Марина
Консультация для педагогов в ДОУ «Условия успешного речевого развития у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов в ДОУ
«Условия успешного речевого развития у детей дошкольного возраста»
ПЛАН:
1. Введение.
2. Сознательное овладение детьми речевыми средствами общения
3. Воспитание интереса к окружающим людям, развитие чувства понимания и сопереживания
4. Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях (со сверстниками, родителями и другими окружающими людьми)
5. Развитие у детей творческих способностей в процессе коммуникативной деятельности
6. Коррекция у детей нежелательных черт характера и поведения
7. Диагностика речевого развития
8. Заключение
Введение
Полноценное овладение родным языком и формирование у детей способности успешно строить коммуникацию со взрослыми и сверстниками являются необходимым условием формирования личности ребенка.
Язык и речь традиционно рассматривались в психологии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития - мышление, воображение, память, эмоции. Речь является каналом трансляции культуры от поколения к поколению, а также важнейшим средством обучения и воспитания.
Речь - это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами. Диалог, творчество, познание, саморазвитие - вот те фундаментальные составляющие, которые оказываются вовлеченными в сферу внимания педагога, когда он обращается к проблеме речевого развития и общения дошкольника. Это те основы, на которых строится современная дидактика дошкольного возраста в целом. Основная задача речевого развития ребенка - дошкольного возраста - это владение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, хотя индивидуальные различия речевого уровня детей могут быть исключительно велики.
Темпы овладения речью зависят от многих факторов: особенностей личности самого ребенка, уровня их интеллектуального развития, условий семейного воспитания, характера родителей и от содержания методики обучения родному языку.
Воспитателю надо представлять основные линии преемственности задач по развитию речи, которые решаются в предыдущей и последующей возрастной группе, и комплексный характер развитие каждой речевой задачи, т. е. взаимосвязь всех разделов работы - фонетической, лексической, грамматической. Контактируя с окружающим, ребенок выражает в речевой форме эмоции, коммуникативные представления.
Развитие речи ребенка - это творческий процесс, который формируется в результате восприятия речи взрослого, собственной речевой активности и элементарного осознания явлений языка и речи процесс овладения родным языком в дошкольном детстве органически связан с умственным развитием.
Эту связь надо рассматривать и как значение языка для развития мышления и как роль интеллекта для овладения языком.
Задача воспитателя - использовать речь как необходимое и незаменимое средство той или иной деятельности - игры, конструирование, решение практических задач, восприятия художественных произведений и прочие. Развитие этих форм детской деятельности ведет к развитию их главного средства-речи. Среди всех функций речи в дошкольном возрасте самое главное, основное средство- общение с окружающими людьми. И ее развитие в этот период определяется развитием общения с взрослым.
Каждой форме общения соответствуют определенные особенности речи ребенка ее лексика, грамматический строй, выразительность.
2. Сознательное овладение детьми речевыми средствами общения
Работу по воспитанию речевого общения необходимо начинать с раннего детства. Дети одного возраста имеют различный уровень речевого развития по множеству показателей - словарному запасу выразительности, по инициативности вступления в речевые контакты, по умению найти необходимые слова. Различия эти зависят от уровня развития общения ребенка. Дети младшего дошкольного возраста, находящиеся на уровне ситуативно-деловой формы общения, во многих случаях обходятся неречевыми средствами - жестом, междометием, действием.
В младшей группе цель научить сознательно, овладевать средствами общения. В основу можно взять - опережающую инициативу взрослого. Иными словами, воспитатель предлагает детям образцы того общения, которым ребенок еще не владеет. Но это не просто демонстрация более совершенных форм общения, а умение включить детей в это общение, сделать его привлекательным и необходимым для самого ребенка.
На воспитание уровня общения ребенка - эффективно использование совместных подвижных игр с правилами. Воспитатель при этом выполняет роль и организатора, и участника. Ценность совместных игр: дети учатся ориентироваться на партнера, не обижаться, если проиграли, ощущают радость от совместной деятельности, чувствуют себя включенными в общее дело.
Более замкнутые и стеснительные становятся более раскованными. Основная дидактическая задача игр - создание свободного, активно -положительного отношения к воспитателю, снятие всяких барьеров. Это необходимое условие формирование более сложных видов речевого общения.
