Людмила Рыбакова
Консультация для педагогов «Сказка со счастливым концом» ко Дню рождения Шарля Перро
▼ Скачать + Заказать документы
Людмила Рыбакова Консультация для педагогов «Сказка со счастливым концом» ко Дню рождения Шарля Перро. (Представленные фото-видео из личного архива).
Публикация «Консультация для педагогов „Сказка со счастливым концом“ ко Дню рождения Шарля Перро» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Шарль Перро
- Темочки
Милая, трогательная, трепетная, скромная, приветливая, трудолюбивая, мечтательная, обаятельная, беспрекословная, бескорыстная, обязательная, музыкальная, отзывчивая, «мастерица на все руки». «Она красива и мила. Имя ее от слова «зола». Золушка.
Память Веков сохранила легенду, которая впервые поведала о судьбе девушки, которую и поныне считают прообразом Золушки.
Сохранившиеся скульптуры, вазы, написанные позже картины, говорят нам о девушке, потерявшей туфельку, что изменило в последствие ее судьбу.
В V веке до н. э. древнегреческий историк Геродот рассказал историю, случившуюся в предыдущем VI веке до н. э. с девушкой - гречанкой гетерой Родопис, попавшей в рабство в Египте.
«Танец среди мечей». Г. Семирадский (1881). На сюжет этой картины вдохновил художника «Танец гетеры» на греческой вазе, где «в гармонии сосуществуют люди, природа и искусство».
Гетера Родопис на берегу оставила свои сандалии, а сокол похитил одну сандалию и принес ее царю города Мемфис.
«Мельпомена» III в до н. э
«Сандалии греческой Мельпомены».
Царь был поражен необыкновенной формой этой сандалии и приказал найти ее «хозяйку», послав гонцов «во все концы» света… Родопис стала женой царя. А история девушки, претерпев в течение более двух тысячелетий множество вариаций, осталась в фольклоре в виде легенд и сказок многих народов мира, при этом сюжет изобилует множеством примет, суеверий, а порой и жестоких моментов. Но неизменным остается торжество Добра над злом.
В ХVI веке появляется литературная сказка. Джамбаттиста Базиле (1566-1632)- поэт сказочник собирает и издает сборник «Сказка сказок или Забава для малышей или Времяпреповождение старушек», где 49 сказочных новелл рассказывают королю и королеве десять старушек - сказочниц в течение пяти дней». Это был первый в истории европейской литературы сборник народных волшебных сказок. К сказкам из этого сборника обращались Карло Гоцци, Шарль Перро, братья Гримм, «переделав их», придав характеру героев и сюжету свое видение событий. Так сказки стали Авторскими.
«Миллиарды детей и взрослых на всех 5 континентах знают и любят сказки про Золушку, Спящую красавицу, Кота в сапогах».
Шарль Перро (1628-1703) был очень разносторонним человеком. Находясь всю жизнь на службе у Людовика ХIV он был доверенным лицом короля в вопросах юриспруденции, политики, культуры, архитектурных преобразований дворца, рисовал королевские гобелены, был Академиком, существующей поныне во Франции, «Академии надписей и изящной словесности», отвечая за гравировку медалей и памятников, делал переводы, писал поэмы, стихи «Во славу короля», оставил множество литературных трудов, в частности: «О древних и новых», сравнивая эпоху Людовика, как самую передовую, полностью отрицая культуру прошедших эпох, 40 лет возглавлял составление «Всеобщего словаря французского языка». Ш. Перро много читает и вышивает. Вышивание было в те годы достойным мужским занятием. Вышивал король, в Версале устраивались вставки вышивок. Шарль публикует работу «Вышивание короля», в которой восхищается искусством монарха.
Но в Историю Шарль Перро вошел как Сказочник, по следам которого пошли Братья Гримм, Г. Х. Андерсен, Э. Т. А. Гофман, А. С. Пушкин….
Золушка, Принц, Король, Музыкант и Мачеха в спектакле Театра кукол С. Образцова (2018г)
Неизвестно, стал бы литератор Ш. Перро сказочником? Случилась трагедия: от оспы умирает его молодая жена, оставляя четырех малолетних детей - погодок, старшему из которых 5 лет. Пятидесятилетний Шарль, не доверяя гувернанткам и няням, воспитывает детей сам, разрабатывает методы воспитания своих детей, делая «педагогические выводы», что актуально и в наше время: 1. Обучение должно быть интересно и идти параллельно с игрой. 2.. Ребенок – это взрослый человек в миниатюре, поэтому ему можно рассказывать все, только кратко и очень просто.
