Получи документы

Консультация для педагогов Тема: «Изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта воспитателя»

Лилия Васильевна Доронина
Консультация для педагогов Тема: «Изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта воспитателя»
▼ Скачать + Заказать документы

[b]Изучение, обобщение, распространение передового педагогического опыта [/b]является неотъемлемой частью методической работы в детском саду. Оно предполагает описание педагогом содержания работы по проблеме, показ наиболее устойчивых, характерных, повторяющихся приёмов, подходов, форм организации работы, убедительно свидетельствующих о том, почему данные методы и приёмы являются оптимальными.

Как правило, в большинстве дошкольных учреждений это наиболее труднореализуемый раздел методической работы с кадрами.

Публикация «Консультация для педагогов Тема: „Изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта воспитателя“» размещена в разделах

Объективные предпосылки обобщения опыта:

• Работа над новой годовой задачей, новой проблемой, в результате которой необходимо заранее выявить, что положительного уже наработано в коллективе.

• В ходе оперативного контроля или тематических, фронтальных проверок были отмечены высокие результаты в реализации Программы по какому-то разделу, значительные достижения в воспитании и обучении дошкольников.

• В своей диагностической анкете педагог указал, что может поделиться опытом по какой-либо проблеме и методист, наметив график посещений для изучения опыта работы данного педагога, убеждается, что эти успехи являются результатом определённой системы использования интересных, эффективных приёмов, то есть эти положительные результаты не случайны и стабильны.

Цель: систематизировать работу по выявлению, изучению, обобщению и распространению педагогического опыта в МДОУ на основе его научного осмысления и анализа.

Задачи:

1. Создать в МДОУ оптимальные условия, необходимые для выявления, изучения, обобщения и распространения педагогического опыта.

2. Помочь педагогу определить целесообразность, целостность, конкретность и научность представленного опыта.

3. Исключить возможные ошибки, возникающие у педагогов в процессе работы над обобщением опыта.

4. Классифицировать эффективные подходы к организации работы по выявлению, изучению, обобщению и распространению педагогического опыта.

5. Способствовать организации исследовательской деятельности, направленной на осмысление изучаемого опыта, анализ и сравнение его результатов, ознакомление с передовым опытом широкой общественности.

Структура

Обобщение опыта состоит из следующих разделов:

1. Выявление педагогического опыта.

Для выявления степени эффективности педагогического опыта и его оценки необходимо иметь критерий, при котором определены: признаки объекта, мера для определения того, в какой степени выражен тот или другой признак у данного объекта, и точка отсчета (чтобы измерять что-то, необходимо иметь такую точку). Без этих компонентов нет надежного критерия и, значит, невозможна объективная оценка педагогического опыта.

По степени обобщенности можно выделить две группы критериев: первая группа — это те критерии, которые относятся к общепедагогическим критериям (например, критерии проблемного обучения, вторая — критерии, которые касаются передового опыта как частицы случая общепедагогических критериев (например, критерии проблемного обучения относительно разных видов деятельности).

Признаками передового педагогического опыта являются:

1. Высокие количественные и главным образом качественные показатели результатов учебно-воспитательного процесса по основным параметрам:

• социальная адаптивность дошкольников;

• образованность детей (полнота и прочность знаний, система знаний и мера их обобщенности, умение переносить знание в новую ситуацию, наличие соответствующих умений и навыков);

• познавательная активность, любознательность, стремление к самостоятельности в приобретении знаний;

• уровень воспитанности.

2. Оптимальность педагогического опыта (достижение наилучших результатов в учебно-воспитательной работе при наименьшей экономной затрате сил и времени педагогов и детей и притом так, чтобы данный опыт не стал препятствием для решения других, не менее важных образовательных и воспитательных задач).

3. Стойкость, стабильность опыта, его продолжительное функционирование. Даже значительные успехи педагога в учебно-воспитательной работе, которые существовали на протяжении короткого срока и во времени не повторялись, тяжело отнести к передовому опыту.

4. Возможность повторения и творческого использования опыта одного педагога другими, расширение этого опыта до массового опыта.

5. Перспективность опыта. Передовой опыт всегда имеет будущее, перспектива его развития очевидна.

6. Научная обоснованность опыта. Передовой опыт может быть или результатом творческих теоретических поисков педагога, или его находкой в процессе попыток и ошибок. Но в любом случае такой опыт всегда будет иметь научную основу. Одна из задач обобщения передового педагогического опыта и заключается в том, чтобы дать ему научное толкование.