Постепенно, в ходе игр или после дети вовлекаются в разговор на познавательную тему: это рассказы о жизни и повадках животных,
о машинах, явлениях природы.
3. Воспитание интереса к окружающим людям, развитие чувства понимания и сопереживания
Развивая речевое общение, воспитатель не просто учит ребенка новым видам взаимодействия с другими, не просто облегчает его контакты с окружающими, но и формирует его представление о себе и о других, открывает ему новые грани внешнего и внутреннего мира.
Обучение внеситуативно - личностному общению целесообразнее начинать с детьми среднего дошкольного возраста. Главное - создать условия, мотив, которые заставят и осознать, и оценить свои поступки и действия. Сначала разговор основывается на конкретных предметных действиях - рисование, лепка, аппликация. Выполненное задание оценивает сам исполнитель, затем его товарищ.
Привлекается внимание детей на умение сравнивать, формулировать и обосновывать свое мнение с оценкой и мнением товарищей Речь детей, обращенная к сверстнику, - более связана, более понятна, лексически более развернута, чем речь тех же детей в общении со взрослым. Дело в том, что другой ребенок менее понятливый и чуткий партнер, нежели взрослый, именно это, непонятливость, играет важную роль в развитии речи. В общении с взрослым, ребенок овладевает речевыми нормами, осваивает правила человеческой речи.
В старшей и подготовительной группе задачу по воспитанию интереса к окружающим людям, чувства понимания и сопереживания решать в беседах после чтения и обсуждения прочитанных книг: можно спросить: «Кто из персонажей больше понравился и почему, на кого больше хотелось бы походить».
На занятиях, с использованием упражнений и этюдов, развивающих коммуникативную культуру, продолжала учить общению детей друг с другом
4. Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях (со сверстниками, родителями и другими окружающими людьми).
Для целенаправленного формирования коммуникативных умений при воспитании речевого общения необходимо учить детей распознавать эмоциональные переживания и состояние окружающих его людей, сверстников, выражать собственные эмоции вербальными и невербальными способами. Учить детей сотрудничать, слушать и слышать, обмениваться информацией.
На личностное развитие ребенка важное место отводится близким взрослым. В тех семьях, где родители видят ребенка объектом ухода, нежели полноценным человеком, личностью, занижена самооценка ребенка. Родителям необходимо больше разговаривать на конкретные темы, интересоваться делами, успехами в саду, среди сверстников, помогать преодолевать трудности. Дети, где общение с родителями наложено, проявляют общительность, сообразительность, изобретательность в играх: в дошкольном возрасте такие дети демонстрируют черты лидерства, отличаются инициативностью, отзывчивостью, сочувствием, популярны среди сверстников.
5. Развитие творческих способностей в процессе коммуникативной деятельности
Игра - одно из условий формирования личности ребенка. Задача воспитателя - реализовать в игре все творческие задумки детей, только тогда она станет их игрой, они чувствуют себя хозяевами. Чем лучше сформированы речевые навыки детей, тем больше у них возможностей для интересного взаимодействия.
Чем лучше ребенок владеет умением вести диалог, тем интереснее ведет свою роль, тем привлекательнее он для партнеров подобным образом инсценировали диалоги, наиболее распространенные в играх детей: врач-пациент; парикмахер -клиент; мама - дочка; шофер - пассажир. Очень важно, чтобы ребенок мог достичь взаимопонимания, используя любые доступные ему средства: и речевые, и невербальные.
Для развития творческого общения со сверстниками важное значение имеют театрализованные игры, народные подвижные игры и игры с правилами.
Начиная со среднего дошкольного возраста, использовала в своей работе театрализованную игру.
6. Коррекция у детей нежелательных черт характера и поведения
При развитии межличностных отношений на формирование личности ребенка оказывают влияние нежелательные черты характера и поведения. В дошкольном возрасте закладываются основные стереотипы поведения, психологические основы важнейших отношений личности к окружающему социальному миру, к самому себе, уточнение знаний о причинах, природе, развитие отношений.
