Кристина Оратинская
Консультация для педагогов «Эффективные формы психолого-педагогического сопровождения семей воспитанников»
▼ Скачать + Заказать документы
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. В совместном воспитании детей есть много положительного. Но все это происходит не само собой, а является результатом повседневной и кропотливой работы педагогов, правильной организации жизни и самостоятельной деятельности детей, объединения усилий нашего дошкольного учреждения и семьи. Педагоги нашего дошкольного учреждения владеют определенными знаниями для оказания адресной помощи родителям детей по их запросам, умеют сплотить, объединить взрослых и детей для совместной продуктивной деятельности, оказывать им посильную помощь и поддержку, предупреждать намечающиеся и разрешать возникающие конфликты.
Публикация «Консультация для педагогов „Эффективные формы психолого-педагогического сопровождения семей воспитанников“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
Цель работы с семьей: создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями, вовлечение семьи в единое образовательное пространство, установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
Задачи взаимодействия с родителями: способствовать повышению педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и дошкольного учреждения.
На данный момент актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, идеями, переживаниями; оно также направлено на повышение педагогической культуры родителей. Родители очень нуждаются в помощи и поддержке в воспитании собственных детей. Одной из актуальных задач нашего времени становится взаимодействие и сближение образовательной организации и семьи, а также распространение накопленного в этом направлении опыта. Как педагоги, так и родители хотят видеть своих детей здоровыми и счастливыми. Родители готовы поддержать начинания педагогов, направленные на удовлетворение и развитие интересов, потребностей детей. Семья играет главную роль в жизни ребенка. Первыми, кто передает ребенку опыт в непосредственном эмоциональном, нравственном, художественно-эстетическом, социально-личностном развитии становятся близкие взрослые и прежде всего - его семья. Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребёнка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитие способностей, формировании ценных жизненных ориентаций. Я считаю, что педагоги и родители должны искать вместе наиболее эффективные способы решения проблем, определять содержание и формы педагогического просвещения в этой связи.
Современный родитель нуждается в изучении, как новых тем, так и старых в новом звучании. Поэтому педагогам необходимо строить работу с родителями с использованием эффективных форм организации их взаимодействия.
Формы психолого-педагогического сопровождения
1. Коллективные
- общие родительские собрания (проводятся 3 раза в год, в начале, в середине и в конце учебного года).
Задачи:
- информирование и обсуждение с родителями задачи и содержание коррекционно-образовательной работы;
- решение организационных вопросов;
- информирование родителей по вопросам взаимодействия ДОО с другими организациями, в том числе и социальными службами.
- групповые родительские собрания (проводятся специалистами и воспитателями групп не реже 3-х раз в год и по мере необходимости).
Задачи:
- обсуждение с родителями задач, содержания и форм работы;
- сообщение о формах и содержании работы с детьми в семье;
- решение текущих организационных вопросов.
- «День открытых дверей»
Задачи:
- знакомство с ДОО, направлениями и условиями его работы:
- тематические занятия «Консультативного клуба» (работа клуба планируется на основании запросов и анкетирования родителей, занятия клуба проводятся специалистами ДОО один раз в месяц)
формы проведения : тематические доклады; плановые консультации; семинары; игровые тренинги; «Круглые столы» и др.
Задачи:
- знакомство и обучение родителей формам оказания психолого-педагогической помощи со стороны семьи детям с проблемами в развитии;
- ознакомление с задачами и формами подготовки детей к школе.
- проведение «клубных часов», «досугов».
Задача:
- поддержание благоприятного психологического микроклимата в группах и распространение его на семью.
2. Индивидуальные
- анкетирование и опросы
Задачи:
- сбор необходимой информации о ребенке и его семье;
- определение запросов родителей о дополнительном образовании детей;
- определение оценки родителями эффективности работы специалистов;
- определение оценки родителями работы ДОО.
- беседы и консультации (проводятся по запросам родителей и по плану индивидуальной работы с родителями).
Задачи:
- оказание индивидуальной помощи родителям по вопросам коррекции, образования и воспитания;
- оказание индивидуальной помощи в форме домашних заданий.
- «Служба доверия» (работу службы обеспечивают администрация и психолог, служба работает с персональными и анонимными обращениями и пожеланиями родителей).
Задачи:
- оперативное реагирование администрации ДОО на различные ситуации и предложения.
- «Родительский час» (проводится психологом один раз в неделю во второй половине дня с 17 до 19 часов.
Задачи:
- информирование родителей о ходе образовательной работы с ребенком, разъяснение способов и методов взаимодействия с ним при закреплении материала в домашних условиях, помощь в подборе развивающих игр и игрушек, детской литературы, тетрадей на печатной основе, раскрасок, наиболее эффективных на определенном этапе развития ребенка.
3. Наглядно-информационные
- информационные стенды и тематические выставки (стационарные и передвижные стенды и выставки размещаются в удобных для родителей местах (например, «Готовимся к школе», «Развиваем руку, а значит и речь», «Игра в развитии ребенка», «Как выбрать игрушку», «Какие книги прочитать ребенку», «Как развивать способности ребенка дома»).
Задачи:
- информирование родителей об организации коррекционно-образовательной работы в ДОО;
- информация о графиках работы администрации и специалистов.
- выставки детских работ
Задачи:
- ознакомление родителей с формами продуктивной деятельности детей;
- привлечение и активизация интереса родителей к продуктивной деятельности своего ребенка.
