олеся степнова
Консультация для педагогов на тему «Командообразование как перспектива социализации дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Командообразование как перспектива социализации
дошкольников»
Подготовила воспитатель: Степнова О. П.
Актуальной темой на данный момент является в соответствии со ФГОС ДО в образовательные программы детских садов «Как научить детей сотрудничать?»
Публикация «Консультация для педагогов на тему „Командообразование как перспектива социализации дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2020
Умение работать в команде – один из важнейших навыков, важных для человека в современном мире. Чтобы уважительное и конструктивное общение стало привычкой, ему нужно учиться с дошкольного возраста.
Важнейшая задача педагога — укрепить веру детей в то, что они сами могут управлять своей жизнью. Очень важно научить детей гордиться своей собственной историей и с надеждой смотреть в будущее. Когда все в порядке, надежда не нужна. Надежда дает человеку способность наслаждаться жизнью со всеми ее трудностями и поражениями, она дает детям и взрослым внутреннюю силу и целеустремленность. Именно в младшем дошкольном возрасте детям важно научиться различать мышление и эмоции, истину и фантазию. Мы должны помочь им жить в мире реальности.
Изменения в современном мире стремительны. Педагоги и родители уже не сомневаются, что дети с юных лет должны владеть информационными технологиями. Техническая грамотность ребенка становится поводом для гордости взрослых. Но достаточно ли всего этого для того, чтобы дети смогли вырасти успешными и счастливыми людьми? До тех пор, пока человека будут окружать люди, а не машины, именно общение будет определять, как в конечном итоге сложится судьба каждого человека. И если освоить новый гаджет или компьютерное приложение можно за час, то учиться искусству коммуникации можно всю жизнь. И еще сложнее – научиться сотрудничать, объединять свои силы для достижения особенного результата. Хорошей средой для развития таких навыков является команда. Команда – это группа людей, которые сотрудничают друг с другом, объединяя свои способности и умения для решения какой-либо задачи. В этом смысле команда всегда связана с деятельностью, с эффективностью. Именно по этой причине они и оказываются востребованы уже во взрослом мире.
Можно помочь детям научиться принимать решения — самостоятельно и в группе
Дети, так же, как и взрослые, стараются поступать правильно, но иногда они торопятся, не знают, что правильно, а что нет, и не всегда замечают все имеющиеся у них возможности. Мы можем выработать у них навык обсуждения и анализа различных вариантов решения. Мы можем упражняться с ними в принятии справедливого группового решения. Также мы можем помогать детям видеть и понимать те возможности, которые в нашей культуре подавляются или искажаются. Например, можно обратить их внимание на то, что самый лучший подарок — это наше время и внимание, а не какая-либо очень дорогая вещь.
• Мы можем учить детей сочувствию.
• Развивать в детях открытость и мужество выражать свое отношение к другим.
• Формировать умение детей сотрудничать в команде.
• Развитие монологической и диалогической речи.
• Накопление опыта деятельности в разных межличностных ролях.
• Развитие эмоционально-волевой и познавательной сферы.
Дети подготовительных групп наиболее чувствительны к возможностям в сфере общения их желания начинают соответствовать их возможностям. В этом случае целесообразно организовать совместно-индивидуальную деятельность детей, например, предложить им, сидя за общим столом, разбирать карточки лото, заполняя собственные коврики.
1. «Волшебная страна»
Цель игры: Формирование опыта участия в совместной деятельности. На этом этапе игры корректируются базовые коммуникативные нарушения: избыточный эгоизм или эгоцентризм, застенчивость, социальная ленность, раздражительность, вызванная необходимостью находиться в группе. Игровой материал. Используется серия последовательных картинок. Конец одной по смыслу связан с началом другой. При соединении картинок образуется длинное полотно. В нашей практике мы использовали игру «Короткие истории» (изд-во «Радуга»)
2. «Стоп, ребята»
Цель игры: Развитие помогающего отношения к сверстнику. Используется игра «Аскорбинка и ее друзья» (изд-во «Радуга»). Материал – пазл с центром в Витаминке и четырьмя соответствующими продуктами по краям. При этом для одного продукта в игре имеется несколько карточек с разными выемками. Возможно использование аналогов.
Содержание игры: Дети придумывают название своего ресторана и угощают посетителей (по подсказкам на центральном пазле). Посетители «капризничают» и едят только заказанные ими продукты (детали конкретного пазла). Каждый ребенок кормит своего клиента. Если ребенок по ошибке берет иной фрагмент, то он должен сказать: «Стоп, ребята!». В этот момент вся команда останавливается и узнает, почему капризничает посетитель и что ему приготовить. Затем все ребята помогают сверстнику найти нужную деталь. Заниматься своим пазлом детям в этом момент строго запрещается. Однако практика показывает, что именно эта ориентация на свои интересы оказывается у многих ребят очень стойкой и нуждается в корректировке.