При наличии этих признаков данный опыт следует причислить к передовому опыту, но потом нужно еще измерить, в которой степени каждый признак оказывается.

Типичные ошибки этого этапа:

1. Некоторые воспитатели не отличают педагогическую проблему от педагогической задачи. Так, педагог, желая добиться высоких результатов в своей работе, проводит дополнительные занятия, увеличивает их длительность. Эта работа может принести мгновенный хороший результат (т. е. будет решена текущая педагогическая задача, но при этом упускается более важная педагогическая проблема: психологическое здоровье детей.

2. Непонимание воспитателей, что новое — это не гарантия передового опыта. Массовое применение каких-то форм, методов и приемов — также ненадежный показатель передового опыта. Иногда за передовой опыт выдается псевдоноваторские и псевдо-педагогические приемы. Например, попытка замены педагога техническими средствами там, где такая замена не оправдана; стремление любой ценой добиться хороших результатов в учебно-воспитательной работе; диктаторские приемы влияния на детей; завышение реальных показателей успешности и т. п. Другие воспитатели добиваются высокого уровня знаний за счет дополнительных занятий. Отмечая добросовестность такого педагога как его достоинство, в то же время нельзя не видеть, что это не единый и не главный признак мастерства и тем более не передовой опыт.

2. Изучение педагогического опыта.

Приступив к изучению передового педагогического опыта руководителю необходимо в первую очередь выявить компоненты, подлежащие обобщению. Это может быть:

целостная система педагогической деятельности (требует наиболее длительного периода времени, возможно, не одного года);

система работы педагога по какой-либо одной проблеме (может быть изучена в течение года);

использование одного эффективного приема (время изучения определит сам педагог);

опыт освоения новых или взятых из прошлого, но адаптированных к современным условиям технологий (например, проектный метод).

Таким образом, изучению могут подлежать любые компоненты, используемые педагогом в определенной системе, приносящие положительный результат и отвечающие требованию «Не навреди»: метод, технология, отдельный прием, способ, средство и др.

Основанием для внесения в план изучения того или иного объекта является востребованность передового опыта.

Затем планируется работа по обобщению опыта с использованием следующей формулы:

1. Постановка цели (для чего).

2. Определение содержания (что).

3. Выявление методов, средств (как)

4. Диагностирование результатов (какой).

Длительность изучения опыта находится в прямой зависимости от объема изучаемого объекта. Работа может быть завершена описанием в течение квартала, а может планироваться на год или более.

3. Обобщение педагогического опыта. Его описание, уровни (практический, научный, методический)

Описание – это один из самых сложных и трудоемких этапов в обобщении опыта, в котором наиболее часто встречающимися ошибками являются:

• Описание достаточно известного опыта, широко представленного в методической литературе, поэтому описание педагога не несёт новизны. Такой опыт является передовым для данного коллектива, но обобщать его целесообразнее в других формах.

• Изложение мыслей и выводов общего характера, использование теоретических выкладок из литературы. Такой материал может быть назван сообщением, аннотацией методической литературы и использован для расширения педагогического кругозора воспитателей.

• Не всегда раскрывается система ведущих идей, слабо выделены, наиболее значимые компоненты методики, раскрывающие логику опыта, последовательность действий в нём воспитателя.

• Поверхностность в описании, подмена анализа работы отдельными примерами и картинками.

Приступая к описанию педагогического опыта следует придерживаться следующих требований:

1. Целесообразность: возможность для воспроизведения данного опыта другими воспитателями.

2. Конкретность: краткое и вместе с тем краткое раскрытие компонентов опыта (метода, приема, способа и др.) на основе примеров педагогической деятельности автора опыта.

3. Научность: соответствие описываемых компонентов их определением в теории педагогики.

4. Целостность, логичность: описание компонентов последовательно, в четкой взаимосвязи их значимости для конкретного передового опыта.

Жанр документа по обобщению опыта и форма распространения опыта зависят от уровня обобщения, который бывает практическим, методическим и научным.

Практический - (наиболее часто применяемый) уровень обобщения включает в себя описание и (или) показ приемов и методов работы или отдельных приемов и методов работы, показ результативности работы, показ системы работы.

Методический - (наиболее продуктивный) уровень обобщения состоит из научно-теоретического обоснования, выделения ведущей педагогической идеи опыта, характеристики условий развития опыта, анализа результативности работы, подготовки методических разработок и рекомендаций.

