Елена Тюкова
Консультация для педагогов «Создание здоровьесберегающей среды в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственные качества, вырабатываются черты характера. Именно в данном возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия ребенка в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для активного и направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей дошкольника.
Публикация «Консультация для педагогов „Создание здоровьесберегающей среды в детском саду“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Оформление детских садов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2022
Что же такое здоровье? В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова дается следующее определение понятия: «Правильная, нормальная деятельность организма». В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Именно поэтому проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте.
Современная статистика свидетельствует: здоровье детей от рождения к моменту поступления в школу не улучшается, а ухудшается, что отрицательно влияет на процесс усвоения школьной программы. Анализ состояния здоровья детей дошкольного возраста показывает, что за последнее десятилетие количество абсолютно здоровых детей существенно снизилось и увеличилось количество детей, имеющих хронические заболевания, отклонения в строении опорно-двигательного аппарата и т. д.
Приведенные результаты наглядно указывают на социально-педагогический уровень проблем, которые возникают перед работниками дошкольных учреждений.
Т. о., наметившаяся в последние годы устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличение количества детей с нарушениями психического и речевого развития, диктует необходимость поиска механизмов, приемов, методов и форм работы, позволяющих повлиять на эту ситуацию.
Одним из средств решения обозначенных задач становятся использование в работе ДОУ всевозможных здоровьесберегающих технологий, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.
Цель здоровьесберегающей технологии — обеспечить дошкольнику высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья.
Технологии бывают:
1. Здоровьесберегающие — это обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания.
2. Оздоровительные — физическая подготовка, закаливание, гимнастика, массаж.
3. Технологии обучения здоровью — это включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла.
4. Воспитание культуры здоровья — занятия по развитию личности воспитанников, мероприятия вне занятий, фестивали, конкурсы и т. д.
В дошкольном учреждении формирование здорового образа жизни – это целая система работы с детьми, предполагающая различные методы, формы и средства. Формирование основ культуры здорового образа жизни проходит на протяжении всего времени пребывания ребёнка в ДОУ. Режимные моменты, НОД, спортивные соревнования, праздники, досуги, проекты, акции и т. д. - являются теми формами работы, которые укрепляют здоровье, совершенствуют физические качества, формируют двигательные умения и навыки детей, позволяющие в полной мере сформировать ценностное отношение к здоровому образу жизни.
Являясь участниками этого общего процесса, педагоги должны уделять особое внимание обучению дошкольников основным движениям и навыкам здорового образа жизни, применяя на практике внедрение различных методов и приемов для создания среды здоровьесберегающего процесса.
Это динамические паузы, проблемно-игровые ситуации, пальчиковая гимнастика, бодрящая гимнастика, гимнастика для глаз, гимнастика корригирующая и ортопедическая, а также подвижные и спортивные игры, релаксация под спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов, звуки природы, дыхательная гимнастика.
Физкультурная образовательная деятельность должна проводится в хорошо проветренном помещение 2 раза в неделю в спортивном зале и 1 раз на воздухе.
Технологии музыкального воздействия применяются в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Они используются для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.
Рекомендуется дополнительно использовать всевозможные методы закаливания: ·умывание холодной водой, босохождение после дневного сна.
·В работе с родителями уделять внимание консультациям и беседам по поводу профилактики болезней, соблюдением личной гигиены, пользе дополнительных прогулок и занятий в различных спортивных секциях.
Таким образом, система физкультурно-оздоровительной работы, осуществляемой педагогами ДОУ, позволяет эффективно решать вопросы полноценного физического развития дошкольников, сохранения и укрепления их здоровья, воспитывает у детей потребность в движении и положительное эмоциональное восприятие жизни.
Используемая литература.
1. Волошина Л. Организация здоровьесберегающего пространства // Дошкольное воспитание. 2004. № 1.
2. Гогунская В. А. Использование здоровьесберегающих технологий в физическом развитии дошкольников// Инструктор по физической культуре. – 2015. - №4
3. Митина Е. П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра // Начальная школа. 2006. № 6. С. 56.
4. Терновская С. А. Теплякова, Л. А. Создание здоровьесберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении // Методист. - 2005. - №4.
5. Тимошкина О. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ// Инструктор по физической культуре. – 2013. - №2
6. Щетинин М. Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей. М., 2007.