Петрова Оксана Романовна
Консультация для педагогов «Значение подвижных, спортивных и народных игр в двигательной активности дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Мир детства не может быть без игры. Игра в жизни ребёнка – это минуты радости, забавы, соревнования, она ведёт ребёнка по жизни.
Народные подвижные игры имеют многовековую историю, они сохранились до наших дней из глубокой старины, передаваясь из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.
Публикация «Консультация для педагогов „Значение подвижных, спортивных и народных игр в двигательной активности дошкольников“» размещена в разделах
- Двигательная активность ребенка
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Подвижные игры для детей
- Подвижные игры. Консультации для родителей
- Работа инструкторов по физической культуре
- Спорт и дети. Консультации для родителей
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
В старину на Руси существовало около трех тысяч игр. Как жаль, но значительная часть из них сейчас позабыта и безвозвратно утеряна. В основном в русские народные игры играют на свежем воздухе, в любое время года. А игры малой подвижности пригодны для проведения в ненастную погоду и на ограниченной площади. Большинство народных игр – общие для мальчиков, и для девочек. Помимо своей увлекательности народные игры хороши еще и тем, что в них могут играть мальчики и девочки любого возраста. К тому же в большинстве игр не требуется какого-то определенного числа игроков, а в некоторые (например, «Чижик») можно играть вдвоем.
Народные игры разнообразны, требуют много движения, находчивости, смекалки, дают массу всяких физических навыков и умений. Поэтому они отлично закаляют тело и душу. Приучают гордо и незаметно для посторонних глаз переносить боль и не только от рискованных падений и ушибов.
Для всех народных игр характерна любовь русского человека к веселью, удальству. Особенно популярными были такие игры, как «Горелки», «Русская лапта», «Жмурки», «Городки», игры с мячом. Игра в «Жмурки» была распространена во многих областях России и имела разные названия: «Слепая сковорода», «Жмачки», «Куриная слепота».
Народные игры достаточно разнообразны по содержанию, тематике и организации. Во всех играх необходимо выполнять определенные правила. Правила народных подвижных спортивных игр складывались и проверялись веками, в их создании принимали участие многие поколения ребят.
Одни игры имеют сюжет и правила их тесно связаны (например, «Коршун», «Курочка», «Гуси-лебеди», «Стадо»).
В играх типа «Горячее место, «Много троих, хватит двоих» сюжет и роли отсутствуют, все внимание детей направлено на движение и правила.
В правилах заложено большое воспитательное значение Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли, т. е. обеспечивают условия, в рамках которых ребенок не может не проявить воспитываемые у него качества. Например, в игре «Коршун и наседка» коршун должен ловить лишь одного цыпленка, стоящего в конце всей вереницы цыплят, и только после слов наседки: «Не дам тебе своих детей ловить».
Игра требует внимания, выдержки, сообразительности и ловкости.
Есть игры, в которых сюжет и действия играющих обусловлены текстом.
Различны игры и по видам движений:
игры с бегом («Пятнашки», «Салки», «У медведя во бору», «Кошка и мышка», «Пустое место»);
игры с прыжками («Классы», «Мешочек», «Петушиный бой»,
игры с метанием («Охотник», «Городки», «Русская лапта»,
игры малой подвижности («Краски», «Фанты», «Молчанка»).
Русские народные спортивные игры не только полезны для здоровья, но и ценны в педагогическом отношении, они оказывают большое влияние на воспитание смелости, ловкости, на становление характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка, создают определенный духовный настрой, интерес к народному творчеству. Самый главный, самый первый закон в народных играх – честность. Если не будет честности, игра теряет смысл и интерес.
Воспитательное значение народных подвижных игр огромно.
Ушинский К. Д. писал, что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа.
Итак, народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Русские народные подвижные игры не должны быть забыты. Они дадут положительные результаты тогда, когда исполнят своё главное назначение – доставят детям удовольствие и радость, а не будут учебным занятием.