наташа челнакова
Консультация для педагогов «Учимся создавать орнаменты»
▼ Скачать + Заказать документы
Учись создавать орнаменты.
Как и все другие виды творческой деятельности, искусство создания орнаментов оказывает благотворное влияние на повышение интеллектуального уровня детей, совершенствует уже обретённые ими знания. Дети не только овладевают техникой создания орнаментов, но и знакомятся с новыми понятиями и словами, имеющими прямое отношение к этому виду искусства.
Публикация «Консультация для педагогов „Учимся создавать орнаменты“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Орнамент и узоры
- Темочки
Народному искусству принадлежит значительная роль в формировании художественного вкуса подрастающего поколения. Особенно велико воспитательное значение народного декоративно- прикладного искусства. Знакомясь с богатством и разнообразием изделий народных мастеров, дети проникаются добрыми чувствами к тем, кто создал необыкновенные по красоте вещи. Их волнует и радует сказочное оформление ковров, волшебство золотой вышивки на национальной одежде, филигранные узоры на посуде.
При ознакомлении с декоративно- прикладным искусством могут быть применены разные приёмы. Прежде всего, дети должны понять целесообразность вещей, сочетание красоты с назначением и употреблением вещей. Во всех случаях, когда это целесообразно, следует предоставлять детям возможность действовать с вещами, использовать их по назначению.
При рассматривании узоров на вещах, декоративных рисунков можно вносить элементы игры: воспитатель предлагает найти в узоре одинаковые или однородные элементы, указать, как они повторяются, отметить одинаковые цвета или различие в окраске одинаковых элементов. Воспитатель подводит дошкольников к суждению о повторяемости элементов, об их правильном чередовании, о разнообразии их использования.
Во время организованной учебной деятельности в области Творчество дети узнают о том, что язык орнамента является самым древним языком, возникшим задолго до появления письменности. Орнамент старше всех произведений искусства, его широко использовали в различных видах искусства казахского народа. Орнаменты являются его спутниками, как в повседневной жизни, так и в праздники, являются его духовным достоянием. В настоящее время искусство создания орнаментов стало одним из основных направлений культурного развития народа, оно совершенствуется во времени, обретая всё более богатое содержание и новый современный вид.
Занятие можно начать с вопроса к детям: «Как вы думаете, откуда появились элементы казахского национального орнамента? Что они обозначают? Для чего нужны?» Дети действительно задумаются, попробуют найти свои объяснения. Выслушав их предположения, воспитатель расскажет свою версию:
«А может быть, всё начиналось, как в сказке?
Однажды вечером вышла женщина из юрты и, вдруг увидела в тёмном небе звезду, и была та звезда так красива, что женщина захотела видеть её каждый день, так получился элемент узора жулдыз-звезда. Ещё издавна люди отметили красоту глаз верблюда - огромные, с пушистыми ресницами, они никого не оставляли равнодушными, даже красивым девочкам давали имя: Ботагоз. Вот откуда элемент узора ботагоз - верблюжий глаз. А весной в степи расцвели тюльпаны, и, конечно же, появился гул- цветок».
Но, может, всё было иначе?
Иначе говоря, до сих пор с научной точки зрения не доказаны тотемные и магические символы и смысловые значения многих орнаментов. В настоящее время орнаменты, утеряв своё символическое значение, в быту воспринимаются только с эстетической точки зрения. Разные регионы нашей страны отличались особенными, только им присущими элементами, своеобразием стилей.
Несмотря на это, основным элементом, первоосновой всех орнаментов, считается орнамент «рог м йіз»? В котором преобладают роговидные и дуговидные линии. В традиционных изделиях казахского народа: в оружейном искусстве, в убранстве юрт, в ювелирных изделиях, в ковроткачестве, В посуде, в одежде широко использовалось украшение орнаментом. В настоящее время учёными обнаружено около 230 видов орнаменов. Самый распространённый вид - «м йіз» можно назвать истоком. Первоэлементом казахского орнамента, так как другие элементы создавались на его основе. Например, ош арм йіз –бараньи рога; ар ам йіз- рога архара; ыры м йіз- сорок рогов; осм йіз- двойные рога; сыны м йіз-сломанный рог. Мастера прикладного искусства делают различные композици из этих и других элементов и эффектно используют их в украшении изделий. Содержание казахских орнаментов связано с животноводством, с охотой, с отображением природы, картин кочевий, внешнего вида домашнего обихода, но всех их объединяет, как уже говорилось, один элемент-«м йіз» - рог.
Дети рисуют элементы разными способами: одним движением кисти, от центра к переферии, делают набросок, а затем закрашивают его акварелью, карандашами, восковыми мелками. В дальнейшем они самостоятельно объединяют разные элементы орнаментов в один узор и получают свой, неповторимый, ни на кого ни похожий орнамент. В подготовительную группу приходят дети, знакомые с основными принципами построения узора на округлых и прямоугольных формах. Им предлагаются новые формы - прямоугольник и многоугольник и различные плоскостные формы предметов - вазы, кувшины, чашки, рукавички, шапки и т. п. Эти предметы не имеют правильной геометрической формы, и узор на них требует применения разных принципов (например, на кувшине по краю горлышка - линейный орнамент, на округлой части - узор из центра).
Усложняется и понятие о симметрии. Кроме расположения одинаковых форм направо и налево, дети знакомятся с зеркальным отражением, где части узора соответственно меняют свое положение.
Затем дети осваивают еще один прием заполнения все формы однородным узором по принципу сетчатого орнамента - повторение и чередование элементов в шахматном порядке. Дети рисуют различные узоры на национальной одежде, посуде.
Для создания узора они учатся использовать элементы природных форм (растений, животных). Дети могут применять в своем узоре элементы народных декоративных росписей, сохраняя основной стиль. Педагог должен учить детей по образцам народного искусства рисовать завитки, сочетать крупные и мелкие формы, украшать их мелким узором, использовать цвета в определенном сочетании, свойственном народной росписи. Технические трудности в аккуратной равномерной яркой штриховке отняли бы слишком много внимания и сил детей. В подготовительной группе у детей уже есть определенные навыки, и они могут использовать карандаш для получения разных оттенков, создавая узор одним цветом. Например, каждый ряд узора от центра заштриховывается карандашом с разным нажимом. Дети приучаются видеть красоту не только ярких сочетаний, но и более нежных, спокойных и в то же время приятных для глаза. Эта задача решается в подготовительной группе как при рисовании карандашами, так и красками.