Марина Ланговая
Консультация для педагогов «Заучивание стихотворений с помощью пиктограмм»
▼ Скачать + Заказать документы
Все мы стремимся к тому, чтобы ребенок любил поэзию и знал как можно больше стихотворений. Ведь поэзия расширяет кругозор, развивает чувство прекрасного, способствует формированию общего уровня культуры человека. Заучивание стихов способствует развитию памяти, а память — показатель интеллекта. По словам И. М. Сеченова, память является «основным условием психической жизни человек», «краеугольным камнем его психического развития». Память следует активно развивать в дошкольном возрасте, т. к. именно этот возраст является наиболее сенситивным в её развитии. Дети действительно легко запоминают, но далеко не любой материал, а лишь такой, который им чем-то интересен и вызывает у них положительные чувства. А поэтические произведения вызывают у детей эмоциональный отклик.
Публикация «Консультация для педагогов „Заучивание стихотворений с помощью пиктограмм“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2014
Для методики заучивания стихов существенно знание особенностей восприятия и запоминания стихов детьми. Всем хорошо известно, что у детей в дошкольном возрасте преобладает наглядно – образная память и запоминание носит в основном непроизвольный характер, кроме этого у нее есть удивительное свойство – исключительная фотографичность.
Достаточно вспомнить книги нашего детства, например, «Сказки» Корнея Чуковского с иллюстрациями Сутеева и Конашевича. В них что ни страница – то разбор стихотворения в картинках – будь то «Доктор Айболит», «Мойдодыр», «Тараканище» или «Чудо-дерево».
Как у нашего Мирона,
На носу сидит ворона.
А на дереве ерши,
Строят гнёзда из лапши,
Сел баран на пароход,
И поехал в огород.
В огороде-то на грядке,
Вырастают шоколадки.
Ребенок самого раннего возраста, совершенно не умеющий читать, умеет разглядывать картинки и сопоставлять их с произносимыми взрослым словами, легко запоминать и воспроизводить их последовательность. Таким образом, происходит интерпретация зрительных образов в речь, и ребенок порой удивляет взрослых, пересказывая довольно длинные произведения наизусть, просто перелистывая страницы с картинками, заявляя при этом, что он «читает»!
При словесном заучивании стихотворений с детьми младшего возраста мы интуитивно стараемся помочь им жестами, обозначая действия, различные природные явления, размер и форму предметов, подсказывая таким методом следующее слово или фразу. Как показывает практика, время на запоминание текста сокращается в разы, поскольку детям интереснее не многократно повторять одни и те же строки, а принимать участие в интерактивной игре, фактически разгадывая шарады и получая от процесса удовольствие.
Дети растут, и мы меняем форму заучивания, оставляя лишь многократное повторение стихотворных строк, тем самым усложняя детям процесс запоминания текста и вызывая их негативную реакцию. А нужно бы и дальше использовать так хорошо зарекомендовавшие себя методы разучивания через зрительные образы, наглядные средства запоминания, трансформируя их соответственно возрасту ребенка. Метод пиктограмм идеально отвечает нашим целям, ведь пиктограммы – это рисуночное письмо, условное обозначение (символ) определённого слова или слога, которое передает смысловую картинку и поэтому легче запоминаются детьми, чем просто текст, воспринятый на слух. Младшим детям мы даем картинки, придуманные взрослыми, а старшим можно и нужно предлагать самим составить схему стихотворения с помощью картинок, тем самым не только развивая память, но и активизируя мышление детей.
С помощью пиктограмм ребёнок легко овладевает словом или фразой, может выучить довольно быстро любое стихотворение. Кроме того, ребёнок, не знающий грамоты, без проблем усваивает смысл фразы, «читая» пиктограммы. Зрительный образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее вспомнить стихотворение.
Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается схематическая картинка – символ (пиктограмма, изображающая действие, признак, наречие, предлог или предмет; таким образом, все строки в стихотворении зарисовывается схематически.
Последовательность заучивания стихотворения :
1. Эмоционально прочитать детям разучиваемое стихотворение.
2. Провести словарную работу по активизации незнакомых слов, беседу по смыслу прочитанного.
3. Построчно зарисовать стихотворения в пиктограммах, привязав каждое слова в стихотворении к зрительному образу, что способствует расширению мыслительных процессов.
4. Эмоциональное, выразительное воспроизведение текста стихотворения по пиктограммам взрослым, а потом ребёнком.
Очень полезно в течение дня на доступном детям месте оставлять нарисованное в пиктограммах разучиваемое детьми стихотворение, чтобы они имели возможность самостоятельно читать стихотворение по пиктограммам. К концу дня все дети будут хорошо знать стихотворение.
Овладение приемами работы с пиктограммами сокращает время обучения и развивает основные психические процессы: ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, творческое воображение.
Научив ребенка самостоятельно создавать пиктограммы, мы можем облегчить ему обучение в школе, сокращая время на запоминание большого объема информации, ибо множество людей не расстаются с «детским» зрительным восприятием текста и на протяжении всей жизни.