Анастасия Жуланова
Консультация для педагогов «Виды экономический занятий в ДОУ»
▼ Скачать
Консультация для педагогов по финансовой грамотности в ДОУ
Виды экономических занятий в ДОУ.
Чтобы экономика стала для дошкольников интересной и понятной, педагог выбирает интересные формы занятий. В первую очередь это подразумевает включение в их структуру игрового компонента. Игровое занятие, Игра – наиболее неприемлемый способ обучения для дошкольников. Знания ему не навязываются : путем проб и ошибок ребенок делает для себя выводы, а педагог его направляет. Игровые занятия могут иметь форму «путешествия», викторины, соревнования.
Публикация «Консультация для педагогов „Виды экономический занятий в ДОУ“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Финансовая грамотность. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2021
Сюжетно – ролевые игры
Сделать экономикой доступной поможет сюжетно – ролевая игра. Так, уже в средней группе дети с удовольствием играют в магазин, кафе, воспроизводя действия взрослых – примеряют на себе функцию продавца и покупателя. Также экономическую направленность имеют игры в парикмахерскую, такси (продажа услуг). Все эти действия можно включать в занятия. При этом крайне важно, чтобы воспитатель проговаривал все манипуляции, обобщая словарный запас детей экономическими терминами. Можно также использовать условные деньги – разноцветные бумажки, усвоение новой информации успешно проходит в сюжетно- ролевой игре.
В старшем дошкольном возрасте педагог предлагает ребятам новые игры – «Аптека», «Банк». Традиционный магазин усложняется: ассортимент продуктов расширяется, их уже нужно взвешивать, вводится роль не просто продавца, а кассира, выдающего чеки, к бумажным купюрам присоединяются монеты. Детям будет интересно поиграть в супермаркет, где продавец рассказывает покупателям о выгодных акциях. Пусть магазин будет предлагать не только продукты, но и одежду, игрушки, спортивные и канцелярские товары.
Чтобы сюжетно – ролевая игра максимально была приближена к реальности, воспитатель вместе с детьми может изготовить ценники для товара. В ходе такой игры важно периодически создавать для детей проблемную ситуацию, требующую выбора : например, потратить в магазине все имеющиеся деньги или отложить часть и постепенно накопить на более крупную покупку. Потратить определенную сумму на лекарства или на новую одежду. И т. д.
Настольные игры
В свободное время дошкольники могут поиграть в настольные игры экономического содержания («Менеджер», «Монополия», «Денежный поток», закрепляя тем самым экономические понятия (лучше, если они будут играть с воспитателем или под его присмотром, это довольно сложные игры, правила которых часто требуют дополнительных объяснений и комментариев). Такие игры подойдут для старших групп.
Дидактические игры
Так же нужно активно включать дидактические игры. Это многочисленные пособия на установления последовательности действий для изготовления какого – то продукта. («Откуда хлеб пришел?», «Как появляется книга?», «Строительство дома», «Как появляется платье» и пр.) другие же игры заключаются в том, чтобы подбирать атрибуты для различных профессий («Кому что требуется для работы», «Пятый лишний»)
В зависимости от сложности их можно использовать с детьми разных возрастных групп.
Познавательное занятие
В старшем дошкольном возрасте можно проводить традиционные познавательные занятия. В процессе такой деятельности воспитатель доносит до детей интересную информацию, сочетая свой рассказ с мини- беседами. Такой подход актуален при знакомстве с денежными единицами разных стран и крупными предприятиями родного края. На подобных занятиях очень важна наглядность – красочные картинки и фотографии.
На познавательном экономическом занятии большую роль играет наглядность. Интересная тема для познавательного занятия – история появления денег.
Старшим дошкольникам будет интересно узнать, что когда – то давно люди обходились без этого, потому что каждая семья имела все необходимое для жизнедеятельности, не было разделения на профессии. Но со временем возникло разделение труда : при этом одни стали заниматься только разведением скота, вторые – шить одежду, третьи – молоть зерно и т. д. возникла проблема бартера, обмена, и было очень трудно решить, сколько же мешков зерна нужно выручить за лощадь. Так и придумали деньги.
Коммуникативное занятие – беседа.
Экономика – замечательная тема для развития у дошкольников коммуникативных навыков. Такие занятия проходят в форме диалога. Воспитатель формирует четкие вопросы, а ребята учатся корректно высказывать свое мнение. При этом совершенствуется объяснительная и доказательная речь.
Проблемные ситуации – эффективный прием.
Примеры :
- Педагог просит ребят представить, что в их городе пропала наука экономики. Поэтому на хлебозаводе вместо хлеба по желанию детей стали изготавливать игрушки. К каким последствием это приведет?
- На молочном комбинате не знают точное кол-во детей, проживающих в городе. И для детского праздника изготовили так много конфет, что на каждого ребенка пришлось по 10 кг. Хорошо ли это и к чему может привести?
- Что случится, если все взрослые перестанут трудиться?
Дети всегда с интересом воспринимают проблемные ситуации на основе известных сказок:
1. Однажды Мальвина встретила Буратино, который сидел на пеньке, разглядывая монеты. Он признался, что у него не хватает денег на покупку букваря. Мальвина сообщила Буратино, что неподалеку есть интересный дом, где можно вложить все свои денежки, а через некоторое время забрать уже большую сумму. Вопросы к детям: о каком доме идет речь? Что такое сберегательный банк?
2. Карабас – Барабас решил открыть свой магазин одежды. В первый день пришли покупатели (Буратино, Мальвина, Пьеро, Артемон) и приобрели несколько вещей. На другой день никто ничего не купил. И тут Карабас – Барабас заметил, что одежда имеет не привлекательный внешний вид – где-то оторвана пуговица, где – то пятно. И тогда он придумал ход : зачеркнул цену товара и написал новую – меньшую. На витрине же появилось объявление о скидках. Скоро все товары раскупили. Вопросы: Что придумал Карабас – Барабас? Выгодно ли продавать товар со скидкой?
