместе с детьми: «матрёшка, матрёшка откройся немножко». Достаёт другие матрёшки, выстраивает их по росту. После игры матрёшку надо убрать, а то дети быстро утратят к ней интерес.
Игры с картинками. «Найди половинку».«Угадай, что на картинке». Эти игры и занятия дидактические. Всё это направлено на развитие мышления у малышей, на развитие
разговорной речи, их умение играть и заниматься вместе.
Литература :
1. Журнал «Дошкольное воспитание» №4 2009 год.
2. «Программа воспитания и обучения в детском саду» М. А. Васильева,В. В. Гербова, Т. С. Комарова.