3. «Услышь меня»
Цель игры: Развитие умения слушать друг друга и доносить свои мысли как основы совместной деятельности
Игровой материал. Любое лото с простыми картинками, при условии, что каждая картинка представлена в двух экземплярах. Символические фишки-подарки (например, карточки домино) по две на человека.
Содержание игры: Педагог до начала занятия предупреждает детей, что эта игра покажет, хорошо ли они умеют слушать друг друга. На первом этапе игроки по кругу берут одну картинку и озвучивают простую мысль про изображенный на ней предмет. Проводится два круга. На втором этапе игры педагог по кругу опрашивает детей: берет любую карточку и предлагает вспомнить, кто был автором описания, составленного по этой картинке, и что именно говорилось. Если ребенок все верно вспомнил, хозяин картинки дарит ему фишку-подарок. Анализ выигранных и нерозданных фишек наглядно показывает детям, насколько хорошо они умеют слушать и насколько убедительны для других. Помимо этого, педагог может выявить детей наиболее популярных детей и тех ребят, которых сверстники неосознанно игнорируют.
4. Картина-мозаика
Цель игры: Комплексное развитие навыков взаимодействия в команде, в т. ч. знакомство с основными командными ролями. Среди них можно выделить роли исполнителя, генератора идей, контролера, и некоторые другие. Игра способствует яркому проявлению лидерских качеств.
Игровой материал. Мозаика большого размера. Этот вариант базово предназначен для детей более раннего возраста из-за увеличенного размера деталей. В нашем случае эта особенность используется как способ расширения игрового пространства.
Содержание игры: Дети делятся на две подгруппы: малую (2-3 человека) и большую (ее численность минимум в два раза больше, чем численность малой подгруппы). Дети из малой подгруппы – объясняющие. Они получают картинку-образец, на которой нарисовано изображение, которое необходимо выложить из мозаики. Задача объясняющих при помощи слов и проверок помочь другим детям – исполняющим – выложить эту картину. При этом происходит разделение возможностей и обязанностей: объясняющие видят картинку, но им не разрешается касаться фишек и жестами указывать на то место, куда их следует класть. Исполняющие, наоборот, собирают мозаику, но не могут видеть образец. В ходе игры поощряется развитие диалога. Занятие делится на раунды так, чтобы все дети могли побывать и в роли объясняющих, и в роли исполняющих. Помимо этого, педагог старается показать каждому ребенку его силу в наиболее свойственной ему роли, а также донести до команды мыль о важности для команды всех ролей, если они исполнены добросовестно.
5. Картина-загадка
Цель игры: Комплексное развитие навыков взаимодействия в команде, в том числе навыка групповой дискуссии. Игровой материал: два листа бумаги (черновик и беловик, простой карандаш, цветной карандаш, ластик.
Содержание игры: Педагог загадывает схематичное изображение некоторого объекта, например, лица, и мысленно разделяет его на составные детали в виде геометрических фигур. Об этом говорится детям, но сам объект не называется. Далее каждому ребенку индивидуально сообщается про 1-2 фигуры, имеющихся в этом изображении. Таким образом, весь рисунок распределяется между детьми на составные части. Например, в случае с лицом можно описать объект так: один большой круг, два маленьких круга, две точки, дуга с концами вверх и т. д. После этого все ребята встречаются за столом и начинают делиться своими знаниями о том, какие детали есть в этом изображении. На этом этапе у детей важно развивать ответственность: если кто-то забудет хотя бы один фрагмент, рисунок будет невозможно воссоздать. Детям предлагается зафиксировать детали на черновике. Там же они пробуют изображать версии, которые возникают в ходе обсуждения того, что может быть составлено из всех деталей. Цветным карандашом можно в процессе вычеркивать фрагменты, уже включенные в главный рисунок на беловике. Отметим, что на команду целенаправленно выделяется по одному карандашу и ластику, чтобы дети могли объективно оценить, кто из них лучше всего может справиться с каждым этапом работы. В этом задание главная задача педагога сводится к контролю и направлению корректного хода групповой дискуссии. Дети не столько должны сами догадаться об ответе, сколько получить хорошую практику в коммуникации. Отмечается важность смелого генерирования идей, умения порождать встречные идеи на озвученное кем-то другим предложение, стремления поддержать и развивать идеи сверстников, важность способности к уместной критике, ответственности и умения проверять действия других, способности позитивно управлять атмосферой в команде и т. д.
От выбранного количества часов зависит частота посещения детьми игровых сеансов и степень разнообразия занятий. Надеемся, что практика коллективной детской деятельности вновь станет интересна и получит свое современное воплощение в дошкольных учреждениях