Анна Уяганская
Консультация для педагогов «Этнокультурное воспитание дошкольников через реализацию вариативного компонента ООП»
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из принципов ФГОС дошкольного образования является учёт этно-культурной ситуации развития детей, а также приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Вариативная часть образовательной программы направлена на этнокультурное воспитание дошкольников.
Публикация «Консультация для педагогов „Этнокультурное воспитание дошкольников через реализацию вариативного компонента ООП“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2023
Реализация вариативной части образовательной программы осуществляется через проектную деятельность «Краеведческая Азбука» и программу эколого- краеведческого направления «Я живу на Чукотке».
Основной целью проекта «Краеведческая Азбука» является приобщение детей дошкольного возраста к культуре, истории и традициям народов Севера.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
-создать условия для приобщения дошкольников к культурно-историческому наследию наших предков;
-познакомить детей с искусством, бытом и традициями народов Севера;
-повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах воспитания чувства любви к малой родине у дошкольников;
-воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края;
-воспитывать уважение к традициям и обычаям многочисленных народов.
Для систематизации работы по этнокультурному воспитанию дошкольников разработаны мини - проекты для каждой возрастной группы, которые затрагивают все образовательные области и реализуются в ходе организованной образовательной деятельности, совместной и самостоятельной деятельности детей.
-проекты, направленные на развитие речи дошкольников путем изучения малых форм народного фольклора, чтения сказок и произведений поэтов и писателей народов севера;
-проекты, направленные на формирование познавательных интересов об окружающем мире Чукотки;
-проекты, направленные на развитие творческих способностей дошкольников через знакомство с декоративно - прикладным искусством и фольклором народов Севера.
-проекты, направленные на сохранение и укрепление здоровья дошкольников через знакомство с национальными видами спорта.
Мини- проекты взаимосвязаны и дополняют друг друга. На каждом возрастном этапе тематические отделы повторяются с последующим усложнением, в соответствии с возрастными особенностями дошкольников.
Для успешной реализации каждого мини- проекта созданы организационные, информационные и материально- технические условия, разработан план и этапы реализации проекта, направленные на достижение предполагаемых результатов.
Воспитанники старшей разновозрастной группы изучают программу «Я живу на Чукотке», направленную на этнокультурное воспитание дошкольников через знакомство с природой, историей и культурой родного края.
Цель программы - воспитание в детях патриотических чувств, формирование основ экологической культуры, воспитание уважения к традиционным ценностям посредством использования краеведческого и природоохранного материала в воспитательно-образовательном процессе.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
-расширить кругозор детей об объектах и явлениях живой и неживой природы Крайнего Севера, культуре, традициях народов, населяющих его;
-сформировать нравственные качества личности, экологическое мировоззрение маленького гражданина, привязанность к тем местам, где родился и живет;
-воспитать любовь к природе, умение видеть ее красоту, желание принимать посильное участие в ее охране и защите; чувствовать гордость за природные богатства, за достижения тружеников своего края;
-научить понимать главную идею художественных произведений, правильно оценивать поступки героев северных сказок.
Программа имеет четыре раздела:
1. Мой мир.
2. Мир природы.
3. Мир людей.
4. Рукотворный мир.
План программы «Я живу на Чукотке» разработан с учетом традиционного календаря народов Севера, который тесно связан с различными природными явлениями Чукотки и традиционной деятельностью - оленеводство, охота, рыбалка.
Важную роль в процессе этнокультурного воспитания дошкольников играют родители, которые активно участвуют в обновлении и пополнение краеведческого центра, организации и проведении тематических досугов, спортивных мероприятий, национальных праздников и творческих выставок.
Благодаря тесному сотрудничеству с социальными партнерами: детская библиотека, детская школа искусств, ЧИРО и ПК, Казначейство, Центробанк, Департамент природных ресурсов и экологии и т. д. ребята знакомятся с культурно- историческим наследием наших предков.
Таким образом, реализация вариативной части образовательной программы способствует этнокультурному воспитанию дошкольников- будущих хранителей истории, культуры и традиций народов Севера.