Важную роль в налаживании социальных связей детей, установлении эмоциональных контактов между ними играют разнообразные организованные игры, в которых требуется образовать общий круг, следить за последовательностью передачи игровых предметов (мяча, шаров, и т. п.) соблюдать общий темп, ритм движений.
Эти игры создают основу совместных, радостных переживаний, эмоциональных связей, игрового и речевого взаимодействия. Они формируют коллектив играющих детей, умение свои желания подстраивать под требования правил в игре, считаться с мнением сверстников.
Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.
Все знают, поступая в 1 класс, ребенок проходит собеседование, тестирование со школьным психологом, учителями. На что в первую очередь обращает внимание при этом: на речь ребенка, как рассуждает, объясняет, доказывает, как строит предложения, согласовывает ли слова в предложении, насколько богата, разнообразна речь ребенка.
В наше современное время наши дети мало проводят времени в обществе родителей (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками) и редко слушают рассказы и сказки из уст мамы или папы, а уж дома развивающие речевые занятия – это вообще редкость.
Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей – явление очень редкое. Дети усваивают родной язык, подражая речи окружающих. К сожалению, многие родители в наше время частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи на самотек.
Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему. Но чтобы этому научить, необходимо развивать и другие стороны речи: расширять словарный запас, воспитывать звуковую культуру речи и формировать грамматический строй.
В Федеральном государственном образовательном стандарте определено, что образовательная деятельность, осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, двигательной, а также в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей и во взаимодействии с семьями воспитанников ДОУ.
Речь воспитателя, родителей, называющего то, что дети видят, является единственным источником обогащения их лексики, своеобразным стимулятором развития их речи, диалогической и монологической. Во время непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой основным источником обогащения речи детей становится текст художественного произведения, который воспитатель читает или рассказывает детям, а дополнительным источником остается речь самого воспитателя, комментирующего текст. Непосредственно образовательная деятельность имеет целью помочь детям «заметить» их собственную речь, отнестись к ней как к объективно существующему явлению и постепенно научиться оценивать качество речи. Во время непосредственно образовательной деятельности, носящей название «Обучение грамоте», даются начатки грамоты.
Чтобы позитивно повлиять на качественное и своевременное речевое развитие дошкольников, максимально предупредить возможные отклонения в развитии их речи, необходима всесторонняя и тщательная проработка организационно-содержательных аспектов создания условий для полноценного развития речи детей, усиление ее превентивных аспектов, использование педагогического потенциала специалистов ДОУ и родителей.
Организация работы с родителями, направленной на формирование правильного речевого воспитания ребенка в семье, является необходимым условием при создании единого речевого пространства в ДОУ. Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка, побуждение их к деятельности по общему и речевому развитию ребенка в семье осуществляется через:
-Оформление информационного стенда для родителей в холле ДОУ и в приёмных групп.
-Консультации: «Речевая среда в семье и ее влияние на развитие речи ребенка», «Роль родителей в развитии речи детей», ознакомление с особенностями речевого развития детей определённого возраста, «Играем с пальчиками», «Влияние речевых нарушений на школьное обучение, на формирование личности ребёнка» и др.
-Индивидуальные беседы с родителями по итогам обследования речи детей, проводимые воспитателями.
-Консультирование родителей детей с проблемами в речевом развитии.
-Практические советы родителям – показ артикуляционных упражнений для произношения определённых звуков, игры и упражнения на закрепление пройденного материала.
-Показ открытых занятий по развитию речи.
-Проведение родительских собраний с приглашением учителя-логопеда.
- Приобретение и изготовление игр и пособий по развитию речи.
В последнее время вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (телефонная связь, телевидение, Интернет и т. д., высокой занятости родителей бытовыми (чаще финансовыми) семейными проблемами наблюдается тенденция снижения качества общения между ребенком и взрослым.
Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим условием полноценного речевого развития ребенка. Как известно, образовательно-воспитательное воздействие состоит из двух взаимосвязанных процессов – организации различных форм помощи родителям и содержательно-педагогической работы с ребенком. Такой подход к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения обеспечивает непрерывность педагогического воздействия. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируются позиции родителей и педагогов. Ни одна, даже самая лучшая, развивающая программа не может дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не созданы условия для привлечения родителей к участию в образовательно-воспитательном процессе.
Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.
Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его ечевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших Проблема развития речи является одной из актуальных.