3. Надо учитывать умственные способности детей, которые растут с возрастом, по мере развития ребенка.
4. Учитель должен не только много знать, но и быть воспитателем.
«Золушка» в спектакле Театра кукол С. Образцова (2009г)
Дети просят отца посидеть с ними и он рассказывает им старинные французские народные сказки, вернее пытается рассказать, поскольку, Шарль основательно забыл их за долгие годы. Он рассказывает детям все что помнит, а по утрам просит прислугу рассказать ему сказки так, как они их помнят, он записывает их в тетрадь, чтобы вечером прочесть детям.
«Платье Золушки для бала» в балете С. Прокофьева «Золушка».
В ХVII веке ни о какой детской литературе речи не велось: дети, если умели, читали то, что читали взрослые. Да и в Сборнике Джамбаттисты Базиле сказки были не для детских ушей. Дети выросли, а увлечение сказками у Шарля Перро осталось навсегда. Он придумывает и опубликовывает свои Сказки в стихах: «Гризельда», «Ослиная Шкура», «Смешные желания».
В 1697 году выходит в свет его Сборник «Сказки Матушки Гусыни или Рассказы и Сказки былых времен». Сюда вошли: авторская сказка в стихах «Рике - Хохолок» и авторские обработки народных сказок для детей и взрослых: «Золушка», «Красная Шапочка», «Кот в сапогах», «Мальчик-с-пальчик», «Подарки Феи», «Спящая красавица», «Синяя борода». Сборник имел грандиозный успех, что повлекло за собой «моду на сказки», и сочинительством сказок стали занимались многие.
Дочери Мачехи: Злюка и Кривляка из балета С. Прокофьева
Сказки прославили имя Ш. Перро по всему миру. Первое издание «Сказок Матушки Гусыни» в России появилось в 1768г. и предназначалось для взрослых. В 1795 г. сказки адаптировали для детей. С тех пор Сказка «Золушка» Ш. Перро продолжает вдохновлять: издателей, художников – иллюстраторов, композиторов, либреттистов, поэтов, театральных и кинорежиссеров, мультипликаторов, повторить сказку в ее первозданном виде, либо придумать «версии на свой лад, подгоняя сюжет к современным обстоятельствам».
Фея Крестная, Феи Времен года, Золушка и Принц из балета С. Прокофьева
В 1811 г. в России прошла первая инсценировка «Золушки» - «Сандрильона» в частном театре Санкт - Петербурга с элементами оперы, балета, пантомимы и цирка. Весь ХIХ век театральный мир Москвы и Петербурга был увлечен сюжетом: бесчисленные «Сандрильоны», «Волшебные и Хрустальные башмачки» сменяли друг друга. П. И. Чайковский писал музыку к балету «Сандрильона», но работа так и не была завершена. В 1898 г. Пьерина Леньяни в балете «Золушка» на музыку русского композитора Б. Фитингоф-Шеля на сцене Мариинки впервые исполнила свои 32 фуэте.
Вальс Золушки. Последние минутки бала.
Балет «Золушка» С. С. Прокофьева, написанный композитором в годы войны, был показан в Большом театре в 1945 году, ознаменовав собой Победу Советского народа.
Финал балета «Золушка». Аплодисменты.
Сказка «Золушка» Ш. Перро, с ярко, художественно подчеркнутыми понятиями: добро – зло, трудолюбие – лень, хитрость - доверчивость, ложь – правда, лесть – искренность, обижать – жалеть, жестокость – доброта, интересна и понятна детям. Балет С. Прокофьева можно рекомендовать для просмотра детям с родителями: музыка, танец, жест, пантомима помогут детям вспомнить и узнать героев сказки в их музыкально - танцевальном воплощении.
Финал Мюзикла «Золушка» на музыку А. Семенова в Театре Оперетты.
В 1947 г. выходит фильм «Золушка» по пьесе Е. Шварца с Яниной Жеймо в роли Золушки, ставшей Настоящей сказочной Золушкой для многих поколений детей. По сценарию этого фильма композитор Андрей Семенов в 2006 г. сочинил мюзикл «Золушка», который с успехом идет и сегодня в театре Оперетты в Москве.
Финал Мюзикла «Всё о Золушке» на музыку Р. Паулса в Театре Мюзикла. В этом спектакле появились новые герои и новые обстоятельства, в которые они попадают, но это не испортило общий сюжет сказки: Зло получило по заслугам!
Д. Тугаринов «Туфельки» (1995г).
А у этой Золушки всё еще впереди, но туфельки уже есть!
С Новым Старым Годом!