- открытые занятия (задания и методы работы подбираются в форме, доступной для понимания родителями)
Задачи:
- создание условий для объективной оценки родителями успехов и трудностей своих детей;
- наглядное обучение родителей методам и формам дополнительной работы с детьми в домашних условиях.
Все формы организации взаимодействия с родителями создают атмосферу доверия и сотрудничества в коллективе взрослых, окружающих ребёнка. Чем лучше налажено общение между семьёй и педагогами, тем большую поддержку получит ребёнок, тем выше вероятность, что его жизнь в детском саду будет полна впечатлениями, а первый жизненный опыт окажется успешным.
Поиск оптимальных форм и методов работы с семьей в современных условиях образования является одной из основных задач дошкольного учреждения.
Одна из основных форм организации взаимодействия - это поддержание обратной связи, что помогает выявлять проблемы в вопросах развития ребенка и его воспитания в семье, так же проследить результаты их разрешения.
И одна из эффективных форм такой поддержки семьи - организация родительского клуба - «Скорая психологическая помощь», в рамках которого педагог-психолог проводит совместные встречи, семинары и практикумы по вопросам развития и воспитания детей, где родители, общаясь, со специалистами и друг с другом, имеют возможность получить ответы на возникшие вопросы.
Цель родительского клуба: обеспечение единства и преемственности семейного и дошкольного воспитания; оказание психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям) и детям дошкольного возраста, поддержка всестороннего развития личности ребенка.
Задачи:
- оказание консультативной помощи родителям (законных представителей) по вопросам воспитания, обучения и развития детей;
- повышение их психологической компетентности в вопросах воспитания, обучения и развития ребенка;
- обеспечение успешной адаптации детей при поступлении в дошкольное учреждение или в школу;
- информирование родителей (законных представителей) об учреждениях системы образования, которые могут оказать квалифицированную помощь ребенку в соответствии с его индивидуальными особенностями;
- способствовать установлению сотрудничества детского сада и семьи в вопросах обучения, воспитания и развития детей.
Клуб является дополнительным компонентом воспитательного процесса, где родители и дети могут получить знания и развить свои умения, а объединения усилий обеспечить ребенку защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в дальнейшем в детском саду и дома. В ходе работы родительского клуба каждый участник имеет возможность познакомится с правилами и способами общения с детьми, узнать об особенностях физического и психического развития дошкольников, о позиции, дистанции и пространстве общения с ребенком, об огромном значении игры в жизни ребенка, сформировать навыки совместного провождения времени через досуговые мероприятия, так как, все это ведет к гармонизации детско-родительских отношений. Участие родителей в жизни малыша не только дома, но и в детском саду поможет им преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребенка, относиться к ребенку как к равному, понять, что не допустимо сравнивать его с другими детьми, если он что-то сегодня сделал лучше, чем вчера, нужно радоваться его личностному росту, знать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их, проявлять искреннюю заинтересованность в его действиях и быть готовыми к эмоциональной поддержке, совместному переживанию его радостей и горестей, установить хорошие, доверительные отношения с ребенком.
Хочу отметить, что досуговое направление в работе с родителями оказалось не только самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие детей и родителей, позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребенка, их трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы, посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и родительской общественностью в целом.
Семинары-практикумы, игровые тренинги, совместные встречи в форме КВН, диспутов, дискуссий позволяют включить родителей в обсуждение важнейших проблем, способствуют формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт.
Совместная встреча с родителями (в форме КВН) «Как облегчить ребенку адаптацию к детскому саду»,
Дискуссия «Ценности в воспитании ребенка»,
Игровой тренинг «Мир эмоций»,
Семинар-практикум «Как воспитать ребенка счастливым»,
Совместная встреча с родителями «Умение слушать и слышать ребенка»,
Игровой тренинг с родителями и детьми «Играем вместе – дружно»,
Семинар-практикум с родителями и детьми «Сказочный путь!»,
Встреча с родителями подготовительных групп «Семья и школа. Как подготовить к школе родителей первоклассников»,
«Семья – это Я» - презентация опыта семейного воспитания.
Данная форма общения предполагает установление доверительных отношений между педагогом-психологом и родителями.
Родители имеют возможность обратиться за помощью к педагогу-психологу для решения возникающих трудностей в воспитании своего ребенка. Заседания клубов для родителей осуществляются регулярно. Выбор темы для обсуждения обуславливается интересами и запросами родителей. Родители - активные участники совместных встреч с педагогами и специалистами нашего учреждения, проявляют искренний интерес к жизни детского сада, эмоционально поддерживают своего ребенка.
На сегодняшний день можно сказать, что во многих дошкольных учреждениях сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дает определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» становятся активными участниками встреч и помощниками педагогов, создана атмосфера взаимоуважения.
Хочется отметить, что участники родительского клуба «Скорая психологическая помощь» ощущают себя более компетентными в воспитании своих детей.
Осуществляя сотрудничество с родителями, специалисты и педагоги детского сада способствуют поддержке на деле права всех маленьких детей иметь компетентных родителей, поскольку благополучное детство неотделимо от компетентного родительства.
Таким образом, создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями и вовлечение семьи в единое образовательное пространство способствуют установлению доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, а также развивает потребность делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.