Причины низкого уровня развития речи:
1. Половина детей дошкольного возраста, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания.
По результатам анализа наблюдений в группах можно отметить следующие недостатки:
- связные высказывания короткие;
- отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;
- состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;
- уровень информативности высказывания очень низкий.
Кроме того, большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном, это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому что он не может оформить их в связные речевые высказывания.
При проведении занятия педагог видит себя и приемы, но не видит ребенка, т. е на занятии мы иногда наблюдаем, что говорит один педагог.
2. Недостаточная подготовка к занятию.
При рассматривании картины, проведении беседы необходимо тщательно продумывать вопросы.
3. Очень важную роль в развитии речи играет и культура речи педагога. Сотрудники задают детям образцы правильной литературной речи:
- Речь педагога четкая, ясная, полная, грамматически правильная;
- В речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.
4. Родители не понимают своей функции – общение с ребенком должно начинаться с рождения и до его появления на свет, в пренатальный период.
Поэтому проблема речевого развития детей остается актуальной в настоящее время.
Рекомендации к проведению образовательных ситуаций
по развитию речи.
Необходимо учитывать объективно существующие закономерности усвоения речи детьми. Так как восприятие и понимание ребенком речи окружающих зависит прежде всего от натренированности мускулатуры его органов речи, в плане необходимо предусмотреть максимум речевой активности детей не только на занятиях по воспитанию звуковой культуры речи, но и на всех видах занятий.
При решении многих задач звуковой культуры речи ведущими являются фронтальные формы работы, т. е образовательная деятельность.
На НОД по развитию речи в детском саду воспитательная, образовательная и чисто языковая задачи решаются в их единстве. В отличие от других видов НОД живая разговорная речь и художественная литература на НОД является не только средством умственного, нравственного, эстетического воспитания, но и предметом практического освоения. Поэтому при проведении каждой ОД важно на фоне общепедагогических задач особо выделять языковые, которые предстоит решать на данной ОД.
Усвоение грамматического строя речи в дошкольном возрасте идет одновременно с обогащением словаря и практическим освоением как единицы речи.
Осваивая лексические и грамматические языковые значения разной степени обобщенности, ребенок практически постигает логику родного языка, учится мыслить логически. Обучение грамматически правильной речи носит характер упражнений и дидактических игр с наглядным материалом или без него в старших группах. Наглядным материалом могут служить натуральные предметы, игрушки,картинки.
Заниматься грамматикой следует непродолжительно, так как материал сложен. Играм и упражнениям отводится 5-10 минут, они составляют лишь часть занятия по развитию речи. ОД должна проходить непринужденно, живо.
Воспитателю не следует при объяснении употреблять грамматическую терминологию. В младших группах можно вводить игровые персонажи, особенно при повторении материала. Для того чтобы заинтересовать детей, можно в предлагаемые связи включать имена присутствующих, давать задания придумать предложения о самих себе.
Для занятия по развитию речи лучше брать всего одну задачу, это позволит сконцентрировать внимание детей на нужном материале.
Важную роль играют активные приемы обучения, предупреждающие появление ошибки, концентрирующие внимание детей на правильной словоформе, словосочетании. Это такие приемы, как:
1 - образец речи педагога
2 - указания
3 - мотивировка учебного материала (придумайте предложение со словом пианино. Напоминаю, что это слово всегда говорится одинаково: около пианино, два пианино. Запомните это. Ведь каждый из вас должен научиться говорить правильно и красиво)
4 - сравнение (сопоставляются окончания прилагательных разного рода, окончания существительных). Сравнение помогает дифференцировать грамматические формы и на основе этой дифференциации вырабатывать условные речевые рефлексы
5 – сопряженная речь, отраженная речь
6 - исправление, подсказка.
Планируя ОД по развитию речи, воспитатель должен строить их с опорой на основные принципы методики, помнить, что методы и приемы работы обусловлены как закономерностями осваиваемого языка, так и возрастными психическими закономерностями восприятия, памяти, воображения, мышления детей.
