Ольга Дмитриева
Консультация для педагогов «Сказкотерапия как инновационный метод работы с детьми дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов
«Сказкотерапия как инновационный метод работы с детьми дошкольного возраста»
Каждый человек с рождения и до самой старости окружён сказками, былинами, мифами, баснями, притчами. Порой мы сами не замечаем, как глубоко сказка проникает в нашу повседневную жизнь, и какое влияние оказывает на неё. В дошкольном возрасте сказка для ребенка не просто фантазия, но и особая реальность. Язык сказки, погруженный в мир фантазии и волшебства – это один из способов, который поможет наладить контакт и взаимопонимания взрослым и ребенком.
Сказкотерапия – это психологическое направление, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет улучшить взаимодействие с окружающим миром, построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими, проработать и избавиться от многих страхов и комплексов. Именно поэтому мы называем
сказкотерапию воспитательной системой, сообразной духовной природе человека.
В чем польза занятий сказкотерапией для дошкольников?
- помогает найти выход из проблемной ситуации (сложности во взаимоотношениях с родителями, сверстниками и т. д.);
- расширяет знания ребенка о нем самом и окружающем мире;
- обогащает внутренний мир ребенка духовно-нравственными ценностями;
- корректирует поведение и развитие речи.
Сказкотерапия необходима, если у ребенка наблюдаются поведенческие и эмоциональные проблемы: неуверенность в себе, капризность, тревожность, застенчивость, страх. Также этот метод может помочь детям с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата.
Сказкотерапия как психологический метод накладывает свои возрастные ограничения при работе с детьми : ребенок должен иметь четкое представление о том, что существует сказочная действительность, отличная от реально существующей. Обычно навык такого различения формируется у ребенка к 3,5-4 годам, хотя, безусловно, в каждом конкретном случае необходимо учитывать индивидуальные особенности развития ребенка. Современному ребенку мало просто прочитать сказку, раскрасить
изображения ее героев, поговорить о сюжете. С ребенком третьего
тысячелетия необходимо осмыслять сказки, вместе искать и находить
скрытые значения и жизненные уроки. И в этом случае сказки никогда не уведут ребенка от реальности. Наоборот, помогут ему стать в реальной жизни активным созидателем.
Выделяем пять видов сказок
К художественным сказкам мы относим сказки, созданные многовековой мудростью народа, и авторские истории. Это сказки, способствующие воспитанию нравственных и эстетических чувств: взаимопомощи, поддержки, сопереживания, сочувствия, долга, ответственности и др. Так в сказке «Репка» ярко отражается то, что помощь и поддержка других людей позволяет достигнуть цели, которая не по силам одному человеку.
Следующие 4 вида сказок являются продуктами нашего времени. Последовательно рассматривая их, будем помнить о том, что дидактический, психокоррекционный, психотерапевтический и
медитативный аспект присутствует и в каждой художественной сказке.
Психокоррекционные сказки — это сказки, сочиняемые психологами, психотерапевтами, психиатрами, педагогами и родителями. Эти сказки сочиняются и рассказываются с целью оказать мягкое влияние на поведение и установки ребенка. Сначала в такой психокоррекционной сказке демонстрируется неэффективный и непродуктивный стиль поведения, а потом предлагается альтернатива. В них отражаются проблемы ребенка: эмоциональные и поведенческие, тревоги, обиды, страхи и др. Вот, например, возьмём всем известную сказку про крошку Енота. Когда он скалился и кривлялся, смотря в ручей - ему казалось, что в ручье живёт чудище. Но как только он решил улыбнуться ручью, вместо чудища в ручье появился добрый и симпатичный друг. Здесь идёт речь о важности улыбки при встрече с миром - очень похоже на события обычной жизни.
Дидактические сказки создаются педагогами для «упаковки» учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки, арифметические действия и пр.) одушевляются, создается сказочный образ мира, в котором они живут. Дидактические сказки могут раскрывать смысл и важность определенных знаний. В форме дидактических сказок «подаются» учебные задания. Например: Сказка о геометрических фигурах на основе сказки про трех поросят. «Домик для Круга, Треугольника и Квадрата»
Психотерапевтические сказки. —это сказки, которые в полном смысле лечат душу. За образами этих сказок стоят глубинные механизмы бытия, рассуждения о философских понятиях «любовь», «добро», «гордыня». Темы, которые затрагиваются в психотерапевтических сказках - отношение ребенка к самому себе, к миру вообще и к другим людям. Цель психотерапевтические сказки - оказать своевременную поддержку, избавить от страданий, помочь в проблемной жизненной ситуации, вылечить психоэмоциональную травму. Например, сказки Татьяна Андреевна Шорыгина: Добрые сказки. Беседы с детьми о человеческом участии и добродетели
Отсутствие злых героев, конфликтных ситуаций, борьбы добра со злом позволяет еще одной группе сказок – медитативным сказкам, создать атмосферу позитива, спокойствия, комфорта, расслабления, снятия напряжения и возбуждения. Медитативные сказки рассказываются под специальную музыку, способствующему расслаблению. Примером таких сказок могут быть "Сказки звездной страны Зодиакалии» Зинкевич-Евстигнеева Татьяна Дмитриевна.
