Наталья Попова
Консультация для педагогов «Юбилей любимой сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
Непростая и богатая история персонажа
Знаете ли вы, что 18 декабря нынешнего уходящего года всеми любимому балету «Щелкунчик» исполнилось 130 лет? Но это только балет, а сам персонаж, насколько он старше своего далёкого потомка?
Казалось бы, что уже всё о нём сказано-пересказано, ан нет, есть ещё непочатый край информации, которой я хочу поделиться с вами.
Публикация «Консультация для педагогов „Юбилей любимой сказки“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Сценарии по сказкам
- Темочки
Орехи люди любили во все времена, и для их раскалывания использовали самые разные приспособления. Так, к примеру, в 1930 году на раскопках древней греческой гробницы в Италии была обнаружена красивое скульптурное изображение двух рук, которые приводились в движение неким хитрым механизмом, раскалывающими орех. После целого ряда исследований высказали предположение, что эта фигурка может быть отнесена к IV-III веку до н. э.
Привычный же нам деревянный человечек с огромной челюстью родился в Саксонии. Рассказывают, что жил там некий богач, который ленился колоть орехи и объявил награду тому, кто придумает устройство для этой работы. Кто-то предложил стрелять по орехам, кто-то – пилить пилой, а резчик по дереву выстругал такого человечка и нарисовал ему костюм шахтёра. Красивая легенда. Историки же считают, что своим появлением на свет Щелкунчик обязан безработным шахтёрам, которые для того, чтобы прокормить свои семьи, вырезали игрушки из дерева, именно потому щелкунчик и наряжен в костюм шахтёра. Постепенно игрушка распространилась по всей Германии и стала самым популярным подарком детям на разные праздники. А вот с Рождеством связал Щелкунчика Теодор Амадей Гофман. Его сказка стала классикой немецкого романтизма. Но есть у Щелкунчика и другая ипостась: тёзка Т. А. Гофмана Генрих Гофман сделал его борцом с социальной несправедливостью в своей рождественской сказке «Король Щелкунчик и бедный Рейнольд», написанной в стихах. И именно этот Щелкунчик и стал популярным среди бедняков.
А вот в Англии этот персонаж приобрёл зловещий ореол, якобы предрекая Анне Болейн кончину через обезглавливание.
В Россию Щелкунчик попал во второй половине XIX века, когда производство игрушки было поставлено на поток и игрушка стала известна и популярна во всей Европе. К этому времени этот персонаж уже был прочно связан с Рождеством и дирекция императорских театров заказала П. И. Чайковскому музыку к балету, либретто для которого написал балетмейстер Мариус Петипа. Интересная подробность! Петипа взял за основу сюжета «Историю Щелкунчика» А. Дюма-отца, поскольку не знал немецкого языка. Так в русской интерпретации известной истории сказка о всепобеждающей любви взяла верх над драмой взросления (которая, кстати сказать, была выведена в постановке балета, костюмы и декорации к которому делал М. Шемякин).
Вот небольшой экскурс в историю известного персонажа, который далеко не исчерпывает все события, связанные с ним в истории экономикиЮ политики и культуры. Но об этом можно будет поговорить и в другой раз.
А пока вернёмся к нашему юбиляру – балету – сказке, сказке Рождественской, без которой немыслим и Новый год. Юрий Посохов, хореограф новой постановки Музыкального театра им. Станиславского сказал, что это не просто балет, это в первую очередь музыка и ощущение праздника!
С наступающим Новым годом всех!