Так в работе с детьми младших групп (когда запас впечатлений представлений еще очень мал, работа речедвигательного аппарата несовершенна, но вместе с тем ярко выражена способность к подражанию) метод имитации, или отраженной речи, будет ведущим. Другие методы (метод разговора-беседы, метод пересказа, метод рассказывания - сочинения) хотя и имеют место в работе с малышами, но используются в качестве сопутствующих.
Методом имитации воспитатель пользуется и в старших возрастных группах- на первоначальном этапе выработки у детей новых, более сложных речевых умений и навыков. Так,знакомя с понятием предложение, воспитатель произносит вслух несколько предложений, говорит, что предложением можно сказать о каждом предмете, находящемся рядом или далеко от нас, и предлагает детям придумать предложения. Подражая примерам,они придумывают предложения об игрушках, предметах мебели, растениях и картинах, украшающих группу, или о предметах и явлениях, находящихся за пределами детского сада.
Обучая придумыванию рассказов, воспитатель вначале демонстрирует свой рассказ-образец. Затем, напомнив детям его структуру, план (где было, когда, с чего начиналось, что было потом, чем закончился рассказ, он предлагает придумать свои рассказы. Дети, составляя рассказ по образцу, с трудом преодолевают тягу к прямому копированию содержания. Воспитатель должен это учитывать, подводить их мысль к «своему» содержанию.
Метод разговора- беседы целесообразен при активизации речевого запаса детей, побуждает их уместно пользоваться словами, конструкциями предложений. При этом в младших группах воспитатель использует прием опоры на натуральные объекты и их модели (игрушки, на картинки, а в старших группах – на словесные дидактические игры.
Метод пересказа широко используется в работе с детьми начиная с пятого года жизни. Если у младших дошкольников требование взрослого запомнить не приводит к выделению ими соответствующей цели, то «старшие» дети ухе владеют умением принимать задачу запомнить и припомнить. С помощью этого метода обогащаются все компоненты языка (лексика, грамматика, интонации). Дети практически осваивают связную диалогическую и монологическую речи на лучших образцах художественной литературы. Задача воспитателя при планировании занятий по пересказу художественных произведений- отобрать тексты, доступные по содержанию и стилю изложения детям данной возрастной группы.
Метод сочинения также предполагает использование разных приемов обучения детей творческому рассказыванию: по восприятию (наблюдению) воображению.
Все стороны речи ребенка надо развивать параллельно, одновременно, а не поочередно, так как все они взаимосвязаны. Поэтому на одном занятии приходится решать сразу несколько языковых задач, одна из которых будет основной, а другие-сопутствующими.
Решение нескольких языковых задач требует различных приемов работы и более сложной структуры занятия, но желательно, чтобы весь материал был объединен по содержанию тематически.
При проведении занятия важно предусмотреть закрепление получаемых детьми знаний, умения и навыков, а значит, необходимы повторные упражнения на однородном материале, облегченном или усложненном в зависимости от успехов. Эти упражнения должны быть смежными по времени, чтобы не допускать угасания навыка в процессе его формирования.
При планировании каждой ОД определяются приемы работы с детьми. Они могут быть разными по степени сложности:
- восприятие и описание натуральных объектов и их моделей
- использование наглядных пособий, воспринимаемых зрительно (картины, иллюстации, презентации, диафильмы)
- словесные приемы - образцы речи воспитателя, художественные тексты, вопросы-задания, указания, пояснения, магнитофонные записи, словесные дидактические игры, игра- драматизация.
Выбор приемов работы обусловлен как содержанием языковой задачи, которую предстоит решать с детьми (фонетика, лексика, грамматика), так и уровнем развития речевых навыков к моменту проведения данного занятия.
Особое место в плане ОД занимает текстовый дидактический материал- сказки, песенки, стихотворения, рассказы, загадки, пословицы, чистоговорки. Этот материал по тематике должен соответствовать содержанию занятия, его образовательной цели, дидактической задаче, должен обеспечивать возможность упражнять детей в звуковом анализе или произнесении звуков либо в морфологическом анализе слова с целью определения средств выразительности, и т. д. Этот материал должен быть художественным, образным и доступным для понимания детьми данной возрастной группы (объем, сложность содержания, количество новых слов-понятий, их сложность).
Основой учета должно быть не общее впечатление от занятия, а объем и уровень выполнения детьми языковых задач