3. Три поросёнка заспорили, из чего можно выстроить самый прочный дом. Ниф-ниф утверждает, что из соломы – это дешевый материал. Нуф-Нуф хочет строить из прутьев – они подороже, но прочнее. А Наф-Наф выбирает кирпич, хотя он и самый дорогостоящий. Вопросы: Какой материал самый дешевый? Какой самый прочный? Из чего можно было бы еще построить дом, если бы герои жили на севере.
4. Семеро козлят захотели помочь своей маме по хозяйству. Они решили сварить суп из капусты, картофеля, орехов, яблок – все сложили в кастрюлю добавили воды и поставили на плиту. Чтобы почистить ковер, они стали по нему бегать, прыгать, кувыркаться и, конечно же, мама Коза не обрадовалась, когда увидела такую «помощь», ведь козлята не знали правил поведения домашнего хозяйства. Вопросы : Почему коза огорчилась? Какие вы знаете секреты домашнего хозяйства?
5. Крестная Фея открыла для Золушки собственный салон красоты. Принц приказал слугам разнести весть об этом по всему королевству. Одни громко рассказывали о салоне на улицах, зазывая посетителей, другие - разместили объявления в газете. Сама Золушка разослала всем своим знакомым открытки – приглашения, где указывались услуги и цены. Вопросы: Как жители королевства узнали о новом салоне? Что такое реклама?
В ходе беседы воспитатель прививает дошкольникам уважения к представителям разных профессий, ценности любого труда. Уже в 5-7 лет дети начинают мечтать стать врачами, парикмахерами, строителями и пр. – педагог просит их аргументировать свой выбор. Кроме того, важно рассказывать детям о богатых людях, которые всего добились именно свои трудом, подчеркивая, что для этого необходимо учиться в школе, институте. Наряду с этим нужно воспитывать в детях сострадание к людям, попавшим в тяжелую жизненную ситуацию.
Чтение художественной литературы.
Знакомить дошкольников с экономикой можно средствами художественной литературы. Например, многие народные сказки воспитывают в дошкольниках такие черты характера, как хозяйственность, трудолюбие, бережливость, практичность и расчетливость.
- «Лисичка со скалочкой»;
- «Каша из топора»;
«Выгодное дело» и т. д.
Есть произведения, которые наглядно демонстрируют процесс производства (например, «Петушок и бобовое зернышко», «Колосок», сущность рекламы «Лиса и Козел». Погружение в волшебную атмосферу способствует активизации собственной деятельности, освоению знаний и умений в непринужденной форме.
Для обучения экономике можно успешно использовать также авторские сказки:
- Липсиц И. В. «Удивительные приключения в стране «Экономика»;
- Попова Т. Л., Меньшикова О. И. «Сказка о царице Экономике, злодейке Инфляции, волшебном компьютере и верных друзьях»;
- Успенский Э. «Бизнес Крокодила Гены»;
- Чуковский К. И. «Муха – цокотуха», «Федорино горе» (полезные привычки в быту);
- Катаев В. «Дудочка и кувшинчик»;
- Андерсен Г. Х. «Огниво», «Новое платья короля»;
- Перро Ш. «Кот в сапогах», «Мальчик с пальчик»;
- Михалков С. «Как старик голову продавал»;
- Аксаков С. Т. «Аленький цветочек».
Из современных авторских произведений можно выбрать сказку Л. Ястребовой, Н. Мальгиной «Хранители бюджета».
Игры и сказки на экономическую тематику помогут детям научиться обращению с деньгами. Также хороший материал для занятий – стихотворения : Михалков С. «А что у вас?»; Родари Д. «Чем пахнут ремёсла?»; Маршак С. «Откуда стол пришел?», «Как напечатали книгу?».
Помимо того, при обучении дошкольников экономике можно использовать пословицы и поговорки. Каждая из них – маленький рассказ аккумулирующий многовековую мудрость.
- Копеечка к копеечке – рубль набегает;
- Без труда не вытащишь и рыбку из пруда;
- Денежки любят труд;
- Делано на спех – и сделано на смех;
- Деньги – дело наживное;
- Приобрел вещь – умей обращаться с ней;
- Каждую крошку в ладошку.
Экскурсии
Занятия по экономике можно провести в форме экскурсий. Например, воспитатель приглашает дошкольников посетить магазин или банк.
Еще один вариант – отправиться на ближайшие улицы, чтобы рассмотреть рекламные баннеры или вывески на витринах магазинов. Можно познакомить детей поближе с профессиями сотрудников детского сада, показав их рабочее место. Экономическое занятие можно провести в форме экскурсий.
Трудовая деятельность
Экономическое воспитание имеет тесную связь с трудовой деятельностью дошкольников. Она воспитывает в детях такие качества, как ответственность, хозяйственность, бережливость. При этом педагог способствует формированию у детей полезных бытовых привычек, эффектному расходованию ресурсов (например, напоминает выключать воду).
Педагог постоянно обращает внимание детей на испорченные вещи – сломанные игрушки, порванные книги, показывает, как их можно починить.
Трудовая деятельность – важная составляющая экономического воспитания. Нужно добиваться у дошкольников стремления продлевать срок службы окружающих предметов – тогда они научатся беречь свои и чужие вещи. Дошкольникам с детства нужно внушать ценность вещей: ведь каждый предмет кто – то создал своим трудом. Следует искоренять в детях привычку думать, что все, что ломается, тут же легко заменяется новым.