Анна Саватеева
Консультация для педагогов «Становление методики экологического образования детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Становление методики экологического образования детей дошкольного возраста.
Известно, что люди, жившие в различные исторические эпохи, всегда
считали себя частью природы, одушевляли ее. Воздействие человека на природу осуществлялось в форме присвоения готовых продуктов природы (рыболовства, охоты, собирательства, а отношение к ней носило приспособительный характер.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Природа, планета Земля, экология
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, природа. Консультации для педагогов
- Темочки
Вера человека в сверх природную силу природы, способствовала его отчуждение от природы. Не понимая закономерностей и сути природных явлений, человек стал ей противостоять, желая подчинить, покорить е, и вместе с
тем преклоняясь и боготворя ее, и борясь с суеверным страхом, и формировал
свой духовный мир через познание и наблюдение мира природы, растений,
животных, от которых он не отделял себя.
Постепенно, покоряя природу, человек вступил в противоречие с природой. Постепенно человек научился пользоваться орудиями труда, и пока орудия труда были примитивными. Развитие земледелия, рем сел, товарооборота, усовершенствование орудий труда постепенно дало человеку власть над
природой. Человек стал стараться ее покорить, подчинить, установления над
ней господство. Со временем человек перестал контролировать сохранность
недр, растительного мира, пресной воды и др.
Сегодня настало время поменять потребительское отношение человека
к природе, сохранять ее, защищать и сохранять. Природа рассматривается как условие жизнедеятельности человека и гармоничного развития общества, источник материальной и духовной жизни, уникальное вместилище всей человеческой культуры. Такая оценка предполагает ответственное отношение кприроде, постоянное соизмерение потребностей общества и возможностей
природы, учет того, что сам человек и человечество есть часть природ.
Таким образом, на разных исторических этапах человек по-разному относился к природе, он прошел долгий путь в понимания природы и осознавая
ее ценности, выстраивая отношения между человеком и природой. Международные, Российские нормативно-правовые и законодательные акты регулируют отношение современного общества к природе, законы способствуют е
охране.
Н. А. Бердяев, B.C. Соловьев, П. А. Флоренский, К. Э. Циолковский и
другие уч ные указывают на необходимость активного поиска самых различных стратегии выживания в условиях сложившегося экологического мирового кризиса. В работах В. И. Вернадского основным тезисом является естественный
переход биосферы в ноосферу, вследствие которого произойдет великое объединение природы и человека. Продолжателями данного тезиса стали современные учены-экологи Н. Н. Моисеева, А. В. Яблокова и др. [3, 5, 8].
Сегодня происходит переосмысление подходов к природе, возникло новое понимание экологической культуры, человек учитывает имеющийся
опыт взаимодействия человека и природы. Сложилась экологическая ситуация, когда человек начинает актуализировать экологические вопросы в воспитании детей, обосновывая их в научных исследованиях, учитывая в производственной сфере, обозначая в искусстве, вследствие чего появились новые моральные и правовые отношения общества и человека, в частности, к природе, бережного к ней отношения и т. д.
В связи с обозначенными проблемами и отношением в природе, к экологическому образованию, возникает необходимость экологического образования подрастающего поколения, начиная с самого раннего детства.
Решение современных проблем взаимоотношения человека и природы,
человека с окружающей природной возможно лишь в системе образования,
при условии воспитания у молодого поколения уважения, ценностного отношения к ней, и конечно, воспитания экологической культуры, начиная с дошкольного возраста
Вопросы гармоничное развитие ребенка через обретение целостной картины мира, гармонию человека и природы, понимание им природы и человека
как величайших ценностей, желание жить в гармонии с окружающим миром и
др. нашли отражение в Концепции экологического образования.
Таким образом, экологическое образование детей дошкольного возраста направлено на освоение имеющегося экологического опыта, знаний о
природе, взаимодействия, гармонии с ней, мире и др.