МААМ-картинки

Консультация для педагогов «Прогулка с детьми раннего возраста в ДОУ»

Татьяна Попова
Консультация для педагогов «Прогулка с детьми раннего возраста в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы

Организация прогулки с детьми раннего возраста в ДОУ

Важно помнить, что день проведенный без прогулки,

потерян для здоровья.

(Г. Н. Сперанский)

Ребенок должен гулять (даже в холодное время года) до 3-3,5 ч. в день. Прогулка проводится в любую погоду, за исключением неблагоприятных условий – при температуре воздуха ниже – 15 и скорости ветра более 15 м/сек.

Публикация «Консультация для педагогов „Прогулка с детьми раннего возраста в ДОУ“» размещена в разделах

Сбор детей на прогулку (как и возвращение) представляет собой особую сложность в режиме дня. Важно рационально организовать этот момент. В группах раннего возраста занятия проводятся по подгруппам и следовательно, сбор детей на прогулку также. Чтобы ускорить этот процесс, можно использовать так называемый фронтальный метод одевания детей, когда они одновременно надевают сначала рейтузы, обувь, кофты, шапки и в последнюю очередь пальто (куртки). Не следует при этом забывать о соблюдении последовательности и постепенности, а также – индивидуальном подходе к детям.

I. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОГУЛОК С ДЕТЬМИ 2-3 ЛЕТ.

Большие потенциальные возможности для всестороннего и гармоничного развития

ребёнка заложены в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях прогулки. Здесь в полной мере удовлетворяются потребности ребёнка в активных движениях, самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим миром, новых ярких впечатлениях, свободной игре с природным материалом и игрушками. Однако малыши не могут самостоятельно использовать всё время прогулки с максимальной пользой. Воспитатель должен методически правильно руководить их деятельностью.

Главное, чтобы прогулки проводились ежедневно и были правильно организованы.

В холодное время года прогулка проводится два раза в день. Общая продолжительность прогулки – 3,5 часа. Только температура воздуха ниже -15 С, служит поводом для её отмены.

Основную работу с детьми осуществляет воспитатель.

В целях охраны жизни и здоровья детей, перед прогулкой воспитатель внимательно осматривает весь участок: на исправность оборудования и отсутствие опасных предметов.

Вместе с младшим воспитателем, занимается уборкой участка и созданием игровой среды для разнообразной деятельности (наблюдение, трудовые действия, подвижные игры и упражнения).

II. ПОДГОТОВКА К ПРОГУЛКЕ

Перед выходом на прогулку воспитатель организовывает с детьми проведение

гигиенических процедур.

Одевание детей нужно организовывать так, чтобы потратить меньше времени и чтобы они недолго ожидали выхода на прогулку. Необходимо продумать и создать такие условия, чтобы детям было удобно собираться и при этом не мешать другим.

Одевать и раздевать детей при подготовке к прогулке и возвращению с прогулки необходимо по подгруппам:

- воспитатель выводит в приёмную для одевания первую подгруппу детей – медленно одевающихся детей, с низкими навыками по самообслуживанию;

- младший воспитатель проводит гигиенические процедуры со второй подгруппой и затем выводит детей приёмную для одевания;

- воспитатель выходит с первой подгруппой детей на прогулку, а младший воспитатель заканчивает одевание второй подгруппы детей, после чего выводит их на участок к воспитателю;

- детей с ослабленным здоровьем, после болезни рекомендуется одевать и выводить на улицу со второй подгруппой, а заводить с прогулки с первой подгруппой.

Воспитатель должен научить детей одеваться и раздеваться самостоятельно и в

определенной последовательности (очерёдность одевания детей – рейтузы (теплые штаны, обувь, платок, шапку, пальто, шарф и варежки). При возвращении с прогулки раздеваются в обратном порядке.

Нужно приучать малышей к тому, чтобы они поблагодарили взрослых за оказанную помощь. Родители должны дома предоставлять детям больше самостоятельности, чтобы навыки по самообслуживанию (одевания и раздевания) сформировались быстрее.

Процесс одевания воспитатель и младший воспитатель осуществляют совместно с детьми, предоставляя детям возможность самим сделать то, что они могут и умеют.

III. УСЛОВИЯ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО ПРОВЕДЕНИЯ ПРОГУЛОК

Помимо установленного оборудования, на участок следует выносить дополнительный

материал, поддающийся санитарной обработке. Его распределяют по всему участку, периодически заменяя, чтобы постоянно поддерживать интерес детей.

На участке в определенном месте, следует организовать наблюдения с детьми или беседу. Можно включать для привлечения внимания сюрпризные моменты.

Песочница располагается под тентом и представляет собой большой, низкий ящик с бортиками, обязательно с крышкой. Песок периодически очищают, пополняют, перемешивают и увлажняют.

Участок должен быть ярко украшенным в зависимости от сезона (гирлянды, флажки, шары, цветы, осенние листья, снежинки, цветные льдинки и т. д.). Украшение может служить игровым материалом.

Достаточное количество игрового материала делают прогулку достаточно насыщенной и интересной. На прогулке должны быть игрушки разного характера: к сюжетным играм, сказочные персонажи, игрушки-забавы, спортивное оборудование.

Содержание прогулки с детьми зависит от времени года, погоды, предшествующих занятий, интересов, возрастных и индивидуальных особенностей.

Воспитатель заранее планирует и продумывает содержание прогулки, вызывает у малышей интерес к ней с помощью игрушек или рассказа о том, чем они будут заниматься. Если прогулки содержательны и интересны, дети, как правило, идут гулять с большой охотой.

Правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей.

IV. СТРУКТУРА ПРОГУЛКИ

В неё входит 5 компонентов:

1. Наблюдение.

2. Подвижные игры: игра большой подвижности, игра малой и средней подвижности, игры на выбор детей, дидактические игры.

3. Индивидуальная работа с детьми по развитию движений, физических качеств.

4. Труд детей на участке.

5. Самостоятельная игровая деятельность.

Главное – сделать так, чтобы на прогулке детям было чем заниматься.

Последовательность структурных компонентов прогулки может быть варьироваться в

зависимости от вида предыдущего занятия. Если дети находились на занятии, требующем повышенной познавательной активности и умственного напряжения, то в начале прогулки целесообразно провести подвижные игры, пробежки, затем – наблюдения. Если до прогулки было физкультурное или музыкальное занятие, прогулка начинается с наблюдения или спокойной игры. Каждый из обязательных компонентов прогулки длится от 7 до 15 минут и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности.

1. Наблюдение.

Большое место на прогулках отводится наблюдениям (заранее планируемым) за природными явлениями и общественной жизнью. Наблюдения можно проводить с целой группой, с подгруппами, а также с отдельными малышами.

В младшем возрасте наблюдения должны занимать не более 7-10 минут и быть яркими, интересными. Проводить их надо ежедневно, но каждый раз детям должны предлагаться разные объекты для рассмотрения.

Объектами наблюдений могут быть:

Живая природа: растения и животные;

Неживая природа: сезонные изменения и различные явления природы (дождь, снег, ветер, солнце и т. п.);

• Труд взрослых (наблюдения за трудом взрослых – дворника, шофера, строителя и т. д.).

Виды наблюдения:

• Кратковременные наблюдения организуются для формирования о свойствах и качествах предмета или явления.

• Длительные наблюдения организуются для накопления знаний. Дети при этом сравнивают наблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше.

2. Подвижные игры.

Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным. В них

развиваются основные движения, повышается двигательная активность, снимается умственное напряжение от знаний, воспитываются моральные и волевые качества.

Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Веселые и увлекательные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду. В сырую, дождливую погоду (особенно весной и осенью) следует организовать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства.

Игры с прыжками, бегом, метанием, упражнениями в равновесии следует проводить также в теплые дни и ранней осенью. Во время прогулок могут быть широко использованы бессюжетные народные игры с предметами или игры с текстом (подражание действиям воспитателя, различного вида имитации). Время проведения подвижных игр и физических упражнений на утренней прогулке от 6 до 10 минут. Каждый месяц разучивание 2-3 подвижных игры. Помимо подвижных игр на прогулке организуются и спортивные развлечения (упражнения).

Рекомендации при проведении игр:

Заканчиваются подвижные игры ходьбой или игрой малой подвижности, постепенно снижающей физическую нагрузку.

Не допускается длительное нахождение детей на прогулке без движений. Особого внимания требуют дети со сниженной подвижностью, малоинициативные, которых следует активнее вовлекать в подвижные игры.

3. Индивидуальная работа с детьми.

Во время прогулок воспитатель организует индивидуальную работу с детьми

(по физо на развитие движений).

Игры с высоким уровнем интенсивности движений не следует проводить в конце утренней прогулки перед уходом с участка, так как дети в этом случае становятся перевозбужденными, что отрицательно сказывается на характере дневного сна, увеличивает длительность засыпания, может быть причиной снижения аппетита.

Примерно за пол часа до окончания прогулки воспитатель организует спокойные игры. Затем дети собирают игрушки, оборудование. Перед входом в помещение они вытирают ноги. Раздеваются дети тихо, без шума, аккуратно складывают и убирают вещи в шкафчики. Переобуваются, приводят костюм и прическу в порядок и идут в группу.

4. Трудовая деятельность детей на участке.

Большое воспитательное значение имеет трудовая деятельность на прогулке. Важно,

чтобы для каждого ребенка задания были посильными, интересными и разнообразными, а по длительности – не превышали 5-19 минут.

Формами организации труда детей являются:

Индивидуальные трудовые поручения. Дети получают простые индивидуальные поручения, состоящие из одной-двух трудовых операций. Воспитатель поочерёдно привлекает детей. Работу организует как «труд рядом», при этом следит, чтобы дети не испытывали никакой зависимости друг от друга.

5. Самостоятельная игровая деятельность детей.

Самостоятельная деятельность детей – одна из основных моделей организации

образовательного процесса детей:

• свободная деятельность детей в условиях созданной воспитателями, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющий ему действовать индивидуально;

• организованная воспитателем деятельность детей направленная на решение задач, связанных с интересами других людей.

Среда, созданная на участке, должна предоставлять детям возможность действовать

индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности.

Особое место в прогулках занимает самостоятельная игровая деятельность детей, в которой закрепляются знания, полученные на занятии и происходит развитие взаимоотношений между детьми. Она осуществляется под контролем и руководством воспитателя. На прогулке воспитатель может видеть и учитывать индивидуальные особенности детей. Прогулка способствует более легкому установлению доброжелательного общения ребенка со взрослым, укреплению его доверия к воспитателю.

Личностно ориентированный подход воспитателя способствует развитию доброжелательных отношений и формированию положительного эмоционального настроя детей.

Дети сами выбирают, чем им заняться, воспитатель при этом играет роль направляющего детской деятельностью. В младшем возрасте ребенок ещё не может занимать себя долго, поэтому самостоятельная деятельность в этом возрасте носит непродолжительный, периодичный характер и нуждается в постоянном направлении воспитателя.

Воспитатель должен руководить самостоятельной игровой деятельности детей:

обеспечивать им полную безопасность;

научить использовать пособия в соответствии с их предназначениями;

осуществлять постоянный контроль деятельности на протяжении всей прогулки;

следить за тем, чтобы все дети были заняты.

Запрещается:

оставлять детей одних, без присмотра.

Использовать в детских играх острые, колющие, режущие предметы, сломанные игрушки.

О каждом несчастном случае с ребенком немедленно информировать руководителя, родителей, при необходимости привлечь медицинский персонал для оказания первой медицинской помощи. При необходимости организовать доставку ребенка в отделение скорой помощи.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Формирование навыков общения у детей раннего возраста» «Общение детей раннего возраста в игре» Слайд 1 Жизнь каждого нормального человека буквально пронизана контактами с другими людьми. Потребность.

Консультация для педагогов и родителей «Адаптация к ДОО детей раннего возраста» Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОО (консультация для воспитателей и родителей) Ранний возраст – период наиболее бурного и.

Консультация для педагогов «Инновационные формы и технологии музыкально-оздоравительной работы с детьми в ДОУ» Воспитание здорового подрастающего поколения граждан России – главная задача педагога, от решения которой зависит будущее страны. Здоровье.

Консультация для педагогов «Психоэмоциональное напряжение у детей раннего возраста» В дошкольном детстве соблюдение права ребёнка на охрану здоровья имеет особое значение. По мнению учёных, дошкольный возраст относится к.

Консультация для педагогов «Социализация и адаптация детей раннего возраста» В современной педагогической литературе представлено три точки зрения на социализацию: - процесс адаптации к окружающему миру (приспособление.

Консультация по адаптации вновь прибывших детей в группах раннего возраста для педагогов и родителей Адаптация ребенка к детскому саду. (Выступление на собраниии педагога-психолога) Про адаптацию знают все. Но не Все понимают, что это такое.

Мастер-класс для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ в работе с детьми дошкольного возраста»Мастер-класс для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ в работе с детьми дошкольного возраста» Мастер-класс для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Цель: Распространение педагогического опыта по применению здоровьесберегающих.

Презентация для педагогов «Роль малых фольклорных форм в работе с детьми раннего возраста» Понятие "фольклор" в переводе с английского языка означает - народная мудрость. Фольклор представляет собой словесное, устное художественное.

Семинар для педагогов ДОУ  «Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста» Использование технологии «Мнемотехника» в работе с детьми дошкольного возраста 1)Теоретическая часть: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным.

Занятие-тренинг для педагогов ДОУ «Построение педагогического общения с детьми дошкольного возраста» Цель: конкретизировать правила взаимодействия с детьми для достижения личностно-ориентированной модели общения, осознание собственных стратегий.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Прогулка с детьми раннего возраста в ДОУ»
Опубликовано: 7 августа 2018 в 13:14
+31Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Прогулка с детьми раннего возраста в ДОУ»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Попова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД