Евгения Геращенко
Консультация для педагогов «Утренняя гимнастика как средство физического развития ребенка в раннем возрасте»
▼ Скачать + Заказать документы
Детский сад для воспитанников второй группы раннего возраста (2 – 3 года) – это начало нового этапа развития в жизни, который характеризуется установлением правил соблюдения режима дня. Одним из таких рутинных моментов является утренняя зарядка, которая, кроме всего прочего, имеет еще и важное психологическое значение: посредством двигательной активности детей воспитателю удается отвлечь детей от грусти утренней разлуки с мамой.
Публикация «Консультация для педагогов „Утренняя гимнастика как средство физического развития ребенка в раннем возрасте“» размещена в разделах
- Гимнастика для детей. Утренняя, оздоровительная, зарядка
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Утренняя гимнастика, зарядка. Консультации для родителей
- Физическое воспитание. Консультации для родителей
- Темочки
Утренняя зарядка – одна из важных составляющих двигательного режима; ее организация должна быть направлена на повышение эмоционального и мышечного тонуса детей. Ежедневные занятия спортом под руководством взрослого способствуют проявлению определенных произвольных усилий и вырабатывают у детей полезную привычку начинать день с утренней зарядки. Утренняя зарядка постепенно вовлекает в активное состояние все тело ребенка, углубляет дыхание, усиливает кровообращение и способствует обмену веществ.
Утреннюю гимнастику для маленьких детей следует делать перед завтраком, в течение 4-5 минут.
При занятиях физическими упражнениями с детьми необходимо тщательно следить за их здоровьем, обращать внимание на их внешний вид, настроение, самочувствие, утомляемость, аппетит, общее поведение и сон. Проводите своевременный медицинский осмотр, фиксируя рост, вес и окружность груди, что позволит следить за его правильным развитием.
Утренняя зарядка предотвращает плохую осанку и деформации скелета, плоскостопие, укрепляет весь организм и повышает его устойчивость к различным заболеваниям. Следует помнить, что различные движения, выполняемые ребенком, развивают ряд жизненно важных навыков, таких как ходьба, бег, метание и т. д., а также потребность в физических упражнениях. Дети становятся более подвижными и ловкими, более последовательно и точно выполняют движения.
Комплекс утренней зарядки следует повторять в течение одной-двух недель в зависимости от сложности его содержания. Преподаватель кратко и ясно объясняет задание, напоминает исходное положение, вид предстоящего движения, требования к качеству выполнения и необходимое количество движений. Во время утренней зарядки желательно музыкальное сопровождение. Это создает положительный эмоциональный тонус.
Утренняя зарядка развивает у детей привычку заниматься спортом каждый день по утрам. Со временем эта полезная привычка превращается в потребность, тем самым прививая дошкольникам культуру здорового образа жизни.
Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и действовать в нем, получает огромный заряд энергии и хорошее настроение на весь день.
Цели и задачи утренней зарядки для детей второй возрастной группы
Воспитательные цели утренней зарядки универсальны для дошкольников любого возраста и сводятся к:
-тренировка, развитие и совершенствование двигательных навыков (для детей 2-3 лет эта цель является доминирующей, поскольку младшие дошкольники только учатся координировать свои движения, определять направление движений рук, ног и туловища);
-укреплять здоровье (формировать правильную осанку, предупреждать плоскостопие, развивать красивую походку);
-способствовать развитию культуры здоровья (дети учатся заботиться о своем здоровье и усваивают основы физического воспитания);
-стимулировать интерес к спорту;
-развивать умение согласовывать свои действия с действиями других людей;
-воспитывать личные качества (решительность, независимость, трудолюбие).
