Иванова Маргарита Сергеевна
Консультация для педагогов Знакомство с парциальной модульной программой «STEM-образование детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Парциальная модульная программа развития интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество. STEM - образование состоит из шести модулей. Каждый модуль направлен на решение специфичных задач, которые при комплексном решении обеспечивают реализацию целей STEM-образования : развитие интеллектуальных способностей в процессе познавательно-исследовательской деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество детей дошкольного возраста.
Преимущества STEM-образования :
Публикация «Консультация для педагогов Знакомство с парциальной модульной программой „STEM-образование детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2020
• Интегрированное обучение по темам, а не по предметам.
• Применение научно-технических знаний в реальной жизни.
• Развитие навыков критического мышления и разрешения проблем.
• Формирование уверенности в своих силах.
• Активная коммуникация и командная работа.
• Развитие интереса к техническим дисциплинам.
• Креативные и инновационные подходы к проектам.
• Развитие мотивации к техническому творчеству через детские виды деятельности с учётом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка.
• Ранняя профессиональная ориентация.
• Подготовка детей к технологическим инновациям жизни.
• STEM, как дополнение к обязательной части основной образовательной программы (ООП).
Образовательный модуль «Дидактическая система Ф. Фребеля»
Образовательные задачи:
• Экспериментирование с предметами окружающего мира.
• Освоение математической действительности через сенсорное восприятие путем действий с геометрическими телами и фигурами.
• Конструирование в различных ракурсах и проекциях
Образовательный модуль «Математическое развитие»
Образовательные задачи:
• Знакомство с геометрическими фигурами и телами.
• Пространственное и временное ориентирование.
• Освоение цифр как символов (знаков) числа.
• Формирование представлений о количестве и освоение количественных отношений.
• Освоение счетной и вычислительной деятельности.
Образовательный модуль «Экспериментирование»
Образовательные задачи:
• Формирование представлений об окружающем мире в опытно-экспериментальной деятельности.
• Осознание единства всего живого в процессе наглядно-чувственного восприятия.
Образовательный модуль «LEGO-конструирование»
Образовательные задачи:
• способность к практическому и умственному экспериментированию,
• обобщению, установлению причинно-следственных связей,
• речевому планированию и речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности,
• умение группировать предметы,
• умение проявлять осведомленность в разных сферах жизни,
• свободное владения родным языком (словарный состав, грамматический строй речи, фонетическая система, элементарные представления о семантической структуре,
• умение создавать новые образы, фантазировать, использовать аналогию и синтез.
Образовательный модуль мультстудия «Я ТВОРЮ МИР»
Образовательные задачи:
• освоение ИКТ и цифровых технологий;
• освоение медийных технологий;
• организация продуктивной деятельности на основе синтеза
художественного и технического творчества
Образовательный модуль «Робототехника»
Образовательные задачи:
• освоение робототехнического конструирования;
• через организацию движения роботов познание основ механики и базовых электронных компонентов;
• экспериментирование с датчиками (движения, расстояния, температуры и т. д.);
• понятие, что такое «алгоритм»;
• получение первый опыт программирования;
• моделирование собственных роботов.
Погружение в STEAM-среду можно начать с конструирования, в рамках которого воспитанники, используя элементы из различных материалов (дерево, бумага, металл, пластик, приобретут элементарные технические навыки и умения, познакомятся с принципами инженерии. Различные конструкторы помогут педагогам развить в детей креативность и пространственное мышление. Линейка решений должна включать специализированные наборы для изучения математики, деятельности на открытом воздухе, простых инженерных проектов.
STEAM-компетенции можно формировать у детей с самых ранних лет, используя игры, которые легко смогут организовать родители в условиях дома. Поделки из соленого теста–это игрушки, создавая которые, малыш впервые сталкивается с тремя измерениями: высотой, шириной и длиной. Лепка из пластилина продемонстрирует, как искусство соединяется с моделированием. Конструктор из картона поможет ребенку научиться узнавать различные сенсорные эталоны, а кто муже еще и конструировать. Геоконт развивает творческое воображение и помогает малышам лучше ориентироваться в макро и микро пространстве. С помощью геоборда воспитанники изучат площадь и периметр на практике. LEGO–детям нравится тем, что из одних и тех же элементов можно создавать совершенно разные конструкции. А если совместить сборку лего-конструкции и проведение химического эксперимента–выйдет достойный внимания проект в рамках STEAM-образования. Флексагон по праву считается уникальным союзом математики и оригами. Спирографы делают создание сложных форм невероятно легким и увлекательным. Наборы робототехники помогут приобщить детей к творчеству с использованием передовых технологий.
Геоборд – это многофункциональная геометрическая доска для конструирования плоских изображений. Возможности геоборда настолько широки, что использовать его можно в развивающих играх и обучении деток с 3 лет, дошкольников и младших школьников.
В чем польза геоборда?
• Развитие памяти, внимания и усидчивости.
• Развитие мелкой моторики.
• Развивает фантазию и творческий потенциал детей (можно создавать рисунки по схеме или придумывать самому).
• Изучение букв и цифр.
• Развитие пространственного и математического мышления, базовое знакомство с геометрическими фигурами.
• Формирует познавательные способности.
• Отличный метод расслабления и снятия физического и психологического напряжения у детей.
Флексагоны – это многоугольники, сложенные из полосок бумаги прямоугольной или более сложной, изогнутой формы, которые обладают удивительным свойством: при перегибании флексагонов их наружные поверхности прячутся внутрь, а ранее скрытые поверхности неожиданно выходят наружу.
Как использовать для развития ребенка?
Флексагоны применяются в основном для развития детей в математике. В STEM-образование, как средство математического моделирования.
На разных секторах флексагона изображают цифры, геометрические фигуры, буквы, и др. Они помогают в изучении и закреплении материала: понятия о цвете, времени, днях недели, счет, помогают классифицировать фигуры и предметы изображенные на секторах флексагона.
Чем полезен?
• Способствует развитию мелкой моторики, памяти, вниманию, пространственному воображению, логическому мышлению, усидчивости;
• Для проектирования флексагона по своей задумке, необходимо применение знаний математики;
• Помогает освоению и закреплению понятий о времени, величине.
Можно использовать для изучения нового и закрепления пройденного материала
Спирограф — детская игрушка из пластины с вырезанными кругами разных диаметров и набора колёс меньших диаметров с отверстиями для создания замкнутых спиральных линий. Популярная математическая игра головоломка, создает необычные рисунки.
• Развивает у детей : способность к рисованию, пространственное мышление, воображение, творческое мышление и логику, фантазии, моторику руки, зрительно- моторную координацию, координацию движения кисти, эстетические способности.
• Учит моделированию цветов.
• Подготавливает руку к письму, улучшает почерк, увеличивает скорость письма.
• Формирует желание самостоятельно экспериментировать.
• Дети получают массу положительных эмоций от занятий со спирографом. Можно использовать в арт-терапии. Способен успокоить нервную систему и взрослого, особенно любителям раскраски антистресс.
ПРЕИМУЩЕСТВА STEM ТЕХНОЛОГИИ
• Развивают любознательность.
• Помогают выработать инженерные навыки.
• Позволяют приобрести качества, необходимые для работы в команде.
• Содействуют умению анализировать результаты проделанных мероприятий.
• Способствуют наилучшей познавательной активности дошкольников.
Наука должна быть праздником, она должна захватывать и быть интересна детям!