Юлия Кащаева
Консультация для педагогов «Внешние и внутренние факторы синдрома профессионального выгорания»
▼ Скачать + Заказать документы
Внешние и внутренние факторы синдрома профессионального выгорания
В современном обществе все чаще происходит реформирование подавляющего большинства сфер человеческой жизни. Образование не стало исключением. Ежегодные преобразования должны способствовать не только развитию образовательных технологий, но и сохранению здоровья каждого участника образовательного процесса. Это возможно при профессиональной компетентности педагога, его психологическом и физическом здоровье и психической устойчивости к трансформирующимся условиям. Сегодня эта задача является сложной из-за высоких эмоциональных нагрузок, сложности педагогических ситуаций, высокого уровня ответственности.
Публикация «Консультация для педагогов „Внешние и внутренние факторы синдрома профессионального выгорания“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
В настоящее время исследователями выделено свыше 100 симптомов, помогающих определить начинающееся выгорание у работников: снижение мотивации к работе; резко возрастающая неудовлетворенность работои ; потеря концентрации и увеличение ошибок; возрастающая небрежность во взаимодеи ствии с клиентами; игнорирование требовании к безопасности и процедурам; ослабление стандартов выполнения работы; снижение ожидании ; нарушение краи них сроков работ и увеличение невыполненных обязательств; поиск оправдании вместо решении ; конфликты на рабочем месте; хроническая усталость; раздражительность, нервозность, беспокои ство; дистанцирование от клиентов и коллег и др.
На развитие синдрома влияют внешние и внутренние причины или факторы.
К внешним фактора , провоцирующим синдром, относят:
- хроническую напряженную психоэмоциональную деятельность, связанную с интенсивным общением и эмоциями;
- завышенные нормы контингента (например, учащихся в группе);
- нечеткую организацию и планирование деятельности;
- повышенную ответственность за исполняемые функции (за благополучие пациентов, учащихся, клиентов);
- неблагополучную психологическую атмосферу профессиональнои деятельности (конфликтность в системе «руководитель — подчиненныи», «коллега - коллега», «учитель - ученик»);
- психологически трудныи контингент (например, дети с психологическими особенностями возраста; нарушители дисциплины).
В результате воздеи ствия данных факторов педагог прибегает к экономии эмоциональных ресурсов: старается «не обращать внимания», «беречь нервы», - то есть к эмоциональному игнорированию напряженных ситуации.
К внутренним факторам, влияющим на развитие «эмоционального выгорания», относят склонность к эмоциональнои ригидности.
Эмоциональное выгорание возникает быстрее у тех, кто более эмоционально сдержан. Каждая напряже нная ситуация в профессиональнои деятельности оставляет у таких людеи глубокии след в душе, вызывает интенсивное сопереживание, бессонницу. Также синдром возникает у людеи, воспринимающих обстоятельства профессиональнои деятельности слишком эмоционально. Это часто свои ственно молодым специалистам с повышеннои ответственностью за исполняемые обязанности.
Таким образом, факторы, инициирующие возникновение синдрома профессионального выгорания, являются как особенностями профессиональнои деятельности, так и индивидуальными характеристиками самих профессионалов, синдром эмоционального выгорания представляет собои личностную деформацию вследствие эмоциональных затруднении или напряженных отношении в системе «человек-человек», развивающуюся во времени. Последствия выгорания могут проявляться как в психосоматических нарушениях, так и в сугубо-психологических (когнитивных, эмоциональных, мотивационно установочных) изменениях личности.