Виды утренней зарядки
Самое главное правило при работе с детьми – избегать рутины. А любая работа, которая, как утренняя разминка, повторяется изо дня в день, рано или поздно детям надоест. Поэтому задача учителя – найти разные формы утренней зарядки. Для этого можно чередовать виды гимнастики:
-традиционный набор общеразвивающих задач (дети бегают, прыгают, ходят, задания не связаны общим действием);
-действующая гимнастика (те же традиционные задания, но объединенные общим сюжетом, например «Бабочка», «На прогулке» и т. д., а также кукольный герой, который описывает и показывает все движения; такие упражнения чаще всего иллюстрируются со стихами);
-в виде набора из 3-4 подвижных игр (например, «Дождик», «Мохатый пес» и т. д.);
-в виде преодоления полосы препятствий (такие препятствия можно создавать с помощью мягких модулей);
-использование тренажеров (простых – гимнастический ролик, детский эспандер или нестандартные самодельные приспособления).
Содержание гимнастики для детей второй возрастной группы.
Учитывая специфику младшего дошкольного возраста, методисты рекомендуют комбинировать элементы разных видов упражнений, всегда объединяя их общей темой и сюжетом. Поэтому комплекс будет состоять из 3-4 упражнений разного характера:
-тренировки перед выполнением движений на укрепление ног, рук, спины, живота, туловища (в начале года это могут быть разрозненные тренировки, так как ребята еще очень плохо координируют свои движения, а потом, через пару месяцев, когда начинают чувствовать себя лучше – тренировки по кругу);
-бегайте трусцой в медленном темпе около 20-30 секунд;
-игры на свежем воздухе и/или короткие прогулки.
Методика проведения утренней гимнастики во второй группе раннего возраста.
Как и любое другое занятие, утренняя зарядка требует тщательного выбора того, как вы взаимодействуете с работой.
Словесная
Речь взрослого имеет огромное значение для развития ребенка. Особенно, если это касается малышей, которые только начинают говорить. Чтобы речевое развитие происходило гармонично, с дошкольниками нужно разговаривать, иллюстрируя словами любое действие.
Например, при использовании словесных приемов можно использовать Загадки. Эта методика мотивирует детей к работе и требует от них не только определенного объема знаний, но и словарного запаса. Поэтому с помощью загадок лучше начинать играть с утренней гимнастикой со второго полугодия.
Вы можете использовать стихи. Я также использую этот метод для мотивации студентов. Во-первых, детям нравится слушать рифмующиеся строки, а во-вторых, они быстро понимают суть темы. Таким образом, стихи не только привлекают внимание детей, но и дают им представление о заданиях, которые будут на утренней зарядке.
Сюда же относятся комплексы упражнений, которые выполняются с иллюстрирующими их стихами – «гимнастика в стихах».
Объяснение
Утреннюю зарядку необходимо объяснить. При этом педагог старается подбирать короткие предложения с понятными словами, говорить медленно, четко произносить все слова.
Визуальные техники
Дошкольники воспринимают мир преимущественно через образы. Поэтому наглядность должна сопровождать любой вид деятельности детей. И утренняя зарядка не исключение.
Визуальные приемы будут более эффективными и увлекательными, если их сопровождать музыкой. Музыка, сопровождающая утреннюю гимнастику и уроки физкультуры, активизирует детей и значительно повышает качество выполняемых ими упражнений.
Музыка также создает хорошее настроение и вызывает положительные эмоции, снижает психоэмоциональное напряжение.
Техники игры
Игра как основная деятельность дошкольников дает своеобразную основу для работы над физическими упражнениями. В утренней зарядке активно используются подвижные игры с элементами театрализации.
Некоторые утренние комплексы включают также 1-2 упражнения пальчиковых игр и/или дыхательную гимнастику.
Утренняя зарядка будет более эффективной и приятной в сопровождении музыки. Однако младшим дошкольникам сложно выполнять упражнения в одном и том же темпе. Поэтому выполнение утренней зарядки под музыку возможно, если дети хорошо освоили все движения. Музыка поднимает настроение, вызывает положительные эмоции и снимает стресс.
Подводя итог, хотелось бы сказать вам, дорогие родители, что при составлении комплекса утренней гимнастики главная цель педагога – обеспечить детям возможность всесторонне развиваться, т. е. выбирать разные виды движений. Кроме того, все линии характера, если они вообще являются результатом определенного вида гимнастики, иллюстрируются движениями.