Приёмы работы со сказкой
(работа с педагогами)
Я предлагаю вам сейчас поработать над некоторыми приемами сказки.
1. Чтение сказки и её анализ
Цель — осознание, интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, за конструкцией сюжета, за поведением героев.
Сказка «Крокодильчик»
(сказки для детей, проявляющих словесную агрессию).
Педагогам читается сказка. после прочтения - совместное обсуждение и ответы на вопросы.
Может, в море, может, в речке, может, в озере лесном жил Крокодильчик.
Больше всего на свете он любил вкусно поесть. Мог и рыбку, мог и жабку, мог и птичку прожевать, потому что у Крокодильчика были крепкие, красивые и здоровые зубы.
Но была у Крокодильчика плохая привычка, он часто ругался, говорил много злых и нехороших слов. Однажды Крокодильчик обидел доброго волшебника. Волшебник его заколдовал, и теперь после каждого плохого слова у Крокодильчика выпадал один зуб. Скоро у него совсем не осталось зубов, и он уже не мог вкусно поесть. Грустно стало Крокодильчику. Начал он расспрашивать обитателей водоема, почему у него выпали все зубы. Мудрый Бегемот объяснил ему причину. Крокодильчик все понял, извинился перед волшебником, и у него начали расти новые зубы.
С того времени Крокодильчик бережет свои зубы. Он не только чистит их вовремя, но и, самое главное, не говорит плохих слов.
Вопросы.
- Какому виду сказок она относится?
- О чём сказка?
- Что случилось с персонажем?
- В какие моменты было радостно?
- В какие грустно?
- Было ли жалко кого-нибудь?
- Какие чувства, какое настроение после сказки?
- Случается ли такое в жизни, по-настоящему?
- Случались ли у тебя похожие ситуации?
- Чему мы можем научиться у этой сказки?
2. Рассказывание сказки.
Групповое придумывание сказки. Первый человек говорит первую фразу: «В некотором царстве, в некотором государстве…», следующий присоединяет к сказочной фразе одну или две фразы и т. д. Этот прием помогает развивать произвольную память; фантазию и воображение; умение выражать свои мысли; умение слушать.
Сочините сказку о волшебном сундуке, в котором лежит то, что побеждает все страхи. Целью вашей сказки: развитие уверенности в себе, коррекция тревожности и страхов. (работа педагогов)
Мы видим, что сочинить сказку очень интересно и увлекательно. А когда ребенок сам или вместе с педагогом продумывает сюжет сказки, то сказка не только становиться поучительной и занимательной, но и самой запоминающейся.
3. Проигрывание эпизодов сказки, драматизация
Проигрывание эпизодов дает возможность ребенку почувствовать некоторые эмоционально значимые ситуации и проиграть эмоции, проигрывание сказки в ролях. Ребенок интуитивно выбирает для себя "исцеляющую" роль. И здесь надо отдавать роль сценариста самому ребенку, тогда проблемные моменты точно будут проиграны.
4. Постановка сказок с помощью кукол
Работая с куклой, ребенок видит, что каждое его действие немедленно отражается на поведении куклы. Это помогает ему самостоятельно корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительным. Работа с куклами позволяет совершенствовать и проявлять через куклу те эмоции, которые обычно ребенок по каким-то причинам не может себе позволить проявить.
5. Рисование по мотивам сказки
- рисунок наиболее значимого для ребенка отрывка;
- любимого сказочного героя;
- сказочной страны;
Рисуя или работая с различными материалами, ребенок воплощает все, что его волнует, чувства и мысли, освобождаясь от тревоги или другого чувства, которое его беспокоило.
Ну а закончить свою консультацию мне бы хотелось фрагментом одной сказки которая помогают расслабиться, снять напряжение, отдохнуть после психологической работы. Сказка обычно рассказываются под спокойную музыку.
Как вы думаете о какой из видов сказки я вам говорила? (прослушивание сказки)
Общаясь с детьми, старайтесь говорить с ними на языке, который им понятен и на который они лучше отзываются - на языке детской фантазии и воображения. Как сказал Джордж Мартин: «Сказки, как старые друзья, их надо навещать время от времени. Давайте не будем их забывать».