Научный - способствующий мотивации самоактуализации обобщения включает разделы: научно-теоретическое обоснование опыта работы; практическая новизна опыта; комплексность опыта; значение опыта для развития теории и практики.

Описание педагогического опыта но представлять описание опыта в форме модулей.

5. Распространение педагогического опыта осуществляется на различных уровнях: внутри МБДОУ, муниципальный, областной, всероссийский и т. д

Литература

1. Сиденко А. «Как стать автором педагогической разработки программы, доклада на педсовете». Сельская школа, 2005 г.

2. Мкртчан М. А. и др. «Теория и технология коллективных учебных занятий». Начальный курс: дистанционное учебное пособие. Под редакцией В. Б. Лебединцевой. Красноярск, 2005 г

3. Запятая О. В. «Коммуникативные умения как компонент содержания образования". Сельская школа, 2006 г., № 6

4. Сайт «Коллективный способ обучения» WWW.kco-kras.com

5. Тимошенко М. Т. «Образование учителей в аспектах формирования общих умений и универсальных способов мыследеятельности». Коллективный способ обучения, 2005 г.

6. Т. И. Шамова «Исследовательский подход в управлении школой», Москва, 1992 г.

7. Справочник администрации школы по организации учебного процесса (часть III, Москва. «Педагогический поиск», 2001г.

8. Н. Зубов «Как руководить педагогами. Пособие для руководителей образовательных учреждений», Москва, 2003 г.

9. В. М. Лизинский "О методической работе в школе», Москва, Педагогический поиск, 2001 г.

10. О. В. Запятая. «Технология описания педагогического опыта",

Методист, №7 2007 г.

Публикации по теме:

«Православные праздники». Обобщение опыта работы педагогов«Православные праздники». Обобщение опыта работы педагогов Уважаемые коллеги, спешу поделиться с вами очень важным событием. Я держу в руках сборник сценариев "Духовно нравственное воспитание дошкольников.

Групповая консультация педагогов по профилактике профессионального выгорания (в рамках педагогического совета)Групповая консультация педагогов по профилактике профессионального выгорания (в рамках педагогического совета) Групповая консультация педагогов по профилактике профессионального выгорания (в рамках педагогического совета) Добрый день, уважаемые коллеги.

Консультация и видео «Обобщение опыта работы по реализации муниципального сетевого проекта «Читаем вместе»Консультация и видео «Обобщение опыта работы по реализации муниципального сетевого проекта «Читаем вместе» Добрый день, уважаемые коллеги. Хочу вам представить свой опыт работы в ходе реализации муниципального проекта «Читаем вместе» во 2 младшей.

Обобщение педагогического опыта «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников". В своей работе использую примерную основную общеобразовательную программу дошкольного.

Обобщение педагогического опыта по созданию коллекции часов в группеОбобщение педагогического опыта по созданию коллекции часов в группе Актуальность педагогического опыта: Работая в саду с детьми своей группы, я стараюсь создать условия для полноценного и своевременного.

Обобщение педагогического опыта «Взаимодействие ДОУ с семьей по воспитанию дошкольника как читателя» Обобщение педагогического опыта по теме: «Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей по воспитанию дошкольника как.

Обобщение педагогического опыта «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования» В одном мгновенье видеть вечность, Огромный мир - в зерне песка В единой горсти - бесконечность И небо – в чашечке цветка. Уильям Блейк.

Обобщение педагогического опыта в рамках проекта «Технологии формирования фонематических процессов у дошкольников с ОНР»Обобщение педагогического опыта в рамках проекта «Технологии формирования фонематических процессов у дошкольников с ОНР» 20 мая 2016 года на базе МБДОУ «Детский сад No38 «Золотой петушок» было проведено городское методическое объединение учителей-логопедов.

Распространение педагогического опыта. Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС Здоровье человека — актуальная тема для разговора на все времена. Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного.

Трансляция передового опыта педагогов и Устав учреждения Уважаемые МААМовцы, сегодня Вашему вниманию представляю материал по трансляции передового опыта педагогов и изучение Устава учреждения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов Тема: «Изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта воспитателя»
Опубликовано: 4 января 2020 в 15:13
+26Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов Тема: «Изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта воспитателя»» (включая файлы) размещена пользователем Лилия Васильевна Доронина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД